Жизнь геймера настолько увлекательна и насыщена, что объять все игры практически невозможно. Вот и получается, что все мы c вами по-сути “слоупоки”. Хоть убейся, но поиграть во все не получится, часто рискуем пропустить реально хорошую и интересную игру. Можно, правда, прошляпить и плохую, забрести потом на нее по чьей-то рекомендации, слухам и потратить свое время и деньги зря.
Многие клевые проекты я играю спустя год (а вы?), когда уже все в этой игре устаканится, а страсти улягутся. Ко многим возвращаюсь по нескольку раз. Так и родилась авторская рубрика “AfterGame с Павлом Кибургой” – уютненькое, откровенно про игры, в которые играю не на скорость прохождения, а для души и могу смело советовать (или не рекомендовать) вам.
Сегодня у нас в гостях классика средневековых риал-тайм стратегий – Stronghold и Сrusader от FireFly Studios
Обе игры совсем недавно вышли в Steam в HD издании – так, что это отличный способ ближе с ними познакомится в высоком, современном разрешении, без риска быть отвергнутым размытой пиксельной графикой.
Первый Stronghold – конечно шедевр, знаковая игра для жанра, ведь до сих пор никто по-сути не смог воспроизвести очень удачную формулу игры. Каких-либо известных и современных аналогов ей я вот не встречал (подскажите если не прав). Есть трехмерные сиквелы Stronghold 2 и 3, которые мне, как и многим фанатам, совершенно не понравились.
Вторая часть почему-то начала изображать из себя глобальную стратегию (да и сливающиеся 100 трехмерных солдат в одну текстуру – это ад), а третья получилась неказистой и очень далекой от культовой первой. Еще она откровенно разочаровала по качеству. Я было даже купил “золотую версию”, но выдержать дальше 4-5 миссий все-равно не смог. Да и сам переход в 3D, все-таки часть атмосферы забрал с собою.
Секрет оригинального Stronghold в том, что он умудряется умещать в себе сразу несколько пластов – из них стоит выделить 4 главных. Почему я полюбил эту игру? Потому, что обожаю градостроительные симуляторы (Цезарь 3, Фараон и Клеопатра, Зевс). После них всегда не хватало средневекового сити-билдера, а Stronghold прекрасно закрывает эту пробоину. Правда, иногда хочется не только строить и созидать, но и повоевать с ветерком. В Цезаре 3 с этим было все отлично, но боевка в дальнейших играх серии стала на порядок казуальней и слабей тактичеки.
Хотелось чего-то такого вроде бессмертной Lords of the Realm 2. Чтобы стены трещали, чтобы был полноценный штурм построенного тобою замка-города со всеми подручными средствами: катапульты, кипящее масло, лучники на стенах, ямы с кольями и прочее. И все это дает игроку именно Stronghold, при чем не под казуальным соусом. Оборону надо серьезно продумывать, искать выгодные точки для построения башен, правильно использовать ландшафт и расстановку войск.
Третий секрет успеха Stronghold – атмосфера британского средневековья. В нее влюбляешься с первых минут игры: аутентичная музыка, шикарная озвучка практически каждого персонажа и действия в игре с соответствующим акцентом и интонацией… Окружающие звуки природы, шум ветра, пение птиц, бегающего стада оленей в лесу, мычащие коровы, работы фермера в поле… Все эти мини-заставочки, которые показывают процесс нелегкого труда средневекового жителя… Да и вообще привет немытая Европа! Феодализм в игре такой, каким он был – не только романтичный, но также грязный и очень жестокий.
А еще львиную долю фана доставляют лучники, достаточно реалистичное поведение их стрел, как для двухмерной игры, и запоминающийся на всю жизнь звук с которым они пронизывают убитого врага. Лучниками при должном умении можно проходить большинство миссий Stronghold – это его визитная карточка.
Четвертый секрет Stronghold – игра дает отличную свободу выбора в отыгрыше и все необходимые инструменты для этого. Хотим играть в справедливого короля? Строим церкви, высаживаем сады, повышаем рацион подданых. Хотим играть в тирана – запугиваем народ, заковываем в кандалы, наводим порядок казнями и пытками, сдираем последнюю шкуру налогами.
В общем то, Stronghold Crusader HD все о том же, только в других декорациях и по сюжету более близок к реальным историческим событиям, которые сопровождали крестовые походы. Плюс здесь можно играть как за крестоносцев, так и за сарацинов. Разработчики сделали очень правильно, что не тронули формулу оригинала и только ее косметически улучшили.
На выходе имеем две культовые игры, которые, поверьте, до сих пор актуальны, а теперь еще и отлично выглядят в HD на ваших больших мониторах. Обе игры совершенно не требовательны и украсят любой ноутбук и самый старый офисный комп.
Кибурга рекомендует!