Хотел бы я знать что, собственно, такое книга?
Напечатанные буквы?
Но когда раскрываешь её, вдруг появляются люди,
которых прежде не знал, и начинаются приключения, битвы и шторма,
или оказываешься в чужих странах и городах, и всё это — из-за книги.
Michael Ende “Die Unendliche Geschichte”
Обычно считается, что искусство – это что-то “классическое”, обязательно высоколобое, элитарное и всеми признанное. Например, скульптуры Фидия, или пьесы Шекспира. Вот они уж точно искусство. Правда, Фидия при жизни ругали за то, что он лепил, в основном, для заработка. А Шекспир при жизни считался кем-то вроде бестселлериста, не имеющего никакого отношения к настоящему искусству. Но прошли годы, и обоих оценили по достоинству.
Критерии, все критерии… И что самое важное, эти критерии не только меняются в каждом столетии, но даже часто зависят от личного восприятия. Хотите пример? Вы ведь думаете, что в эпиграф вынесена цитата из какого-нибудь философского трактата или эссе? А ведь это детская сказка, “Бесконечная история”, которую мы знаем по фильму Вольфганга Петерсена. Видите, достаточно “умного” названия, и мы уже составили себе представление. Так и с играми: представление о них часто строится на какой-нибудь третьестепенной мелочи. Вроде названия. И правда: как может быть предметом искусства игра с названием “Bioshock” или “Mass Effect”. Но ведь они таковыми являются, по версии Смитсонианского университета.
У искусства множество различных признаков, но главный среди них один – любое произведение искусства всегда рассказывает историю. Она может принимать вид картины, повествования, музыкального произведения и даже архитектурного ансамбля. Она может быть театральной пьесой, кинолентой, танцевальным номером. А может быть и компьютерной игрой.
Ведь что такое игра, как не история, сплавленная воедино с изобразительным искусством, музыкой, скульптурой и архитектурой. Последнее даже не метафора – достаточно посмотреть на архитектуру городов данмеров в “Морровинде”, или “растительные” города фей в “Королевствах Амалура”. Это следующий шаг, сделанный человечеством в развитии форм рассказывания историй, после того как кино достигло предела своего развития.
Упрощенно говоря, книга – это когда хочется влезть с ногами в кресло, взять чаю с бутербродами, и под звуки дождя наслаждаться творчеством любимого писателя. Музыка – это когда хочется надеть наушники, закрыть глаза, и плыть по звуковым волнам. Театр – это когда хочется посмотреть, как искусство актеров превращает условные декорации в рамку чьей-то жизни. Кино – это когда хочется увидеть не только мастерство актеров, но и хотя бы одним глазом заглянуть в мир, где живут их герои. А игра – это когда хочется не только увидеть, но и самому найти свое место в той, иной реальности, и самому прикоснуться к самой ткани повествования, и внести в нее свою частичку.
Итак, выходит, что игра – не более чем “живая” книга? Возможно, так и было где-то в восьмидесятые и девяностые годы, когда тот же Раймонд Фейст игры рассматривал как приложение к своим фэнтэзийным циклам. Сегодня – это уже нечто намного большее, обладающее своим языком, каноном и даже своим жанровым делением. Многие игры даже перешагнули грань “изначального сюжета”, и позволяют другим создавать свои истории, свои вариации, свои собственные миры. Хотите пример? Вот, пожалуйста, авторский мод “Фальскаар”, для Skyrim, созданный одним человеком.
Наверное, именно в тот момент, когда появился первый инструментарий моддера, компьютерные игры переступили грань чисто коммерческого продукта, и окончательно стали искусством, которое может быть как мэйнстримным, так и артхаусным и независимым.
Можно даже сказать, что компьютерная игра является абсолютным воплощением одной из функций искусства, о которой писал Альберт Эйнштейн. Настоящая игра дарует не только эстетическое наслаждение, но и ощущение загадки, которую нужно разгадать, чего-то таинственного, что хочется исследовать, и это то, что позволяет нам ощутить себя по-настоящему живыми.
Это – одиннадцатая муза.