Alien: Isolation - "Reboot Back-to-Root", отзыв на игру

Alien: Isolation — «Reboot Back-to-Root», отзыв на игру

AI 2014-10-20 12-48-54-85

Why do you ask what?
When the delicious question is when.
The only difference between past and present… is semantics.
Lives, lived, will live.
Dies, died, will die.
Rosalind & Robert Lutece «Bioshock Infinite»

С легкой руки классического Fallout игровая индустрия быстро освоила стилистику «альтернативного будущего», которая базируется на некоем допущении не в будущем, а в прошлом. Так, вселенная Fallout исходит из простейшего допущения, что в XX веке так и не произошла цифровая революция, и технологическая (а заодно и общественная) культура так и застыла на уровне 50-60-х годов. В той вселенной не было «Битлз», «Роллинг Стоунз», да и вообще рок-н-ролла. Зато есть роботы, машины на репульсорной подвеске, бластеры… и конечно же, постапокалиптика такой, какой она виделась людям во времена Карибского кризиса. Во вселенной Bioshock задержка культурного развития объясняется появлением почти на сто лет раньше средств генетической манипуляции. И так далее, перечень можно легко продолжить.

Это ведь куда интереснее, чем уже клишированный (и цельнотянутый, добавлю, из «Star Trek» и «Stargate») технологический антураж.

Создатели Alien: Isolation, планируя «перезагрузку» одного из самых титулованных творений режиссера Ридли Скотта, решили не основываться на «Прометее», где есть и голографические дисплеи, нейролинки, «умные» компьютеры и другие футуристические технологии. Они взяли за канон «Чужого» (который, напомним, был снят в 1979 году) и «Чужих» (1986), и глубоко изучили, как именно люди видели будущее в 80-е годы. В созданном ими мире так и не произошла вторая научно-техническая революция, подарившая миру Интернет, Mac, WIMP-интерфейс и искусственный интеллект. Не верите? Подойдите поближе к компьютерам на «Торренсе», вы увидите, что у них не только «старинные» клавиатуры на герконах, но и… слот для аудиокассеты. Да, именно так, в мире Alien: Isolation компьютерные программы до сих пор распространяются на магнитофонных кассетах. А если хорошо поискать, то можно найти даже книжку, озаглавленную «User’s Manual. MRT-80, Microcomputer System», и ящик с аудиокассетами «на все случаи жизни». Такой был у любого уважающего себя пользователя Speccy.

Я даже не удивлюсь, если предком компьютерных систем в мире AI стал… старый добрый ZX-Spectrum. Откройте щиток снабжения электроэнергии, и перед вами возникнет классический экран загрузки, с мельтешением полосок по краям, который был привычен для тысяч и миллионов пользователей микрокомпьютеров, созданных Клайвом Синклером, а интерфейс выполнен в псевдографике, знакомой нам по OCP Art Studio, Tasword и VU-File.

Вообще, для поколения «спектрума» играть в AI — сущее удовольствие. Поскольку экшн здесь минимизирован, а сама игра ориентирована на дотошное исследование всяческих закоулков (надо же где-то прятаться от Чужого, и от обезумевших севастопольцев), можно отвести душу и заняться пиксельхантингом. Вряд ли кто-то помнит это слово, тоже родом из 80-х и 90-х, когда графика была настолько бедной, что дизайнеры шли на самые невероятные ухищрения, чтобы создать «глубину мира» и сделать возможным погружение в него. Пиксельхантинг — это дотошное исследование каждой игровой зоны, вплоть до квадратиков 8×8, в поисках подсказок, дополнительной информации, а то и пасхалок. И здесь действительно есть, что поискать.

И при всем этом, игра — действительно хороший survival horror. Очень реалистичный, с минимумом оружия, деталей, ресурсов. Все своими руками, от аптечки до огнемета, причем рекомендую не пренебрегать ничем. Прохлопанный пузырек клея, или кучка хлама могут обернуться верной смертью: ведь зачастую выживание на «Севастополе» зависит от лишней гранаты или коктейля Молотова. Да и Чужой здесь другой: хитрый, умный и способный быстро учиться.

Рекомендую любителям игр обратить особое внимание на Creative Assembly. В Alien: Isolation они сделали примерно то же самое, что и Умберто Эко для литературы. Они создали сложное, многоплановое полотно, в котором что-то свое найдут и казуалы, и хардкорщики, и сторонники «серьезных игр». Одни увидят здесь качественный стелс, другие — реалистично прописанный ужас в замкнутом помещении, третьи — огромное количество вариантов «успокаивания» многочисленных врагов. А такие, как я, нашли здесь уникальный стиль несбывшегося «будущего 80-х».

Эта игра станет культовой, даже если останется единственным их творением.



Теги: , , , , , , ,


Вячеслав Ильченко
Автор: Вячеслав Ильченко Все публикации: