Тень выбора (часть вторая)

Тень выбора (часть вторая)

Онлайн игры

 

 

 

 

Моральный и сюжетный выбор в MMORPG – дело очень недалекого будущего  

 

Онлайн игры


В первой части статьи мы закончили на том, что по сути, главное, чем нам предлагают заняться сегодняшние MMORPG – бесконечное истребление местной фауны и, иногда, – флоры. Это не требует никаких личных качеств – только механической работы.


Конечно, можно сказать, что это утверждение верно и для многих однопользовательских ролевых игр. Однако там положение спасает сюжет, интересные персонажи, дающая очевидную мотивацию четко обозначенная конечная цель, ситуации, ставящие игрока перед реальным выбором, действительно способным изменить судьбу персонажа в мире игры, или даже самого мира.


В современной же MMORPG  ничего этого нет. То есть, конечно, существует сюжет, выполненный в виде линейной цепочки квестов, формально оправдывающих истребление всего живого, что попадается игроку на пути.

 

Но реального развития действия, или впечатляющей драматургии от этих сюжетов, увы, ждать почти не приходится. Игре некогда показывать игроку драму – у нее, может быть, тысяча таких же в очереди стоят. Менять судьбы мира тоже никто не позволит – вас много, а мир один.


Поэтому впечатления от движения по сюжету в MMORPG очень часто напоминают впечатления от просмотра какого-нибудь старомодного сериала. Знаете, из тех, у которых нет реально развивающегося сюжета, а есть только не меняющаяся от серии к серии фабула. 

Онлайн игры

 

И там и там, в конце очередной серии/квеста работает правило, которое можно сформулировать как: «В конце все должно быть так, как будто ничего и не происходило». Формально герой совершил великие подвиги, получил за это награду, опыт и доступ к следующему заданию в линии, но никаких реальных последствий для него и мира это не возымело.

 

Никто не стал числить его своим врагом или другом, никто не предложил назвать  его именем город, никто не попробовал в честь победы над страшным Толибуйволом женить его на принцессе… Словом, ничего того, что последовало бы в качественной однопользовательской RPG – никакого развития реального сюжета, не произошло.


Игроку просто выдали материальную награду и отправили восвояси, тут же забыв о его существовании. Да еще и оставив вдобавок обидное подозрение, что точно так же здесь поступают с каждым встречным и все эти подвиги давно поставлены на конвейер.


Впрочем, это еще полбеды. Куда хуже то, что фактически, проходя такие задания, игрок едет по совершенно линейным рельсам, не совершая никакого реального выбора. То есть он может, конечно, выбирать — убивать сейчас саблезубых зайцев, или саблезубых белок, убивать вот того орка или вот этого, выполнять этот квест или тот… Но перед выбором, способным действительно изменить судьбу его персонажа, изменить какие-либо аспекты его взаимодействия с игровым миром, никто игрока не ставит.

Онлайн игры

Максимум о чем тут может идти речь — это выбор вариантов развития персонажа и экипировки. Словом, утверждение о том, что в играх жанра «рулит кач и шмот», при всем своем поверхностном цинизме не так уж беспочвенно.


Как очень верно сказал когда-то Сид Мейер: «Игра – последовательность интересных выборов».  А современная MMORPG не оставляет игроку реального выбора ни в чем, помимо вариантов прокачки и снаряжения, что зачастую, формирует у бывалых игроков довольно циничное отношение.

 

Можно ли решить эту проблему? Как расширить сферу взаимодействия игрового мира и игрока? Увы, современные технологии и приемы геймдизайна не позволяют создать мир, который мог бы динамически реагировать на действия множества игроков, и потому о выборе, способном реально менять игровой мир, нам придется сразу забыть.


Однако, можно попробовать достаточно легко решить эту ситуацию «наоборот». Персонаж не может реально повлиять на мир, но мир – очень даже может реально повлиять на персонажа, позволив игроку не линейно и безальтернативно двигаться по раз и навсегда проложенным рельсам, но отыгрывать роль, хотя бы выбирая на этом пути развилки.

 

Продолжение следует…



Теги:


Автор: Николай Ильченко Все публикации:
Меня зовут Николай Ильченко, и вот уже лет 20 я играю в компьютерные и видеоигры. Ну и пишу о них лет шесть, конечно. Наверное стоило бы давно перейти в какую-нибудь тему "повзрослее", но... игры это интересно. И о них стоит думать и говорить, хотя бы потому, что они - один из важнейших факторов формирующих мироощущение нового поколения. Да и нашего - чего таить...
  • SlimBaron

    Чёт Lar на наши вопросы не отвечает angry

  • Lar

    На какие вопросы? smile
    Ну, что мне, например sharper'у отвечать, если человек в своем разборе пропустил, например, принципиальное:
    "Однако же, давайте попробуем представить, какое именно новое слово в жанре, возможно, будет сказано в ближайшее время."
    (тут, конечно, тоже куда-смотрел-редактор — явно же разные абзацы) и только потом:
    "Главная проблема жанра сегодня – очень узкое взаимодействие игрока с игровым миром " — то о чем говорить?
    Тут, конечно, сработала не очень удачная разбивка текста на части. В том плане, что не о том мы, конечно, в первой части говорили, что " по сути, главное, чем нам предлагают заняться сегодняшние MMORPG – бесконечное истребление местной фауны и, иногда, – флоры", а о общем состоянии жанра.
    Вот, Kiburga, зачем вообще добавлять вводную часть "мы говорили", если упоминаешь в ней только последний абзац и начинаешь по сути с того же абзаца?
    Так бы и пустил с абзаца со ссылкой на предыдущую часть. В конце первой части: "Однако же, давайте попробуем представить, какое именно новое слово в жанре, возможно, будет сказано в ближайшее время" в начале второй: "Главная проблема жанра сегодня…" — тоже не идеально, конечно, ни с какой стороны, но все же…
    Что еще?
    В рамках дискуссии в целом.:
    Может мне показалось, но наверное все же стоит подчеркнуть — я не говорил, что оригинальных идей нету, я говорил о том, что они воплощаются в основном в весьма нишевые игры на фоне "мейнстрима" WoW. А с ВоВкой на этом поле конкурировать пока ни у кого как следует не получалось. И я думаю и не получится.

  • sharper

    Цитата: Lar
    Ну, что мне, например sharper'у отвечать, если человек в своем разборе пропустил, например, принципиальное


    не-не-не-не, ничего не пропустил. я думаю все успели заметить что я по-порядку по каждому абзацу проходился. просто ограничения на кол-во символов в комментарии не позволили все выложить (вот бы мне его увеличить, это ограничение, раза в 3, а лучше в 5). и по поводу "очень узкого взаимодействия" у меня тоже вопросы есть.

    в качестве предисловия — я поклонник жесткой критики, но конструктивной. вылезли, батенька, на общественную трибуну — так уж будьте добры =)

    з.ы.

    Цитата: Lar
    Вот, Kiburga, зачем вообще добавлять вводную часть "мы говорили", если упоминаешь в ней только последний абзац


    как это ни странно, в этом кибурга прав. вводная часть нужна — надо напомнить, в случае если это статья из нескольких частей, или серия статей, о чем говорилось в предыдущей, и дать на нее линк. и он прав в том что дает ссылку и цитирует именно последний абзац, поскольку по законам логики в целом, и жанра в частности, в последнем абзаце должен быть итог — к каким выводам мы пришли в предыдущей части.
    настоящая проблема в том что в статье они находится в другом месте (а они там есть кстати).
    з.з.ы. я бы к уважаемому главреду другие претензии высказал — он свои прямые обязанности не исполняет. ему бы с красным карандашиком, перед тем как пускать в печать, почиркать статейку, да подсказать где в структуре что подправить, а где в содержании. и было бы все зашибись

  • Trinn

    Кстати стало известно что большинство ожидаемых ААА проектов перенесли на следующий год, не изза Катаклизма ли? Страх страшное средство :)

  • sharper

    спс за коммент =)
    продолжение по первой части статьи

    4 абзац: появляющиеся изредка оригинальные проекты, не достигли пока сколь либо заметных успехов на их фоне


    какие проекты? фраза по закон "творчества" вообще напрямую конфликтует с 3-им абзацем. получается что вов "эпигон", не они же принципы придумали.

    5 абзац: Подавляющее большинство современных MMORPG похожи друг на друга, как братья близнецы


    угу, точно. только не упоминается ни star trek online, ни eve online, ни готовящийся к выходу all points bulletin. ни даже second life, которая MMO, но не RPG в классическом понимании (это кстати Кибурге, так что я твой аргумент принимаю, но от своего не отказываюсь). связь между "необходимостью взаимодействия огромного числа людей на сервере" и "работой геймдизайнера" мне весьма сомнительна, а суть утверждения никак не раскрывается.

    6 абзац: Нам предлагают играть, по сути, в одно и то же, лишь слегка видоизменяя правила


    кто предлагает? во что предлагает играть? какие правила?

    7 абзац: ключевой мотивацией для игрока здесь является, в первую очередь, желание пожить в другом мире


    в корне не согласен с высказыванием. желание "пожить в другом мире", другими словами "эксплорейшн", это только одна из мотивационных составлящих. две других, не менее важных, это общение и чуство достижения, победы. именно на этих трех китах держатся все ММОРПГ. и ПвП модель вполне жизнеспособна, это доказывают те же ultima online, shadowbane, eve online, warhammer online и guild wars.

  • xoxot

    Согласен, Kiburgu на рею !!! (:

    А вообще материал Lara мне понравился, и в принципе я с ним согласен. Сам давно не играю в ММОРПГ, так как не во что играть.

    2Sharper

    а сам ты играешь в ММОРПГ сейчас?

  • sharper

    Цитата: xoxot
    а сам ты играешь в ММОРПГ сейчас?


    нет, не играю. поднадоело. сейчас присел на онлайн-шутеры.

    завершение по первой части статьи

    11 абзац: Главная проблема жанра сегодня – очень узкое взаимодействие игрока с игровым миром


    какой новый интересный термин — "узкое взаимоействие". что автор хотел этим сказать – непонятно. Пример «узкого взаимодействия» игрока с миром в ВоВе: куча локаций, квесты, возможность бегать соло и в группе, профы (крафт, собиральничество, рыбалка), баттлграунды, арены, данжи для лоу лвл (каждых 3-5 лвл) и хай лвл, куча рейдов разного уровня сложности, дейли квесты, аукцион, ачивменты (и еще куча всего по мелочи). В какой сингл игре есть более «широкое взаимодействие»?

    Итог Данная статья практически не содержит аргументов, которые бы подтверждали мнение автора, и убеждали читателя в правдивости его выводов. Многие высказывания автора не совсем соответствуют действительности. Статья имеет нарушенную структуру, когда после подведения итогов автор продолжает «по инерции» развивать мысль – предлагает представить, какое именно новое слово в жанре, возможно, будет сказано в ближайшее время (при этом ничего не представляя), говорит (ни к селу ни к городу) об истреблении флоры и фауны, и….. на этом мысль автора заканчивается.

    дальше будет продолжение по второй статье

  • Kiburga

    Такс ребята. Говорить что я не работал над статьей вот не надо. Все что идет в печать я сначала обязательно читаю и правлю. Проблема на самом деле в том, что сам текст получился огромным, около 12-15 тыс. знаков. Давать все это одной статьей — вы бы просто не дочитали до конца, и забросили материал. Поэтому было принято решение разбить статью на три части.

    Если вы готовы читать такие материалы одной статьей и не пошлете за это время все на свете за слишком много букаф — так и скажите — будем значит такие материалы ставить одной статьей. Но как по мне лучше давать по частям.

    Что касается аналитичности материала. Скажу как человек с бооооольшим опытом — любой материал, тем более в жанре аналитико-публицистичиском есть по большому субъективное мнение автора — его взгляд на вещи.

    Аналитика — не есть цифры. Это ОГРОМНОЕ заблуждение.

    Анализ (от др.-греч. «разложение, расчленение») — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

    Исходя из этого, данная статья есть взгляд автора на вещи свойства и отношения в жанре ММОРПГ основанные на его личном опыте полученным в процессе познания этого жанра.

    Так что к любому такому материалу можно придраться и дотошно разбирать предложения по полочкам, требовать от него указания всех возможных цифр, всех возможных аргументов. Это ваше полнейшее право как читателей и такой фидбек только приветствуется – так как думаю, автор сделает нужные выводы и учтет пожелания ваши на следующий раз.

  • sharper

    кибурга опять прав — статьи надо разбивать на части. их проще читать. однако написать большую статью и просто распилить на 3 куска нельзя, каждый должен быть законченным структурно (а с этим есть проблемы). и да, любая аналитика — дело субъективное. просто автору или удается в этом убедить читателей, или нет (вот меня он не убедил). и здесь я исключительно на правах дискуссии и конструктивной критики высказываю свое мнение.

    мои замечания по второй статье
    Синопсис второй части статьи

    1. В современных ММОРПГ фактически отсутствуют: сюжет, интересные персонажи, дающая очевидную мотивацию четко обозначенная конечная цель, ситуации, ставящие игрока перед реальным выбором
    2. От современных ММОРПГ не стоит ждать реального развития действия, или впечатляющей драматургии
    3. Действия игрока (выполнение квестов и т.д.) не оказывают никакого влияния на мир.
    4. Единственный выбор, который имеет игрок – это выбор пути прокачки и шмота
    5. Современный гейм-дизайн не способен создать мир, который будет динамически реагировать на действия игроков


    Я в корне не согласен с автором. Помимо того, что он практически не приводит аргументов, чтобы подтвердить свое мнение, у меня есть куча фактов, которые это мнение опровергают. Раз уж мы во всех обсуждениях так или иначе говорим о WoW как «короле» современных ММОРПГ, а также учитывая мой опыт в данной игре (вот читаю я уважаемого Lar’a, и не могу понять, играл ли он хоть в одну ММОРПГ, а если играл – то сколько; было бы хорошо услышать ответ) то и примеры я буду приводить основываясь на этой игре.

    Продолжение следует…

  • Kiburga

    Теперь мы приходим к основному. Если тебе в корне не нравится взгляд Лара на ММОРПГ хотя бы на основе ВОВа — напиши свою статью-ответ, приведи свои аргументы, покажи тем самым как надо оценивать ситуацию в этом жанре, как писать по нему аналитику — с радостью ее разместим и разложим по полочкам wink

  • xoxot

    Давно пора Sharper'у что-то написать, а коль уже пошла такая жара тем более про ММОРПГ, поддерживаю Kiburgy. Ладно боцман, снимайте капитана с реи =)))
    Ну все, ждем "наш ответ Чемберлену" !!!

  • sharper

    ну, на свою оценку жанра я пока что не претендую, кроме большого опыта в вов, у меня крайне маленький опыт в остальных мморпг — играл только немного в конана, днд онлайн и ив онлайн. вон был шанс оценить бету алл поинтс буллетин, но… (угу, %юзернейм%, это кирпич в твой огород, ога).
    в целом вопрос статьи мне импонирует. там хоть ограничение по символам больше =)

    з.ы.

    Цитата: Kiburga
    Аналитика — не есть цифры. Это ОГРОМНОЕ заблуждение.


    как ты наверное заметил, у меня претензии были не столько по цифрам, сколько по тому что мнение автора зачастую не аргументируется: ни цифрами, ни названиями, ни цитатами, ни объяснениями, ни примерами. плюс Lar делает малопонятные высказывания, не раскрывая их сути.

    Цитата: Kiburga
    данная статья есть взгляд автора на вещи свойства и отношения в жанре ММОРПГ основанные на его личном опыте


    вот. поэтому было бы хорошо этот самый опыт указать.

  • Kiburga

    Я ж говорю напиши статью отталкиваясь от ВОВ, например почему так никто и не создал убийцу ВОВа, в чем его секрет, и что поняв этот секрет другие смогут таки создать нечто качественно новое, и таким образом жанр начнет двигатся вперед. smile

  • SlimBaron

    эх придётся щас столько флуда читать, аж страшно wink

  • GeraltNBF

    По этому мы в год имеем около 5 хороших ММОРПГ на Западном рынке , около 2-3 в год у нас и около 6 в Корее. (подчеркиваю хороших) это не так уж много. Не каждая из них расчитана на миллионную аудиторию.


    я тут у игоря одолжу

    какие ММОРПГ? Кто, где, зачем?


    не могу я утверждать что каждый год выходит 5 хороших мморпг на западе, 6 в корее и lolwut? 2-3 у нас. У НАС хорошие мморпг? 2-3 в год? мы вообще в одной стране живем?

  • Kiburga

    Я считаю хорошая та ММОРПГ на которую я подсел. За всю свою жизнь я подсаживался только не две ММОРПГ ВОВ и EvE, скорее всего буду играть в Рыцарей старой республики. Все. Остальные меня вообще не привлекли. Так что на мой взгляд жанр все такие в застое. Игр выходит много всяких разных но все они практически клоны друг-друга, потому что все гонятся за баблом штампуя пачками ММОРПГ и никто сначала не делает творческий продукт как это было с Ивой и Вовом.

  • Trinn

    Кибурга, обратно ты тоже мотришь однобоко — также Гилд Варс очень неплохая творческая ММО и другая, тот же Властелин Колец… они далеко не клоны ВоВ-а. Просто ВоВ сьел моск всем пользователям. Кстати не факт что Рыцари будут удачными, сколько мы уже разочаровывали в "убийцах". Может не стоит смотреть в сторону "убийц" и станут видны нормальные проекты.
    ВоВ не делали, как творческий продукт ИМХО, а чтобы зашибать бабло, просто качественно реализовав идеи предыдущих, и имея сильный мир. Ив, да творчесская… с этим я согласен.

    Если у вас хороших ассоциируется с ААА проектами миллионниками (по кол-ву пользователей) то да… видимо мы с вами имеем разное мышление…
    Спорить мы можем наверно вечно, доказывая свою точку зрения. Мне например ВоВ не понравился вобще.

  • GeraltNBF

    во-первых, примеров я так и не увидел. и пока их не будет дискутировать по этому поводу смысла действительно нет.
    насчет качества игр — у меня есть понятия хорошая с моей точки зрения игра и игра правильная. по первому пункту все понятно, по второму — правильная игра та, которая продается. либо приносит деньги. симсы — правильная игра. если брать в целом то наверное вторая по правильности в мире. или первая, смотря как позиционировать на ВоВ.
    кстати ремарка
    ВоВ не делали, как творческий продукт — не правда, достаточно только посмотреть на работу художников. не смотря на всю убогость графики по нынешним меркам, к дизайну локаций, к текстурам поверхности подошли очень как говорится "с душой", в том же конане, который чуть ли не эталон в графическом плане, такого не встретишь. и обратно, не увидел я творчества в ив. увидел элит онлайн. хорошую ммог. а насчет взгляда не игры — поверь, среди разработчиков мало энтузиастов готовых работать за признание публики.

  • xoxot

    Ходите вокруг да около.
    мое ИМХО:
    Так называемый "застой" связан с отсутствием выбора.
    Геймеры давно уже прошли lv up.
    Геймеры давно уже обкатали интерфейсы.
    Геймеров тошнит от тоннами наклепаного СТАТИСТАМИ контента, где "Анальный каратель длани безумия" заменяется "Вибрирующим клинком мастера очковых сокращений" и ОМГ типа Геймеры должны получать от этого оргазм.
    Единственное что еще радует Геймеров в ММОРПГ — общения.
    А выбор лично для меня — это наличие всех составных реальной жизни:
    -война
    -экономика
    -социалка
    -политика
    +самое главное — динамично меняющийся мир, читай живой.

    В том же ВоВ экономика урезана, а политика отсутствует в принципе. Но кагбе сделать апгрейд системы в этом плане не проблема, и Катаклизм (новый аддон WoW)

  • xoxot2

    будет включать в себя больше возможностей для гильдий. Проблема в другом, да в идеале можно получить ММОРПГ проект с войной, экономикой, социалкой и политикой НО это опять будет статический, ЧЕРТОВ СТАТИЧЕСКИЙ мир. Кто первый создат игру где можно будет созидать, разрушать, а мир будет меняться постоянно и нелинейно — тот и будет сново папой. Что-то в этом плане пробует Близард, но в это что-то играть не хочу. Вопрос оставляю открытым, когда будет такой проект, и мать его за ногу кто его создаст ?

    P.S. Kiburga за такие "дописания комментов" когда приходиться заходить под другим акком — ВЫПЕЙ ЯДУ !!!

  • Trinn

    ММО с этими вещами уже давно есть — это реал лайф :) . А насчет творчества в ВоВ-е, я конечно понимаю, у нас многие любят Близов горячей любовью. Но давайте быть реалистами, ВоВ — это Варкрафт + Эверквест. То что Сони прспала золотой билет… их вина. Творческих игр я уже давно не видел в ММО. Конан уже давно не эталон в графике, есть игры и покруче.
    Опять таки я говорил о Хороших, а не идеальных играх.
    Кроме того я думаю те пункты что выше, слабо реализованы, так как ММО это не сингл. И новый игрок должен тоже иметь возможность начать. То есть для коммерческой выгоды должен быть постоянный приток

    Мы подошли к тому что лучшая ММО эт настолка :)

  • GeraltNBF

    вот же привычка

    Но давайте быть реалистами, ВоВ — это Варкрафт + Эверквест


    каким мля боком отличная работа левел дизайнеров и художников относится к тому что вов это игра а плюс игра б?
    и опять же.

    Конан уже давно не эталон в графике, есть игры и покруче.


    +

    Опять таки я говорил о Хороших, а не идеальных играх.


    какие именно игры? и список из 15 (по пять в год за последние 3 года) хороших западных мморпг в студию, плиз. с 07 по 10 год включительно. чтобы оперировать фактами как-то.
    я вот утверждаю что а) застоя в жанре нет и б) нет такого количества хороших мморпг как утверждается по той простой причине что такое количество их просто экономически не выгодно.

  • sharper

    геральту +1, правильно глаголет, хоть и сволочь

  • Zeratul

    Не играю в ММОRPG. Но дискуссия очень радует — давно такой предметной и аргументированной не было )

  • GeraltNBF

    нифуя я не сволочь, я хороший :)

  • Trinn

    Список будет чуть меньше, не думал когда писал что факты требовать будут.
    Да пжалусто:
    2007
    Vanguard: Saga of Heroes
    Voyage Century
    Lord of the Rings Online +
    Dreamlords: The Reawakening (мне игра в общем-то понравилась) +
    2008
    Pirates of the Burning Sea
    Age of Conan +
    Warhammer Online
    SAGA +
    2009
    Runes of Magic +
    Darkfall
    Free Realms
    Champions Online
    Fallen Earth
    The Chronicle of Spellborn +
    2010
    Global Agenda
    Star Trek Online
    Mortal Online
    The Agency
    Final Fantasy 14 (эт Япония, так что если хотите можно не считать)
    Black Prophesy… (большинство игр в 2010 г. еще не вышло, ну дык год еще не кончился)
    DC Universe
    Earthrise

    Геральт не злой, он… просто Геральт… :)
    Данные, согласно сайтаMMORPG.com

    Плюсом отметил во что я играл.

  • GeraltNBF

    за 07 год успешных только лотр, вояж специфический, вангард провалился, дримлордс стратегия.
    за 08 пайратс лолшто, АоК и Конан резво стартанули и так же резво сдали свои позиции, превратившись в очень и очень нишевые продукты ,что, естественно, не те результаты к которым стремился издатель. вспомним громкие отставки, в срочном порядке мержащиеся или попросту закрываемые сервера и т.д. Хотя мне они очень понравились, к слову.
    09 вообще, считай, затишье. рунсы вообще позиционируется как бесплатный варкрафт и по-сути не так и плохи, но опять же…
    даркфолл по моим личным наблюдениям без ингейм экспириенса какой-то адски-бюджетный
    фририлмс комментировать не могу потому как вообще не знаком, но сайт заставляет задуматься.
    чемпионы мне тоже не знакомы, это не та калька с сити оф хироус/вилланс?
    fallen earth вот попробовать нужно, там триал вроде как есть.
    ну а комментировать успех игр 10 года будем в 11.
    итого, эс ай сэд, 1-2 на что-то претендующих игры в год ;)

  • Lar

    Trinn,

    тот же Властелин Колец… они далеко не клоны ВоВ-а


    Да ладно, с каких это пор "Властелин Колец" не клон ВоВ-а? :)
    То есть, это, конечно, совершенно самостоятельная и самобытная игра со своими интересными нюансами и находками… Я ее, кстати, вполне люблю и уважаю… но… это ж ВоВ wink

    Цитата: GeraltNBF
    в ВотЛК близзарды несколько исправили эту ситуацию. введены квесты раз и навсегда меняющие для каждого конкретного персонажа локацию, персонажей и прочее. да и в БК были определенные квесты, влияющие на отношение к персонажу и дающие дополнительные плюшки — у незервингов, в огриле…


    Кстати, важный момент — таки да. Собственно то, о чем я в меру своих способностей и хочу рассказать в последней части. smile
    sharper,
    Ну, что-ж, поехали smile

  • Trinn

    Мы просто хорошие игры по разному воспринимаем, для меня эт не только хиты. Вангард провалился не потому что плох, а потому сервис там был в ж…
    АоК может еще выползет, студию (Фанком если не изменяет память) приписали к Биоварам, скоро выходит Rise of Godslayer дополнение.
    А так да успех имело мало проектов, а 2008 год вобще был черным для ММО, провалилось сразу 5-6 ААА проектов, 2 из которых не дожили до наших дней (Одна из них — Табула Раса)

  • Lar

    4 абзац: появляющиеся изредка оригинальные проекты, не достигли пока сколь либо заметных успехов на их фоне

    какие проекты? фраза по закон "творчества" вообще напрямую конфликтует с 3-им абзацем. получается что вов "эпигон", не они же принципы придумали.


    Ну, к примеру действительно удивительная EVE Online это, "всего лишь" около 300000 подписчиков. Цифра внушительная, и ССР Games с этого уже семь лет живут, но, сколько там, говорите, активных подписчиков у ВоВки? А сколько вернется, когда выйдет "Катаклизм"?
    Насчет же законов творчества — к примеру, Бах сформировал принципы классической музыки. Бетховен очень серьезно развил их, выведя на новую ступень. Почему мы не говорим о Бахе, когда речь идет о подражателях Бетховену?
    Твой вопрос ровно об этом.

  • Trinn

    Это при том что Ив проект нишевый и хардкорный, это совсем не казуальная игра.
    Кстати, у нас действительно давно не было такой жаркой дискусии

  • Lar

    Так, и куда девался мой комент по поводу первых трех?

  • SlimBaron

    Я вот вообще сколько ММОрпг игр играл, в 90% процентах из них нужно было выполнять квесты, цель которых до потери сознания бить мобов… Пока вы как мудак бьёте мобов, у вас растёт лвл, а вместе с ним и уважение среди остальных мудаков. Потом вы ходите и убиваете других игроков(которые реже прижимают свой зад к стулу) Вы думаете что вы круты ведь добились успеха среди всех этих мудаков. Но проходит время, и вы понимаете что потерли время зря… А потом вы понимаете пока вы теряли время в нете, у вас не остлось друзей(зато взамен вы преобрели геморой). Потом появляются проблемы в обществе и соотвественно вы возвращаетесь в онлайн мир где вы нереально круты.
    Единственная игра которая реально отлечается от остальных ММО это ив онлайн.

  • Trinn

    В Ив тоже надо иногда сутками сидеть, особенно когда твоя корпа идет походом на вражескую, некоторые битвы часами идут, были случаи когда игроки не спали по ночам изза этого.
    Зы: Хорошо что я социальщик и исследователь в ММО, желание меряться одним органом у меня нет, поэтому играя я играю доколе получаю удовольствие от игры.

  • SlimBaron

    Trinn,
    Все ММО требуют массу времени, я имею в веду ив отличается в плане геймплея.

  • Trinn

    Не так она уж и отличается, тот-же клик-клик интерфейс, что и в наземных. Из космических я жду Блэк Професи, но меня пугает то что ее новый издатель собирается ее делать по условно-бесплатной модели, также жду но-таргет ммо.

  • sharper

    Цитата: Lar
    Кстати, важный момент — таки да. Собственно то, о чем я в меру своих способностей и хочу рассказать в последней части


    это очень хорошо. однако шо ж это за такая статья получается? во второй части обсирать все и вся — нет ни сюжета, ни персонажей, ни драмы (какой у тя кстати опыт в ММОРПГ в общем и вов в частности?), которые как раз в вове и есть. плюс категорично утверждать что мол ни влияния на мир, ни изменения мира нету — а тут на тебе. третья часть станет откровением. может лучше эту самую вторую часть отредактировать, а? сделать так скать апдейт — мол бью челом, такой-сякой, не ведал что глаголю, а тут срача в коментах изведавши, спешу корекцию сделать.

  • Zeratul

    Цитата: Lar
    Так, и куда девался мой комент по поводу первых трех?

    нашел коммент? я ничего не удалял.

  • Lar

    Zeratul
    Да это что-то странное. Видимо два больших коммента подряд как-то не ужились.

  • sharper

    Цитата: Lar
    Мой юный друг, все таки вы воспринимаете чужие мысли поверхностно, агрессивно и с большой толикой нетерпимости.


    агрессивно — да. с толикой нетерпимости — хм, не хотелось бы, надеюсь что нет. поверхностно — вот уж извольте. если вы внимательно читали мои "опусы" то должны были заметить что я изложил свои критические замечания а) структурировано б) аргументировано. и выводы я делал исключительно основываясь на аргументах, и если вы с ними не согласны — отлично, но плз, аргументируйте, опять таки.

    Цитата: Lar
    Конечно-конечно вы правы. А все кругом ничего не понимают. Ок. Вы довольны?


    к чему это?

    кстати, я уже несколько раз в скрытой форме и напрямую задавал вам вопрос. можно надеяться на ответ?
    з.ы. приношу извинения за мое обращение "мой юный друг". оно наверное было неуместным и прозвучало слишком фамильярно.

  • Lar

    sharper,
    Ох, да структурированное и аргументированное замечение типа… впрочем, ты уже извинился и меня тоже извини.
    Далее оп пунктам, восстановим, значит, утраченное:

    2 абзац: Все попытки сбросить его с трона не увенчались ничем даже отдаленно напоминающим успех

    где примеры — цифры, названия, даты?

    — ну если человек слыхал о таких играх как Age of Conan или Warhammer Online, которые до выхода подавались игроками именно как грядущие убийцы ВоВ и революция в жанре, а сейчас являются просто нишевыми ММОРПГ в тени… Особенно забавно было наблюдать исход игроков оттуда после выхода Лич-Кинга… Так вот если человек об этом слыхал, он знает, что я имею в виду. Если не слыхал — пущай верит мне на слово. Рассказывать конкретно для него историю жанра и подгонять все под "вдруг кто не знает и скажет, что это все бред" — я не хочу.

    sharper,

    3 абзац: Не Blizzard придумала принципы, лежащие в основе World of Warcraft

    какие принципы? если не близзард то кто?


    Принципы современной ММОРПГ, конечно. Идеологию взаимодействия с игроком, основы интерфейса итд.
    Кто если не близзард? В первую очередь Sony Online Entertainment в своем EverQuest.

  • SlimBaron

    Вообще то Lineage 2 намного лучше WoW? Вам доказательство выложить?
    P.S. Зачётная у меня ава? ТимАти lol

  • sharper

    ну вот смотри — делать вид что все вокруг знают о чем ты говоришь можно, в конце концов ты ж пишешь для "прошаренной" аудитории. но вот представь себе, что эту статью еще и зашел почитать человек, который только неделю назад впервые узнал что такое ММОРПГ? и это уже не уровень серьезной аналитической статьи выходит (какой ее и хотелось бы видеть), а так, писанина своими для своих.

    Цитата: Lar
    Если не слыхал — пущай верит мне на слово


    а люди не верят на слово, особенно такие читатели как я. к примеру, твой же абзац, который мы сейчас обсуждаем, выглядел бы на порядок интересней в такой редакции:

    С 2004 года в жанре безраздельно властвует World of Warcraft. Все попытки сбросить его с трона не увенчались ничем даже отдаленно напоминающим успех. Age of Conan и Warhammer Online, которые до выхода подавались игрокам именно как грядущие убийцы ВоВ и революция в жанре, сейчас являются просто нишевыми ММОРПГ в тени


    вроде мелочь, но разница чувствуется (как мне кажется).

    з.ы. кибурга, ты как хошь, но этот кирпич в и в твой огород, 50/50. ты тут главред, или кто?

  • Trinn

    Насчет Вахи, если б не природный дисбаланс, когда за одну фракцию играют игроков больше чем за другую, все бы было по другому. У ВоВ фишка не в межрассовых разборках, там рейды классные, по этому этот момент не так важен.
    Умно сделали корейцы в Аионе, для баланса добавив рассу НПС, которая будеи атаковать более сильную из расс.
    Кстати Аион хоть и не убил ВоВ но провалом его считать нельзя.Основной причиной провала Конана был недостаточный контент, но с ВоВ-ом новые игры в этом врядли могут тягаться, за 6 лет (или сколько там ему) у него контента больше чем у всех.

  • sharper

    Цитата: Lar
    Принципы современной ММОРПГ, конечно. Идеологию взаимодействия с игроком, основы интерфейса итд. Кто если не близзард? В первую очередь Sony Online Entertainment в своем EverQuest.


    а сразу почему это не написал? к примеру лично я этого я не знал.

  • Lar

    4 — см там выше.
    5 — это капля в море. second life это вообще не игра — говорить о ней серьезно?
    star trek online представитель следующего поколения по меркам MMORPG она еще не вышла… )) Вот месяца через три — посмотрим. Кстати ты играл?
    6

    Нам предлагают играть, по сути, в одно и то же, лишь слегка видоизменяя правила

    кто предлагает? во что предлагает играть? какие правила?

    — эм…
    пожалуй я пропущу этот вопрос — ок? fellow
    7 социальную составляющую популярности ММОРПГ я здесь вроде бы не рассматриваю — ок? Самоочевидно, что она один из китов жанра — к чему вообще об этом говорить? Почему я считаю составляющую "пожить в другом мире" ключевой? Да потому что две другие жанра не делают. Общение в соцсетях есть, где народ на сиськи отфотошопленые смотрит, свиньями на ферме меряется и закапывает друг-друга в каком-нибудь "веселом кладбище". Достижение успеха — вообще универсальная игра и универсальный фактор. Можешь вспомнить игру без него? А вот "О! Я сраный эльф 80 уровня в суперском доспехе, и у меня есть целый мир, чтоб в нем геройствовать!" — вот это ММОРПГ. В первую очередь — другая жизнь лишенная обыденности. Другой мир.

  • Trinn

    по поводу 5, сейчас кроме Secod Life, в этом маленьком поджанре есть еще две игры (обе на движке кризиса) Blue Mars и Project Entropia (Calypso). В Голубой Марс играл, красивая … виртуальная реальность. Игрой такие игры сложно назвать.

  • sharper

    Цитата: Lar
    5 — это капля в море


    как минимум стоит упомянуть в качестве исключения. вдруг твою статью будет читать страждущая душа, которая не знает куда пойти-податься подальше от надоевших фентези сеттингов.

    Цитата: Lar
    star trek online представитель следующего поколения по меркам MMORPG она еще не вышла… )) Вот месяца через три — посмотрим. Кстати ты играл?


    нет, не играл. меня вообще не прут сай-фай сеттинги. и это при том что я большой поклонник н/ф.

    Цитата: Lar
    Самоочевидно, что она один из китов жанра — к чему вообще об этом говорить?


    а это надо упомянуть, хотя бы чтобы успокоить таких легковозбудимых читателей как я. мол все ок, ребята, не кипишуйте, я знаю что есть и это и это, но сегодня говорим об одном основном аспекте.

    Цитата: Lar
    А вот "О! Я сраный эльф 80 уровня в суперском доспехе, и у меня есть целый мир, чтоб в нем геройствовать!" — вот это ММОРПГ


    если быть уж совсем точным, то один этот фактор тоже мморпг не делает. морровинды обливионы там всякие и готики…
    а вот совокупность этих трех факторов, как раз и делает. кстати по поводу ощущения достижения (я не ачивки в стиме имею ввиду) я бы с тобой тоже поспорил. выходит и отлично себя чуствует куча игр, которым это просто не нужно. из последних — метро 2033. а вот в ММОРПГ это доведено просто до культа, и без этого они существовать не могут. а как иначе заставить миллионы людей из месяца в месяц из года в год нести тебе свои кровные?

  • Trinn

    Не во всех ММОРПГ эт до культа доведено, атолько в тех где классическая система, у кого сильнее пушка тот и сильней, возможно есть такие ММОРПГ в мире, где важны умения самого игрока (я таких пока не знаю, но все может быть).

    Стар Трек Онлайн — это пять, месячная подписка и кеш-шоп, ктото там очень жадный…

  • sharper

    Цитата: Trinn
    Не во всех ММОРПГ эт до культа доведено


    во всех. ощущение достижения — это возможность постоянно к чему то стремиться: прокачать лвл, найти шмотку, убить босса, заработать 100 000 кредитов, разгромить вражескую гильдию, построить замок, заработать арена рейтинг и получить енд-сизон награды и т.д. впереди перед игроком постоянно должна маячить морковка. более того, игрок должен эту самую морковку время от времени получать, но как только он получит одну морковку, впереди должна появляться другая, и так до бесконечности. когда морковка пропадает, люди ливают. а для офлайн игры бывает достаточно сюжета, интересных персонажей, или оригинального геймплея.

  • Trinn

    Ну тогда эт вобще в играх… (красивый сюжет, персонажи эт все обертка)

  • Lar

    7а — куда более важный момент:

    и ПвП модель вполне жизнеспособна, это доказывают те же ultima online, shadowbane, eve online, warhammer online и guild wars.


    Конечно, приводить в качестве примера ultima online нельзя. Пока она со своей хардкорной механикой и спрайтовыми ужасами нашего городка была ОДНА в нее таки да играли как в восьмое чудо света — но при чем тут современные ММОРПГ?
    Но в целом вопрос с ПвП составляющей я считаю важным.
    Просто само усиление ПвП составляющей в той же Warhammer Online… ок, убила она ВоВ? В ММОРПГ с усиленым акцентом на ПвП неизбежно смещаются акценты… в сторону ПвП )) И дружелюбность к казуальному пользователю тоже тут же падает.
    Поэтому ПвП ММОРПГ вряд ли когда-либо будут мейнстримом.
    (Хотя Guild Wars -таки да…)

  • sharper

    Цитата: Lar
    Просто само усиление ПвП составляющей в той же Warhammer Online… ок, убила она ВоВ?


    ты бы тогда начал с того, что надо считать кризисом в жанре. с твоей точки зрения, насколько я понял, кризис в жанре — это безраздельное царствование вова в отчетах о количестве подписчиков. и пока король не будет свержен, а королевство раздеребанено — считаем кризис жанра.
    а для меня кризис жанра — когда не во что играть. альтернативных тайтлов нет, новые не выходят. потому я и считаю, что кризиса нет — достаточно и сеттингов, и геймплейных моделей, и моделей оплаты. и как игроку, играть в игру с 10 кк подписчиков, и 300к подписчиков — думаю разницы практически не почуствуешь, лишь бы игра нравилась

  • Trinn

    sharper +1, таки нашелся человек который меня поддерживает :) .
    Как можно говорить про кризис в самом быстрорастущем (по прибыльности) секторе електронных развлечений. Кризис идей, застой жанра, возможно… но опять конкуренция клевая штука и не все смирились с безраздельным влавствованием ВоВ-а, в 2010-2011 году нас ждут игры с совершенно новыми интерфейсами управления. В классике думаюб правление ВоВ-а не окончится… Но думаю в 2011 мы узнаем о новой ММО Близов.

  • Lar

    Цитата: sharper
    ты бы тогда начал с того, что надо считать кризисом в жанре. с твоей точки зрения, насколько я понял, кризис в жанре — это безраздельное царствование вова в отчетах о количестве подписчиков. и пока король не будет свержен, а королевство раздеребанено — считаем кризис жанра.


    Ну в целом ты пожалуй прав — застой было бы точнее.

  • GeraltNBF

    Конечно, приводить в качестве примера ultima online нельзя. Пока она со своей хардкорной механикой и спрайтовыми ужасами нашего городка была ОДНА в нее таки да играли как в восьмое чудо света — но при чем тут современные ММОРПГ?


    тащемто игра жива и сейчас, что само по себе невероятно.

  • Trinn

    Таки автор прав, я много раз когда-то задумывался, еще играя в РО1, почему я, отыгрывая вроде-бы доброго персонажа должен истреблять милую, притом часто даже не агресивную фауну. Почему игрок не может избирать путь своего развития, не какие-то там циферки и заклинания, а именно свою роль.
    Кроме того появляетя еще одна проблема — ИИ (искуственного интеллекта), в ММО мобы обычно значительно более безмозглые чем в своих сингловых собратьях, а ведь при должной разработке их тоже можно привлечь к геймплею, например снадбив их например способностьб распознавать простые слова, благодаря чему например можно сделать выбор между боевым решением вопроса или мирным

  • SlimBaron

    Спасибо. Про ла2 будет что то?)

  • RAIDER

    Я вот Аион решил поиграть…

  • GeraltNBF

    «В конце все должно быть так, как будто ничего и не происходило». Формально герой совершил великие подвиги, получил за это награду, опыт и доступ к следующему заданию в линии, но никаких реальных последствий для него и мира это не возымело.


    в ВотЛК близзарды несколько исправили эту ситуацию. введены квесты раз и навсегда меняющие для каждого конкретного персонажа локацию, персонажей и прочее. да и в БК были определенные квесты, влияющие на отношение к персонажу и дающие дополнительные плюшки — у незервингов, в огриле…
    в шадовбейне вообще можно было строить свои города и в принципе захватить власть над всем миром

  • sharper

    еще раз перечитал первую и вторую часть статьи — к сожалению аналитикой в них и не пахнет.

    В первой части статьи мы пришли к выводу, что по сути, главное, чем нам предлагают заняться сегодняшние MMORPG – бесконечное истребление местной фауны и, иногда, – флоры


    на чем, интересно, базируются эти выводы? смотрим первую статью:

    1 абзац: ММОРПГ в кризисе
    2 абзац: В жанре властвует ВОВ
    3 абзац: Близзард не создала ничего нового, а всего лишь успешно использует «законы жанра»
    4 абзац: Конкурировать с ВОВом нельзя
    5 абзац: Большинство существующих ММОРПГ копируют друг друга
    6 абзац: Улон на ПвП может быть ключем к спасению
    7 абзац: Уклон на ПвП не интересен игрокам
    8 абзац: ПвП вообще не подходит для ММОРПГ
    9 абзац: никаких эволюционных изменения в жанре в ближайшее время не произойдет
    10 абзац: «убийцей» ВоВа будет очередное творение Близзов
    11 абзац: главная проблема жанра – узкое взаимодействие игрока с миром
    12 абзац: ММОРПГ на сегодня предлагают только истребление флоры и фауны


    дорогой автор, скажите, пожалуйста, на чем вы пришли к такому выводу, если у вас во всей первой части не было ни единого аргумента по теме? Более того, вы сами приводили примеры ММОРПГ, где уклон делается в ПвП. Более того, как для статьи с претензией на аналитику, вы совершенно забыли об альтернативных проектах, таких как Second Life. Мой вывод, базируясь на приведенных мной аргументах: все ваши аргументы кажутся высосанными из пальца и / или скопированными из других источников — я не верю что вы хотя бы 3 месяца играли хоть в одну ММОРПГ, или тем более ВоВ

    Продолжение по второй части статьи следует…

  • Kiburga

    Фраза мы "пришли к выводу" — это моя редакторская врезка, автор здесь ни причем. wink Но пожалуй ты прав в том что скорее надо было не использовать фразу пришли к выводу. Исправил на "мы говорили".

    Что касается остального — то те 12 пукнтов которые ты описал и есть аналитика — так как все это 12 маленьких выводов и оценок, которые рисуют точну картину состояния ММОРПГ на сегодняшний день.

    По концовке поста это уже у Лара надо спрашивать… Но опять же Second Life насколько мне известно ни есть ММОРПГ, а именно об этом жанре мы говорим.

  • sharper

    хорошо, тогда обращаю внимание редактора =) цитирую автора:

    MMORPG как жанр уже довольно давно пребывает в глубоком кризисе. На фоне невероятных успехов отдельных онлайн-миров, огромной капитализации рынка и все еще не показывающей признаков усталости публики, это утверждение может показаться более чем странным. Но давайте посмотрим на ситуацию немного с другой стороны.


    автор раскрывал тему, почему же жанр находится в кризисе. а никак не о "бесконечном истреблении местной фауны и, иногда, – флоры". данный аргумент автора, я продолжаю на этом настаивать, вообще "ни в тын ни в ворота".

    Цитата: Kiburga
    Что касается остального — то те 12 пукнтов которые ты описал и есть аналитика


    для аналитической статьи необходимо использовать аргументы и примеры. я не говорю уже об обязательных инструментах — индукции и дедукции. в чем проблема статьи:

    2 абзац: Все попытки сбросить его с трона не увенчались ничем даже отдаленно напоминающим успех


    где примеры — цифры, названия, даты?

    3 абзац: Не Blizzard придумала принципы, лежащие в основе World of Warcraft


    какие принципы? если не близзард то кто?

    дальше расписать не могу, пишет "слишком большое сообщение".

  • Trinn

    Кибурга, самое смешное что жанр в кризисе только на западе да и у нас, так как у нас не так много комманд готовых делать качественные продукты.
    Игры с классическим геймплеем "пипл хавает", вот они и выходят. Кроме того на западе боятся изза ВоВ выпускать что-то новое…
    Как ктото написал гдето популярность ВоВа сделала застой в жанре
    Но это не означает растущие в качестве корейские и китайские ММО (не выпускали бы их в таком кол-ве в разных поджанрах, от экшенов и заканчивая аркадами). Там жанр процветает…
    Это не Близы придумали, они еще в Ультиме были, а потом и Еверквест (1-ый), ВоВ кстати почти калька с оного… просто качественная.
    Вот сейчас на Западе застой более-менее уходит, СтарТрек вышел (кто кстати играл?), и др скоро… Насчет городов и прочих дележей территорий, возможности построить королевства, в этом году выходит как-минимум две игры… это то что я знаю. Также несколько игр с системой влияния на игрока, когда выполненный какой-то квест влияет на дальнейшее его развитие…
    Толи еще будет…

  • SlimBaron

    sharper,
    жесть wink

  • GeraltNBF

    Там жанр процветает…


    правда? руссоквестов тоже было, простите, дохерища. означало ли это что жанр квестов процветал?
    с другой стороны, я не считаю что в мморпг сейчас застой. даже на западе. хорошие, качественные мморпг не нужны в таких количествах как остальные игры. их должно быть ДО 10 при самых хороших раскладах. это не сингловые проекты, которые проходятся за 10-70 часов, после чего совершается поход в магазин за следующей игрой. в мморпг играют годами, а потому динамика появления новых продуктов совершенно иная.

  • Trinn

    Я про качественные проекты говорю, также.
    Гераль если послушать тебя, то вобщем-то можно прийти к выводу что новые ммо и не нужны, хватит и существующих :)
    Это такой жанр, как и все и хоть игру из этого жанра пройти нельзя, но надоесть она может.

    Насчет процветания: как минимум со стороны издателей кризиса нет, пипл хавает.

  • GeraltNBF

    Гераль если послушать тебя, то вобщем-то можно прийти к выводу что новые ммо и не нужны, хватит и существующих :)


    слушай меня, слушай, я в мморпг играю с 97 года :) а если серьезно, то на самом деле мморпг должны выходить гораздо реже. ведь, в отличии от синглплея, тут цель не продать коробку, тут цель "подсадить" на подписку, игру можно и даром отдавать. и вот если присмотреться повнимательней то мы поймем что делать двадцать, тридцать хороших мморпг в год не выгодно как минимум экономически — пользователи как всегда остановят свой выбор на 3-5 (причем основная аудитория будет играть как минимум год). остальные будут убыточны. вывод очевиден

  • Trinn

    В рамках СНГ ты возможно прав, но в мировом масштабе нет. Ты учитывай, что в Европе и Америке играют больше, тем более больше в Ю.Корее и Китае. (в Ю.Корее в ММО играет треть населения например, по статистике). По этому мы в год имеем около 5 хороших ММОРПГ на Западном рынке , около 2-3 в год у нас и около 6 в Корее. (подчеркиваю хороших) это не так уж много. Не каждая из них расчитана на миллионную аудиторию.
    Около 10 проектов категории В, и туча дешевых. Из убыточных я знаю только одну азиатскую студию которая в прошлом году стала банкротом, ну и туеву кучу убийц ВоВ-а которые потерпели фиаско на западе.

    Так, что кризиса я не вижу.

    (я тоже играю в ММОРПГ где-то столько-же :) )