Разработчики — про будущее PC-гейминга

Разработчики — про будущее PC-гейминга

alt

 

 

О будущем PC-гейминга решили поговорить ряд известных в игровой индустрии разработчиков

alt

О будущем PC-гейминга решили поговорить ряд известных в игровой индустрии разработчиков на мероприятии PAX East шоу.


Так вот, за одним столом собрались Джон Эйберкромби — ведущий программист и один из создателей BioShock в студии Irrational Games, Джо Крэйнер из студии Terminal Reality (Ghostbusters), совладелец LanSlide Gaming PC Митчелл Шустер и директор по маркетингу Penny-Arcade Джефф Кэллис.


Портал Shacknews сделал доброе дело и навел ключевые цитаты (разбив их на тематические блоки) участников конференции про дальнейшую судьбу PC как игровой платформы. GameWay, в свою очередь, предлагает нашим читателям ознакомиться с соображениями причастных к игровой индустрии далеко не последних специалистов.



Преимущества PC


Джо Крэйнер: Если смотреть с точки зрения издателя, то PC не представляет для него финансового интереса, ради которого стоит заморачиваться. Но, также можно создать на PC какой-то продукт, который займет свою нишу и найдет свою аудиторию, и в итоге добиться немалого успеха. Torchlight — очень хороший пример. Если ты знаешь каковой будет твоя аудитория, создаешь что-то, не выходя за бюджетные рамки, и знаешь сколько ты сможешь продать копий этой игры, можно получить огромную выгоду.


Джон Эйберкромби: Согласен с Джо. Игры со своей нишей такого типа, как World of Warcraft, Civilization, будут издаваться на PC еще очень долгое время.

 

Джо Крэйнер: Разработка игр на PC обходится намного дешевле, чем на консоли. Также есть такие сервисы распространения, как Steam, с помощью которого имеется прямой контакт с покупателями. Есть возможность снижать цены на продукцию. Вот в чем преимущество PC. Вот почему множество маленьких студий, не имея опыта разработки игр, начинают именно с PC.


Джон Эйберкромби: Кстати да. По-моему, лицензирование продуктов на консолях обходится в столько же, как и разработка самой игры.

 


Проблемы PC

 

Джон Эйберкромби: Издатели с PC собирают лишь 10-15% от всей выручки за игру. Я люблю PC-гейминг, не думаю, что он умрет. Но, я также не думаю, что рынок ААА тайтлов на PC будет расти и развиваться. Это дорога консолей, потому что сегодня там крутятся деньги. Кроме того, ты можешь купить приставку и играть лет пять без апгрейда, чего не скажешь про PC.

 

Джо Крэйнер: Не существует PC платформы, на самом деле. Это просто сборник комплектующих и операционная система, которая поддерживает игры. На PC нет единого стандарта, процветает пиратство. Так почему же мы должны хотеть создавать игры да еще и пользоваться такими драконьими методами, как DRM, чтоб защищать их от кражи?»

 

Джон Эйберкромби: Также очень много условностей для игрока на PC с его покупкой. С консолями легче — ты просто идешь в магазин и покупаешь одну цельную штуку.

 

Джо Крэйнер: Да, много людей имеют мощные видеокарты из последних серий. Но, также есть и основная, обычная аудитория, которая не может себе позволить дорогих комплектующих. И как игрововой разработчик, ты должен думать, чтоб в твою игру смогли поиграть максимальное количество людей. Ради этого мы даже занижаем графическую планку, не смотря на то, что движок способен выжать из самых последних видеокарт их максимум. 

 

Джон Эйберкромби: Если бы перестали заниматься пиратством, если бы не было DRM, мир был бы намного счастливей, разве нет? И мы бы имели намного больше денег с продаж игр на PC, и сами игроки оставались бы довольными.

 


Про цифровую дистрибуцию, Steam и монополии

 

Джон Эйберкромби: Steam, я считаю, сотворил настоящее чудо для PC-гейминга. С ним все намного легче. Можно играть в свои игры с любого компьютера, получать автоматически обновления. Это прекрасно. К сожалению, кроме Steam есть и другие стандарты, как Games For Windows, Direct2Drive, и др., что услажняет ситуацию с точки зрения разработчика.

 

Джо Крэйнер: Да, если ты имеешь один единый сервис, как разработчику, тебе проще иметь дело с покупателями. Но, с другой стороны, та фирма может потребовать больше денег благодаря отстутствию конкуренции. Так что это спорный вопрос «Что лучше — одна система цифровой дистрибуции или много?», и сегодня я не знаю на него ответ.

 

Почему сегодня издатели не ориентируются на цифровой рынок? Они не видят там финансовой выгоды. В то же время, они наблюдают за компанией Valve, которая очень успешна в этой сфере и имеет свою хардкорную аудиторию на PC. И, возможно, по их примеру пойдут другие издатели, которые начнут делать больше PC-тайтлов.


Джон Эйберкромби: Определенно есть перспектива в том пути, по которому идет Valve.

 


Браузерные игры

 

Джон Эйберкромби: Думаю, браузерные игры это очень круто… тебе не нужен PC, тебе нужен лишь браузер. Разработчики могут теперь учитывать не компьютерные комплектующие, а только браузер. Не знаю насколько успешным был проект Quake Live, но, по-моему это очень крутой эксперимент.

 


Про OnLive

 

Митчелл Шустер: Опять здесь всплывает та же проблема, как и с DRM — нужно Интернет-подключение… есть свои ограничения.

 

Джо Крэйнер: Пока что эта технология не раскрыта. Хотя, это могло бы создать некий определенный стандарт и заботы о комплектующих будут не на стороне геймеров, что позитивно.

 


Сможет ли 3D спасти PC?

 

Джон Эйберкромби: 3D действительно может помочь PC-геймингу. Большинство консолей не могут пока себе позволить 3D, поскольку требуется 120 Гц, на консолях вы имеете только 60.

 


PC в следующие 5 лет

 

Джон Эйберкромби: Тенденция последних лет будет продолжаться и дальше — консольные игры будут просто портировать на PC. Также мы увидим рост инди-проектов на PC, и это хорошая перспектива. Если бы не инди-разработчики, сегодня вы бы не имели кое-чего еще, кроме WoW.

 

Джо Крэйнер: Возможно, PC рынок и вырастет в следующие 5 лет. MMO, хардкорные игры, определенного стиля проекты будут разрабатываться и дальше. Я не говорю, что PC мертв, но PC гейминг будет другим. Такого, как было 10 лет назад, когда на PC был устремлен основной взгляд разработчиков, уже не будет.  

 

Джон Эйберкромби: PC-гейминг сегодня находится в вегетативном состоянии. Для него есть рынок, и я точно часть этого рынка. Есть возможность выпускать на PC игры, которые будут выглядеть намного лучше, чем на консолях. Лично мне, например, комфортней играть в шутеры с видом от первого лица на компьютере — я вырос на PC играх. С другой стороны, новые разработчики не имеют такой истории  — они уже росли на консольных продуктах и это определенно влияет на геймдевелопинг сегодня. Кроме того, на консолях игры приносят намного больше денег.



Теги:


Денис Зерыч
Автор: Денис Зерыч Все публикации:
Заместитель главного редактора GameWay
  • RAIDER

    Интересный материал.
    Таки да, ребята правы — консоли приносят прибыль, даже тот же буржуйский ПС3 это дерево с растущими доллярами на нем. Хы Ящик чуть меньше, но все же. А лицензионные игры на ПК покупают только фаны, те кто поддерживает разрабов или же ради мультика. Существуют лишь отдельные индивидуумы покупающие лицензии чисто из принципа. Думаю, все можно сделать проще — снизить цены на ПК игры и народ уже не будет скупиться выложить те деньги на игру, заранее зная что она хорошая. Или же СНГ останется в ТОПе пиратов ибо менталитет у нас такой.

  • Lurker

    ПК будет вечно жив хотя-бы из-за онлайн игр, шутеров и стратегий.
    Консоли в СНГ и в Америке это разные понятия, опять-таки мерять статью на наш рынок не стоит

  • RAIDER

    Кстати, у америкосов совсем другое понятие, видимо, о браузерках laughing

  • Zeratul

    Цитата: Lurker
    опять-таки мерять статью на наш рынок не стоит

    как это не стоит, если именно от американских (и европейских) разработчиков зависит то, будем мы играть в хорошие игры на ПК на нашем рынке или нет. Оо

    Цитата: Lurker
    Консоли в СНГ и в Америке это разные понятия

    в смысле?

    Цитата: Lurker
    ПК будет вечно жив хотя-бы из-за онлайн игр, шутеров и стратегий

    про это как раз и речь в статье

  • Lurker

    про это как раз и речь в статье


    Ну это я кратко отрезюмировал smile

    Консоли в СНГ и в Америке это разные понятия

    Я имел ввиду, что отношение к рынку консольных игр у нас вовсе не то, впрочем это касается и ПК — осознание того что если ты покупаешь лицуху ты поддерживаешь разработчика и все такое. У нас же менталитет : "Дешевле — лучше" потому и работают торренты и иже с ними

  • Zeratul

    а если я тебе скажу, что торренты прекрасно юзаются и в Штатах, и в Европе )

    Вот нашел некоторую инфу — карту соединений пайрат бей

    http://arstechnica.com/web/news/2009/02/global-torrent-connections-mapped-out-by
    -the-pirate-bay.ars

    Пишут что 33% соединений идет с Китая (хотя там он вроде как заблокирован вообще то), 8% с США и Канады,

    # China – 34% of all connections, 7.6 million peers, despite being blocked by The Great Firewall of China.
    # Taiwan – 9.2%, 2 million peers.
    # Malaysia – 8.6%, 1.9 million peers.
    # Japan – 6.5%, 1.5 million peers.
    # USA – 5.8%, 1.3 million peers.
    # Spain – 5.2%, 1.1 million peers.
    # Poland – 4%, 898,000 peers.
    # Canada – 3%, 675,000 peers.
    # UK – 3%, 691,000 peers.
    # France – 1.2%, 260,000 peers.
    # Australia – 0.9%, 197,000 peers.
    # India – 0.4%, 91,000 peers

  • RAIDER

    Интересный списочек. Китай со своим населением всего 7,6 миллионов. Вот у них либо ОЧЕНЬ мало игроков, либо низкий уровень пиратства. А Тайвань это вообще. Америка — 1,3 млн. — вполне нормальные цифры. Видимо мы в топ не входим.

  • Zeratul

    в топ pirate bay не входим. Но у нас куча своих торрентов

  • SlimBaron

    Прочитав эту статью у меня сложилось такое впечатление, что эти люди просто ищут причину из-за которой ПК будет жить. Самая толковая фраза из всего что я тут прочитал это:

    новые разработчики не имеют такой истории — они уже росли на консольных продуктах и это определенно влияет на геймдевелопинг сегодня. Кроме того, на консолях игры приносят намного больше денег.


    А что нужно всем компаниям в наше время? Деньги и ещё раз деньги. Консоли это деньги,а ПК это убыток. Мне кажется со временем ПК проекты будут умирать. Однажды мы не увидим какую нибудь часть GTA 4 ПК. А онлайн игры на которые так много надежд все возлогают перейдут на следующее поколение консолей. Сомневаюсь что ПК гейминг не умрёт.

    P.S. Спасибр за статью, развитие сайта идёт в лучшую сторону

  • GeraltNBF

    у меня два комментария. как обычно много букв.
    - Снижать цены на пк игры нет смысла. то, что мы сейчас получаем в большинстве своем вполне вменяемая цена. большая часть, повторюсь. те же кто не покупают игры по 10-20 долларов по 5-10 их тоже покупать не будут. с другой стороны определенные тайтлы начинают продаваться у нас по европейским ценам и тут уже возникает вопрос не только в том, что лучше покупать игры из-за рубежа (качественнее полиграфия, язык оригинала вместо руцкава дубляжа), но и в том на какую платформу покупать.
    таким образом мы плавно подходим ко второму моменту
    - сейчас играть на консолях в украине выходит дороже чем играть на пк. как бы там не распинались консольщики. Пока что даже по ценам софтпрома у нас игра для пк выходит минимум в два раза дешевле чем для пс3, например. если же говорить про какой-то 1с, то там разница и в 7 раз может быть.
    Да, если вы живете в городе-миллионнике то играми можно меняться. но такая возможность есть не у всех и такие люди как я, к примеру, любят их коллекционировать. но давайте посмотрим на динамику роста цен на пк игры. ценниками в 400 гривен уже никого не удивить. из последних 5 купленных мною коробочных версий игр для пк 4 обошлись больше чем в 300 гривен. в то же время анчартед для пс3 я купил за 299, в киевском геймстопе несколько десятков позиций пс3 игр по 99-199 гривен. в английском гейм.ко ДАО для пс3 по 14 фунтов, пс3 версия нфс шифт в два раза дешевле чем аналог у нас и даже слегка дешевле украинской пк версии этой игры.

    итог вставить не могу — выхожу за дозволенное кол-во символов :)

  • Zeratul

    теперь сможешь)

  • GeraltNBF

    подведем итог — если так пойдет и дальше то цены на пк и консольные версии игр сравняются. а когда пропадет ценовой барьер то платформу для игр мы будем выбирать исключительно исходя из соображений комфорта — мморпг, шутеры, стратегии так и останутся вотчиной пк, адвентюры, экшены, гонки вполне себе будут играться на консолях. останеться только либо дождаться формирования у нас нормального рынка мультимедиа (когда продавцы понимают что с течением времени игры должны дешеветь ) или научить нашего покупателя выбирать место покупки, что опять таки подстегнет формирование адекватного рынка.

  • SlimBaron

    Цитата: GeraltNBF
    - мморпг, шутеры, стратегии так и останутся вотчиной пк


    Я сомневаюсь что это долго продлится. Ну не может ПК существовать как MMORPG платформа. Консоли уже активно начали "захватывать" экшены. Стратегии вскоре перейдут на консоли т.к. не кто не будет делать игры на ПК лишь потому что этот жанр считается компьютерным. Они будут делать деньги, а как я уже писал выше, деньги это консоль. Я думаю следующее поколение консолей окончательно решит судьбу ПК. Тем более подумайте о Консоль +клава + мышка.

  • GeraltNBF

    может, может. по нескольким причинам. консоль + клава и мышка есть и сейчас. и что? много людей купило ред алерт для пс3? мморпг на консолях есть и сейчас. многие помнят какие именно? нет, топорная фигня какая-то будет продолжать выходить для консолей но в основную массу этих игр банально удобнее играть на пк. так же как и в файтинги на конслоях.
    и немного не понял насчет того что "консоли начали захватывать экшены". это исконно консольный жанр, вообще-то. если имелись в виду фпс то это чушь. т.е. их много на консолях, да, но опять таки играть в фпс при помощи контроллера это то же самое что рисовать ногами. т.е. в принципе можно но крайне неудобно. крайне. и оттого враги в консольных и мультиплатформенных шутерах ведут себя как уточки в тире — сидят на месте или двигаются по принципу "пробежал 10 метров-остановился" и в основном в одной плоскости — чтобы было легче целится.

  • Trinn

    Вобщето консоли сами больше похожи на ПК, не даром еще недавно ПС3 можно было использовать как сервер (после выхода новой прошивку — ставить Линукс уже нельзя), да и клаву-мышку давно можно подключить. Просто мы возвращаемся к 80-ым, когда ПК был закрытой платформой (да я говорю о времени ZX Spectrum, Atari, Amiga). Основная проблема ПК в двух вещах — в пиратстве, и отсутствии четкой стандартизации, создавать игры под платформу с одной конфигурацией — легче и дешевле, в тоже время для создания игр на ПК не нужна лицензия (Хотя на консолях Нинтендо очень сильно поддерживает инди-разработчиков), так что ПК будет прерогативой молодых команд и большинства студий из СНГ (до тех пор пока бюджеты игр у нас будут не очень большие). Кстати есть еще одна причина, массовый игрок стает все более казуальным (это опять таки доказала Нинтендо с ее Вии), то есть игры теперь покупаются не в специализированных магазинах, а так между прочим в супермаркетах. А дорогущие ПК с мощными видеокартами нынче прерогатива гиков (или студентов из СНГ :) ). ММО тоже думаю скоро переползут на консоли…
    С другой стороны, если нынешнее поколение консолей не будет долго менятся, ПК таки может выйти из тени, так как массовые ПК смогут обогнать консоли по мощности, владельцы самих консолей, как правило ПК тоже имеют (то есть он есть у всех), будет найден способ эффективно бороться с пиратством то ПК сможет снова эффективно вернуться в войну платформ. Но есть одно но, платформодержатель ПК уже имеет сильную игровую платформу-консоль.

  • Zeratul

    спешу вас "обрадовать". Возможно, в 2012-м мы услышим о ПС4.
    Это если исходить из логики что первая пс вышла в 1994-м, пс2 — в 2000-м, пс3 — 2006-м

  • olsoda

    Основная проблема ПК игр — это пиратство. Производитель не получает запланированного дохода, в отличие от той же ПС3, которую за столько лет до сих пор оказывается не взломали (из-за отсутствия приставки, как то не интересовался этим вопросом). Единственная возможность получить доход от ПК игр их мультиплеерная часть и то в последнее время разработчику приходится жестко контролировать серверную часть игры (привязка выделенных серверов к главному серверу ЕА для БФ-БК2 и долбаный ИВ-НЕТ для КоД-МВ2). Единственное что может спасти ПК игры — это цифровая дистрибуция на подобии STEAM, но с грамотной денежной политикой. Например, цена зависит от региона (ну не готовы мы платить больше 150 грн за игру) и грамотная скидочная система (например, на игру покупаемую на один и тот же аккаунт, начиная с 5-10 штуки — давать существенную скидку) Тут вообще двойная выгода — во первых противовес пиратству, во вторых — борьба с читерством.

  • Trinn

    Насчет ПС4, Сони недавно утверждала что мощность 3-ей еще вся не используется.

    Зы: у меня есть консоль — какая у меня есть в подписи. Честно, я каким либо фанатизмом по платформам не страдаю. Мы ж играем в игры, а не в платформы. Просто иметь много коробок дома неудобно (честно я задумываюсь над приобретением большой консоли… но пока только задумываюсь) и дорого.
    На Х360 пиратство тоже есть, но там Лайв все решает, то есть именно нечто вроде Стима. В общем думаю если б у издателей было бы желание… (Зы: Вот Юбики на нас эксперементируют :) )

  • SlimBaron

    GeraltNBF,
    Я понимаю что на консолях в ФПС не удобно играть. Но если Клава+мышка+ консоль? Разве не тоже самое что и на компе??
    Лично я всегда был ярым сторонником ПК, но я не хочу кормить себя иллюзиями.
    Сейчас мы уже видим большой shit от майкрософт с их великолепным FPS Halo. И это только начало. Сейчас всё больше разработчиков буду отказываться от ПК. да и в принципе какой смысл мне содержать ПК, если в Crysis 2 мне не удастся комфортно поиграть на компе который я купил прошлым летом? А консольщики будут спокойно играть в игру на машинах которым уже несколько лет. Лично я уже точно определился что я счас куплю себе ещё процессор 4х, и больше нечего к компьютеру докупать не буду. Лучше я начну собирать лаве на какой нибудь Xbox720 ил Sony Plastation 4 ;)

  • Kiburga

    Основная проблема в том, что те кто говорит о смерти ПК платформы не учитывают цифровую дистрибуцию и объемы продаж в ней. А судя по тому как в СНГ я сейчас смотрю просто бум на цифровую дистрибуцию начался, не говоря уже о стиме и других мировых подобных цифровых системах то там цифры будут очень даже привлекательные для ПК рынка.

    Просто никто еще не занялся изучением рынка цифровой дистрибуции. Ну я вот сам с недавних пор сделал первую покупку в цифровом магазине, и думаю и дальше буду делать.

  • GeraltNBF

    "Разве не тоже самое что и на компе??"
    нет. телевизор вместо монитора, большее расстояние до экрана, перед телевизором необходимо ставить стол и стул. причем не слишком далеко от телевизора и консоли — чтобы не слишком натягивать провода мышки и клавиатуры но и !главное — не близко, чтобы не бросалось в глаза отсутствие антиалайзинга (вот не помню насчет анизотропной фильтрации). поверьте мне, тот же гадавар 3 с расстояния в метр выглядит уже далеко не так впечатляюще как с трех с половиной метров. + графика, сейчас-то можно смело говорить что графика шутеров на пк лучше чем на консолях, кто не верит -тырк и вперед смотреть на метро2033. графика консольной версии игры выглядит чуть лучше чем пк-версии при низких настройках.
    и тут дело совсем не в вопросах прямоты рук товарищей из а4 games.
    я тут не пытаюсь отстоять идею онли энд форева, нет. на самом деле многие игры на консолях дают совершенно другой экспириенс. некоторые джрпг, гран туризмо, гадавар, хеви рейн это то из-за чего была куплена пс3. на пк такого не было, нет и не будет. а всякий шлак типа гов портируют, да. и он выглядит лучше чем на оригинальной платформе

  • Zeratul

    кстати про gears of war — в 2011-м выйдет GoW 3, естественно на консолях.

  • Trinn

    Серегей Галенкин когда-то у себя в блоге писал что цифровая дистрибюция растет но ритейл все еще больше денег приносит.
    На ПК больше денег приносит не цифровая дистрибюция, а шмот в ММОРПГ :)

  • GeraltNBF

    "но ритейл все еще больше денег приносит."
    помнится кто-то из русских издателей говорил что игра попавшая на первую страницу в стиме за викенд приносит бульше чем за какое-то время продаж всеми другими способами. да что там говорить, у меня, к примеру, на 10 игр купленных в стиме приходится 3-4 купленных в магазине. и-то в интернет-магазине, в обычных я сто лет ничего не покупал

  • SlimBaron

    GeraltNBF,
    У меня нет консоли поэтому с такими нюансами неудобства я не знаком, но теперь буду знать. Разница в метро меня сильно удивила, но графика для меня не главное.

  • GeraltNBF

    "но графика для меня не главное."
    не для всех проектов, да. но в целом, если это не инди игра, отсутствие нормальной графики я списываю либо на малобюджетность либо на то, что руки разработчиков произрастают несколько из другого места чем у нормальных людей.

  • Чемодан

    "Но, также есть и основная, обычная аудитория, которая не может себе позволить дорогих комплектующих"
    А чтобы собрать сливки и с этой аудитории, надо корпеть над оттачиванием программного кода движка, чтобы он не тормозил у этой самой аудитории. Но ведь они же (разрабы) не будут этим заниматься, правильно?

  • SlimBaron

    GeraltNBF,
    Ну лично для меня совершенством графики я щитаю COD4 MW2. В графике лучшей чем в этой игре я не нуждаюсь(я не говорю что лучше нету).Хотя в принципе мне вполне подходит такая графика как в Halo Combat Evolved ;)

  • Wishmaster

    Если у Вас консоль — Вы будете за консоль, если у Вас комп — Вам будет не нравится, что все больше игр идет на консоль. Но компьютер это же не коробка для игр!

  • GeraltNBF

    "Если у Вас консоль — Вы будете за консоль, если у Вас комп — Вам будет не нравится, что все больше игр идет на консоль"
    как-то однобоко, не находите? опять-таки игра в платформы а не в игры.

    кстати, почему до сих пор на сайте не поднята душещипательная тема по последним новостям от близзард? я тут смеюсь уже не знаю сколько и устал слезы вытирать. в двух словах — старкрафт 2 в россии не будет стоить 60 баксов/евро. двд 999 рублей, джевел 499. но за однопользовательскую и многопользовательскую игру на !русских серверах баттлнет будет взиматься абонплата (в двд включен год предоплаты, в джевел 120 дней). за возможность поиграть с кем-то за пределами русского гетто придется доплачивать отдельно
    вот оно, настоящее будущее пк гейминга :) )

  • SlimBaron

    Цитата: Wishmaster
    Если у Вас консоль — Вы будете за консоль, если у Вас комп — Вам будет не нравится, что все больше игр идет на консоль. Но компьютер это же не коробка для игр!


    У меня ПК, но я вижу будущее за консолями

  • RAIDER

    Цитата: Zeratul
    кстати про gears of war — в 2011-м выйдет GoW 3, естественно на консолях.

    Давно уже ходят эти слухи.

    Цитата: Wishmaster
    Если у Вас консоль — Вы будете за консоль, если у Вас комп — Вам будет не нравится, что все больше игр идет на консоль. Но компьютер это же не коробка для игр!

    Американская логика. Комп — для работы, приставка — для игр. Но я, далекий от этих все Плэй Стэйшанав, удивляюсь, как ВОЗМОЖНО ИГРАТЬ В ШУТЕРЫ НА ДЖОЙСТИКЕ?1111

  • Trinn

    Про старкрафт:
    Проапгрейдить до европейской версии русскую будет возможно, это кстати разница в ценах виновата (и неадекватность русских игроков).