Украинская сетевая игровая журналистика вот уже несколько лет с завистью поглядывает на российских коллег с их большими рекламными бюджетами и трафиком, студиями для съемок передач и прямых эфиров, полноценными редакциями с собственными офисами, прямым доступом к представительствам основных игровых компаний и международных издательств.
Сегодня российский рынок – это, как ни крути, профессиональный игрожур, с его плюсами и минусами, десятками онлайн изданий, скандалами, интригами, поглощениями, дискуссией о качестве контента и аудитории.
Как было раньше в Украине?
Некое подобие полноценного рынка игровой журналистики в нашей стране существовало в двухтысячные года. Эта была эпоха расцвета печатных изданий: «Шпиль», «Геймплей», «Домашний ПК», «Мой компьютер игровой», PC Gamer в Украине, «Шпиллер», «Фуфел» и многие другие. Чуть ли не каждый журнал, ориентированный на мужскую аудиторию, обязательно писал про игры. Было время, когда локальные издатели, вроде 1С, активно размещали на страницах таких изданий прямую рекламу игровых новинок.
Большую лепту в рекламные бюджеты вносили различные производители компьютеров и периферии. Да и подписка плюс непосредственно продажи тиражей позволяли таким изданиям полноценно жить.
Когда запускался сайт GameWay в 2009 году, который начинался скорее как авторская страничка в Интернете про игры и проба пера, это уже был период упадка традиционного печатного игрожура. Локальные украинские издания умирали одно за другим, и в итоге на рынке печатной прессы остался всего один журнал «Шпиль». Он ориентирован на более юную аудиторию и держится не столько за счет рекламы, сколько благодаря прямым продажам своего тиража, достаточно внушительной группе «Вконтакте» (около 8 тыс.) и участию в создании телепередачи «Игронавты» на телеканале QTV.
После кризиса целая плеяда авторов печатных журналов разбежалась, кто куда. Одни ушли в игровую индустрию, другие делать обзоры девайсов в крупные Интернет-магазины, вроде «Розетки», третьи пишут для российских и украинских игровых сайтов или же вовсе сменили род деятельности.
Попытки многих бывших «журнальщиков» перейти в Интернет и запустить там свои онлайн проекты – были, но нельзя сказать, что они увенчались успехом. Например, бывшие МИКовцы запустили социальную сеть про игры http://mikportal.org/, но ее посещаемость находится на уровне 400-500 человек в неделю.
Что имеем сейчас?
К концу 2011 года, когда закрылся предпоследний, кроме «Шпиля», печатный журнал в котором писали про игры – «Домашний ПК» стало совершенно очевидно, что будущее отечественной игровой журналистики стоит искать только в Сети.
За эти годы я неоднократно наблюдал попытки запустить в Украине очередное игровое СМИ или блог в Интернете. Но у большинства желающих заняться этим на словах – руки не доходили до дела. У тех же, кто все-таки запускался, спустя какое то время отпадало желание, что приводило к закрытию проекта.
Мало запустить сам сайт на “вордпрессе”, необходимо не только ежедневно работать над его наполнением, но и иметь возможность стабильно вкладывать в ресурс хотя бы небольшие финансовые ресурсы (хостинг, покупка игр на обзоры, раздачи, конкурсы, и т.д.). Если подходить к делу на голом энтузиазме, то максимум, что у вас получится – личный блог об играх. 99% таких блогов будут заброшены и забрасываются через пару месяцев игры в «игровую журналистику».
Единицы выстреливают и перерастают в какое то подобие игровых онлайн изданий. Но за это время энтузиасты взрослеют, заканчивают университеты, обзаводятся семьями и у них появляются финансовые потребности и аппетиты. Поэтому, рано или поздно голый энтузиазм иссякнет и все равно остро встанет вопрос о деньгах.
Кто играет на украинском «рынке» сетевой игровой журналистики?
Попробуем взглянуть на состояние украинского так называемого рынка сетевой игровой журналистики. Почему так называемого? Потому, что реально его еще нет, есть некий первичный бульон, из которого может что-то в перспективе и сварится, а может, и нет.
В отличие от России, большинство игровых ресурсов в Украине являются сайтом в сайте в рамках крупных и финансово состоятельных IT проектов. Игры не воспринимаются ими как ниша, которой можно полностью посвятить отдельный онлайн ресурс. Поэтому об играх здесь пишут в одном из разделов большого сайта, для привлечения дополнительного трафика в общий котел.
К примеру, http://itc.ua/ – имеет активно наполняющийся раздел про игры на основном сайте, где публикует новости и игровые обзоры.
Также в рамках холдинга в качестве подсайта существует игровая блог платформа http://gameplay.itc.ua/. Это сетевой остаток от былого величия печатного журнала Gameplay, который так и не стал успешным продолжением издания и его наследником в онлайне.
Интерес у геймерского сообщества к этому ресурсу заметно упал за последние годы как впрочем, и у самого холдинга ITC. Cейчас жизнедеятельность Gameplay поддерживается всего одним профессиональным игровым журналистом – Дмитрием Веселовым (aka Grayraw). По этому поводу часто шутят о том, что gameplay.itc.ua пора уже переименовать в veselov.itc.ua.
Конечно же, вины автора здесь нет, он старается, как может. Просто объективно gameplay.itc.ua не вписывается в новую структуру холдинга, которая сформировалась после ухода ITC с печатного рынка. Подсайт Gameplay и закрыть жалко, какой-никакой трафик все-таки дает и откручивает редкие баннера, но и развивать не видят надобности, есть же раздел про игры на основном сайте.
Прогноз – если ничего не поменяется, gameplay.itc.ua рано или поздно все-таки закроют за ненадобностью.
Блоги об играх
http://galyonkin.com/ – этот блог ведет Сергей Галенкин (более 5,5 тыс. подписчиков в Твиттере), и это №1 игровой блоггер в Украине и, наверное, даже в России на которого часто ссылаются многие западные СМИ. Имея прямой доступ к индустрии как директор по маркетингу Nival и всем внутренним темам регулярно радует эксклюзивами и аналитикой. Особую любовь питает к Kotaku и часто цитирует новости оттуда. С 2012 года выпускает подкасты вместе с Михаилом Кузьминым и Сергеем Климовым.
http://pressxtowin.com/ – команда молодых игровых блоггеров. Пишут в основном о наболевшем, об эмоциях и своем: обзоры на любимые инди, о понравившихся видео роликах, о том, почему, например, важно отключить карту в Far Cry 3 и прочем. Также делают неплохие новости. Ребята перспективные, но для них как раз актуален вопрос «когда энтузиазм закончится, что дальше?».
Локальные профильные русскоязычные онлайн издания об играх
По сути, сегодня в Украине это http://gameway.com.ua. В январе 2013 сайту исполнилось 4 года. Ресурс базируется в Киеве, и старается по возможности информационно поддерживать отечественную игровую индустрию. Начинался как pc only and forever, но с 2012 года пишет также о консолях и планшетных играх. За время существования сайт посетило более 2 млн. человек, а количество опубликованных материалов, обзоров и игровых новостей приближается к отметке 8 тыс. GameWay пытается, насколько это позволяют собственные возможности и обстоятельства, работать как полноценное игровое СМИ. Что-то получается, что-то, увы, нет.
Исключительно украиноязычные сайты про игры
Особенно заметным этот сегмент стал в 2012 году. Раньше считалось, что писать об играх на украинском языке бесперспективно – индустрия то вся русскоязычная, издатели российские, локализации на русском языке, поисковые запросы тоже. Но за более чем 22 года независимости Украины выросло целое поколение украиноговорящих геймеров, которые и стали основной аудиторией таких игровых сайтов.
Большую роль здесь также играет патриотическая мотивация аудитории – «мы хотим читать про игры на украинском языке, играть в игры на украинском, платить за игры в Steam и Origin не рубли и доллары, а гривны».
Например:
http://www.opengamer.com.ua/ – базируется во Львове и старается быть профильным изданием для украиноязычной аудитории. Появился совсем недавно и завоевал популярность в 2012 году. Ребята сделали основную ставку на видео-контент и развитие группы Вконтакте, которая разрослась до 10 тыс. человек. Проблема в том, что, судя по всему, группа ВК уже перевесила сам сайт opengamer.com.ua и начала жить своей отдельной жизнью. Также непонятно насколько долго хватит запала молодых львовских энтузиастов.
Из этой же категории, только более радикальной патриотической направленности есть еще – http://playua.in.ua/.
Игровые СМИ на экспорт
http://gamer-info.com/ – мало кто знает, но это на самом то деле украинский сайт. Просто изначально он запускался, так сказать, на экспорт в RU зону Интернета и делал ставку на российского читателя и российский рынок. Добился за границей определенных успехов, выйдя на заметный уровень. Фишка ресурса – хороший и информативный рейтинг оценок на игры от игровых сайтов России и Украины RU Score.
Cайты про онлайн игры
http://mmorpg.ua – модная и актуальная тенденция запускать игровые сайты исключительно посвященные онлайн играм, дошла и до Украины. Проект в Сети начиная с 2010 года, это и каталог онлайн игр, новости и своя церемония определения лучших онлайн игр Perpetuum MOB 2012.
Монетизация игровой журналистики в Украине
Может ли игровая журналистика монетизироваться в Украине? Точно ответить сложно. Пока никто из тех, кого я знаю, не заработал на игровых изданиях хоть какие-то даже самые скромные капиталы, чтобы стать настоящим медиа бизнесменом.
Возможно, что-то зарабатывает на тиражах и рекламе только «Шпиль», в противном случае он бы давно закрылся, а также интернет эмигрант Gamer-info. Не видно пока и желающих инвесторов вкладывать средства именно в широко тематические игровые сайты в Украине с их последующим выводом на уровень AG.ru, Kanobu, GMbox.
Основные деньги и рекламные бюджеты в нашей стране крутятся вокруг киберспорта и киберспортивных сайтов, вот там зарабатывают и весьма неплохо. Но это уже совсем другая журналистика, я бы назвал ее спортивной, шоуменской.
Кое-что в плане финансов перепадает от рекламных бюджетов крупных IT ресурсов, если об играх пишут в их разделах. Среднестатическое СМИ об играх в Украине (не сборники флеш игр, торренты и проч.) сегодня работает скорее на перспективу и мечтает хотя бы о самоокупности.
Абсолютное большинство украинских игровых журналистов зарабатывают деньги не в этой сфере, а на других основных работах. Написание обзоров воспринимается скорее как хобби, и незначительный дополнительный вид заработка, который в основном тратится на покупку лицензионных игр, или апгрейд своего компьютера – не более.
Увы, будущее украинской игровой журналистики зависит не от игровых журналистов – кадры есть, аудитория есть, опыт есть, желание делать качественный продукт тоже.
Нет главного – инвестиций со стороны медиа-холдингов и рекламных бюджетов от самой игровой индустрии за редким исключением: Wargaming, Sony Computer Entertainment Europe в Украине. Удерживаться на плаву также позволяет сотрудничество с локальными и российскими онлайн магазинами игр и производителями геймерских девайсов вроде Razer и Steelseries.