Профиль игры
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ: Mass Effect 3
РАЗРАБОТЧИК: BioWare
ИЗДАТЕЛЬ: Electronic Arts
ПЛАТФОРМА: ПК
ЖАНР: action/RPG
ДАТА ВЫХОДА: 7 марта 2012
Беда в том, что дело вовсе не в концовке…
Вы уж простите мое желание так сразу брать быка за рога и переходить сразу к главной проблеме Mass Effect 3, но, давайте на чистоту. Если вы геймер и не слыхали об этой серии, то либо вы инопланетянин, либо она вам не интересна, а значит и до всего, что ниже дела нет.
Ведь серия Mass Effect – это один из флагманов современного гейминга, одна из лучших RPG-серий этого поколения, игра, подарившая нам прекрасный и удивительный мир, созданный Дрю Карпишиным, и любимых виртуальных товарищей, поселившихся в сердцах миллионов людей по всей планете.
Mass Effect – это серия со сложной и нетривиальной сюжетной завязкой, серия, поднимающая множество сложных вопросов о долге и выборе, ничтожности человека и цивилизации перед лицом космоса и возможных угроз, таящихся в нем. Серия о природе и границах разума, бесконечности его возможностей и конечности возможностей человеческих (да и вообще «органических»).
Ведь, как заверяли нас разработчики, Mass Effect – это первая игровая серия с единым сюжетом, и все решения, принятые персонажем в первой и второй частях, обязательно отзовутся в третьей. При этом первая часть не стеснялась ставить перед протагонистом – капитаном Шепардом сложные моральные дилеммы и возможность выбора, не давая четкого ответа, чем он аукнется. Это вышедший примерно тогда же «Ведьмак» сводил под конец все сюжетные концы с концами и давал понять, почему, из-за каких решений Геральта все вышло так, а не иначе.
Mass Effect же обещал, что последствия настигнут героя позже, во второй и третьей частях. Что только в них мы, наконец, найдем все ответы на мучающие нас вопросы. Например, что движет Жнецами – разумными машинами, раз в 50000 лет уничтожающих все космические цивилизации Галактики.
Сюжет-то именно о них, о них и очередном, неизвестно уже каком по счету разорительном вторжении. Вторая часть, почти не учитывавшая последствия выбора игрока в первом Mass Effect, однако расширившая игровую вселенную и подарившая нам множество новых любимых героев, дала пару намеков (природа гетов, например, довольно интересно соотносящаяся с заявлением «Властелина»: «Каждый из нас отдельная нация. Независимая. Свободная от всех слабостей»), однако, не дала никаких ответов. Их должна была дать третья часть, заключительная, эпическая. И, вот тут-то и начинаются проблемы.
Не подумайте, поначалу, Mass Effect 3 производит потрясающее впечатление. Жнецы, наконец, прибыли, Земля, да если бы только Земля – вся Галактика горит. Органические цивилизации трепещут под ударами чудовищных машин, капитан Шепард вновь собирает команду, на этот раз, чтоб объединить народы Галактики и нанести по превосходящему во всем врагу сокрушительный удар.
Сюжетные задания впечатляют масштабом, зрелищностью и экшеном. Но потом темп начинает спадать. Ведь, чтоб противостоять Жнецам, Шепарду нужно собрать военные ресурсы – разнообразные отряды, корабли, образцы вооружения, рассеянные по галактике. А для этого надо исследовать галактическую карту, выполнять всяческие вторичные задания.
Увы, и то и другое в Mass Effect 3 – процесс долгий и откровенно скучный. Вторичных квестов, подразумевающих вылет на задание, довольно мало. Они, как правило, лишены внятной сюжетной завязки, обычно проходят на маленьких и невыразительных картах для мультиплейера и сводятся к «постреляй тут всех и полетели».
Впрочем, они блекнут по сравнению с тем, во что превратилось независимое исследование Галактики. Представьте, идет себе Шепард по Цитадели и вдруг слышит разговор двух инопланетян, которым срочно нужен некий артефакт, который можно добыть где-нибудь, скажем, в Гамме Свиньи. Летим туда, сканируем, прокликивая в движении правой кнопкой систему и, держа в уме, что, чем больше мы сканируем, тем скорее нагрянут корабли Жнецов.
Находим на планете аномалию, забираем, что там было, летим дальше. Когда Жнецы явятся – систему нужно покинуть, уворачиваясь от их кораблей. Если жнец коснется «Нормандии», игра окончена. Но, конечно же, мы ничего не теряем, ведь можно начать сразу же с момента прилета в систему и подлететь прямо к планете на которой вы до перезагрузки нашли квестовую вещь. Интересно – слов нет. Наскучивает этот процесс очень быстро. Но ведь это так важно! Надо же собрать побольше ресурсов! Приготовить Галактику к сражению! Кхм… об этом ниже…
Забавно также, что информация о заданиях не обновляется в журнале, поэтому вы можете летать кругами, пытаясь найти артефакт, который уже у вас есть, или забыть в какой именно системе находится нужная планета. Словом неудобно жутко. Как BioWare могли допустить столь элементарную геймдизайнерскую ошибку – ума не приложу. Вернувшись на Цитадель, Шепард сбегает к помеченному на карте «квестодателю», сдаст артефакт, получит военные ресурсы (например, боевые качества какого-нибудь отряда повысятся очков на 25, ведь им вернули их боевое знамя!). В общем, все стандартно, но никакой вовлеченности в процесс не чувствуешь.
Хорошо хоть бой стал еще лучше и интереснее. Третья часть серьезно сместила акценты в сторону экшена. Перестрелки динамичны и довольно интересны, и, хотя до уровня лучших консольных экшенов (на которые явно ориентировались разработчики) Mass Effect 3 не дотягивает, ощутимое удовольствие от перестрелок получить можно, особенно на высоких уровнях сложности.
Еще больше лоска боевой системе придает возвращение кастомизации оружия, тут вам и возможность прикрутить оптический прицел к пистолету, или удлинить дуло винтовки, или же приделать к оружию специальный бронебойный гаджет. Независимо от выбранного класса игроку дается возможность использовать все варианты оснастки. Скажем, разведчик может взять с собой даже дробовик и штурмовую винтовку, однако за этот лишний вес придется дорого заплатить значительным увеличением времени на восстановление умений. Да и появившаяся возможность прыгать через препятствия, лазить по лестницам и уворачиватся от выстрелов перекатами, а затем сходить в рукопашную с помощью своего рода «меча» – радует.
Главная беда Mass Effect 3 в том, что подача сюжета, да и сам сюжетный материал стали, как будто, хуже и беднее. Даже ближе к середине игры, когда у игрока есть лишь подозрения, но нет уверенности, это уже можно заметить. Прекрасно сделанные и по настоящему эпичные задания на Тучанке (вылечить генофаг и тем самым создать кроганско-турианский союз, или саботировать эту затею и получить поддержку саларианцев), родном мире кварианцев и гетов (помочь одной из сторон давнего конфликта истребить другую, или помирить их), и Тессии (родной мир азари горит, а Шепард рвется к храму, в котором скрыт некий древний секрет), только оттеняют куда меньшую вовлеченность игрока в сюжет в целом.
Скажем, построение отношений со своими спутниками ушло в прошлое почти полностью. С ними и поговорить-то, как следует, по душам получается раза три за игру от силы, и какие-либо важные опции в этих разговорах отсутствуют в принципе. Обычно же спутник просто выдаст короткий комментарий по поводу недавнего задания и вернется к своему делу, не обращая на Шепарда особого внимания. Правильно в целом делают – даже когда дело доходит до разговора сказать им почти нечего. А ведь половина обаяния первых двух частей стояла на харизме спутников, их историях и ярких индивидуальностях.
Немного оживляет картину лишь традиционная возможность завести роман. И то, например, намекнув на продолжение отношений Лиаре, любовному интересу моего Шепарда из первой части, и не дождавшись от нее ничего конкретного, мой герой переспал с Самантой, своим адъютантом – очень уж она милая. Естественно, очень скоро Лиара узнала, устроила сцену (опять-таки в форме одностороннего комментария – от игрока в этом разговоре ничего не зависит) и велела больше не морочить ей голову.
ОК, думаю, еще будет возможность выяснить отношения и сказать, что это была ошибка и т .д. Во всех играх BioWare есть такая возможность, и не может же быть, чтоб тут не было.
Ничего подобного! Раз переспал, значит, любовь навек, разорвать отношения с Самантой нельзя никак, а Шепард без моих указаний заигрывает с ней в разговорах, хотя и томится, по моим сведениям, от любви к другой. В разговорах с Лиарой так и хочется крикнуть: «Да попроси прощения, блин! Скажи, что хочешь быть с ней!» – и я бы понял, если бы Лиара отказала и после этого. Но ничего подобного, такая опция просто не появится больше никогда. Впрочем, какая разница – тот «роман» все равно состоит из пары коротких разговоров по душам да пары постельных сцен, что не так уж интересно.
Спутников в Mass Effect 3, кстати, стало ощутимо меньше – всего шестеро. Седьмой, причем самый из них интересный – Протеанин, явно вырезанный из основного контента игры, доступен в day one DLC. Самыми харизматичными остаются старые знакомые и то потому, что о приключениях с ними есть приятные воспоминания.
А как вам, кстати, новая информация в Кодексе, о том, что «Властелин» в кульминации первой части потерял щиты и был уничтожен лишь потому, что Шепард убил тогда Сарена, и щиты огромного дредноута перегрузились от этого шока… „Вольтрон – оборонець Всесвіту” – да и только!
Впрочем, ладно, ладно, будем считать, что это все придирки. Но куда труднее смириться с тем, что решения, принятые в предыдущих частях сериала, почти не проявляются в течении игры. На достаточно хорошем уровне проработан только вопрос, кто выжил на Вермайре: Эшли или Кайден. Кое-как через небольшое задание, дающее все те же военные ресурсы, упоминается Королева Рахни. Но, например, на что же влияет важнейший выбор второй части – оставить базу коллекционеров Призраку, или уничтожить? Да ни на что. Этот момент будет упомянут пару раз в незначительных диалогах, вот и все. И так почти со всем.
Вообще же, все важные выборы, случившиеся в трилогии, так или иначе, ведут в финальной третьей части только к получению или неполучению небольшого количества дополнительных военных ресурсов. Но эти же ценные ресурсы в Mass Effect 3 реально не влияют НИ НА ЧТО. Игра сама прямым текстом дает вам понять это в специальном меню, установив планку минимально необходимых для финальной битвы ресурсов. Все остальное это вопрос чисто вашей филантропии.
Само по себе – все это колоссальное разочарование, ведь ощущение реальности и важности выбора всегда было краеугольным камнем серии, и то, что последствия были отложены «на потом», вначале не вызывало никаких подозрений.
Да и саму концовку, иначе как ужасной назвать нельзя. Мы ожидали серьезного диалога с Богом-машиной, но получили лишь монолог нелепейшего бога-из-машины, который говорит Глупости, а Шепард даже не пытается ему возразить по существу.
Никаких серьезных опций диалога нет, как это, впрочем, стало традицией всей третьей части. Исходя их совершенно безумных (и не оспариваемых героем!?) логических установок, сей воплощенный античный прием плохого повествования ставит протагониста перед нелепейшим и непонятно чем обоснованным выбором и… Словом, есть три кнопки, это и есть три концовки одна другой страннее.
Аналогичный вариант в Deus Ex: Human Revolution смотрелся несколько архаично и был многими поруган, но вовсе не вызывал такого полного отторжения. В конце-концов, это игра совсем о другом, сюжетный выбор игрока никогда не был краеугольным камнем ее идеологии и геймплея. Да и там это – дань уважения концовке оригинального Deus Ex 1999-го года. В Mass Effect 3 же, игре, чьи создатели всегда утверждали, что игрок творит свою историю галактики, что его выбор очень важен…
Однако никакие ваши решения, принятые ранее, не влияют ни на что. Собственно, и сами концовки отличаются друг от друга только формально. При этом никакой информации о том, как ваши решения повлияли на Галактику, или, хотя бы на дальнейшую судьбу ваших спутников, игра не дает вообще.
Для серии, чья идеология и психология всегда стояла на сильном сюжете, мощной психологической вовлеченности игрока в происходящее и хорошо проработанных отношений с товарищами – это просто катастрофа. Без шуток. Серьезные потуги самых преданных фанатов по объяснению всего того бреда, что случился в концовке ME3, аргументами типа: «Все это на самом деле была галлюцинация Шепарда!» – очень хорошо иллюстрируют ее масштаб.
Поймите правильно, с чисто геймплейной точки зрения, Mass Effect 3 – неплохая игра, имеющая ряд потрясающих и зрелищных моментов. Но при таких раскладах, это никакая не RPG, это шутер с незначительными ролевыми элементами и очень странным сюжетом.
Шутер в целом неплохой – на «семерочку» тянет, опять же, впервые в серии реализован довольно приличный мультиплейер, с кооперативным режимом для четырех бойцов, отбивающих атаки прущих со всех сторон орд врагов. И это интересно – без шуток! Ничего экстраординарного, но забавно.
Но дело в том, что шутеров лучше и сильнее на рынке видимо-невидимо. А Mass Effect у нас был один.
И беда ведь не в том, что запорота концовка одной игры. Дело вовсе не в концовке! Как ее не меняй, никаким DLC уже не исправить, то, что сюжет и идеология знаковой для прошедшего пятилетия трилогии – запороты целиком. Полностью. Замечательные первая и вторая части потеряли с выходом третьей всякий смысл. Зачем играть в игры, где львиная доля очарования строилась на ощущении, что ты строишь СВОЮ историю, что твой выбор ВАЖЕН, если известно, что это – обман?
Альтернативное мнение главного редактора GW, Kiburga
Ей Богу, люди которые льют рекой слезы по поводу плохой и примитивной концовки ME3, отсутствия мега-вариативных философских диалогов уровня Платона и Аристотеля, нескончаемой свободы действий, разочарования в серии в целом – напоминают мне героя Тома Хенкса из культового фильма “Большой”, 88 года.
Они очень похожи на 12-летнего Джоша, который так мечтал повзрослеть, а когда это случилось, понял, что лучше быть ребенком, потому что во взрослой жизни все банально и жестоко, нет ДУШИ и МАГИИ, нет место ФАНТАЗИИ, есть только жесткие и неписанные правила жизни. Так вот и те, кто сейчас с выходом ME3 вдруг разочаровался во всем на свете, и воспринимает третью часть, как крушение всех идеалов серии, по сути своей прошли тот же путь, что Джош.
Заигравшись в МЕ1, в МЕ2, они дали волю своей буйной фантазии, и за все эти 5 лет нафантазировали и намечтали себе больше, чем на это в реальности способны сценаристы и любые даже самые гениальные разработчики игр. Ведь им так хочется жить в СКАЗКЕ, бороздить просторы галактики, усмирить этих зловещих жнецов и мечтать, что же будет дальше. Может как в Дюне Шепард станет неким полубогом и пойдет с крестовым походом по всей Галактике? Ах как же это захватывает дух! Ах да, и чтобы, значит, каждая оброненная Шепардом фраза, каждый его чих в первых двух частях, каждый взмах руки, словно “эффект бабочки” – обязательно имел последствия в третьей части! Вот это будет круто! Да это же будет игра МЕЧТЫ!
Реальность же такова, что сплести все разнообразие выборов, сделанных Шепардом в первом, и втором МЕ в единую, целую, логическую, понятную цепь со своими причинно-наследственными связями НЕВОЗМОЖНО – и это надо было понять еще с выходом второй части, которая как признает сам автор рецензии, практически не учитывала выбора в первой. Те, кто продолжал дальше жить в подобных иллюзиях – ME3 сказал просто и жестко, сказки – НЕТ. Есть проза жизни, очнитесь!
Мир на краю гибели! Пришел Апокалипсис, имя ему Жнецы. Каждый час на Земле умирают миллионы людей, чьих то детей, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Но наши сказочники-фантазеры Джоши требуют чтобы посреди всей этой не просто критической ситуации, а буквально в последние дни существования всего живого Шепард вдруг бросил все, сорвался на край галактики, окунувшись с головой в многовариативное с полной свободой действие ответвление, как в старые добрые времена МЕ1 и МЕ2. Или же занялся охмуриванием всех и вся на Нормандии, выстраивая многочасовые интрижки да и конечно же чтобы он часами смог поболтать с первым встречным в Цитадели обо всем на свете в разветвленных диалогах.
Они требуют, чтобы в таких практически безвыходных обстоятельствах было много выбора в то время, как его тут просто быть не может. Максимум как и в реальной жизни выбор будет один, или его же не будет совсем. В общем ME3 именно об этом, о том, что выбора особого уже НЕТ, надо объединятся со всем с кем можно, на широту маневра, на дополнительные задания, на интриги и тому подобное, что мы видели в первых частях – времени особого нет тоже, ведь каждый час дорог. И даже в таком казалось бы капкане, разработчики нашли место припомнить Шепарду многое.
Даже больше. Ведь третья часть дает капитану возможность переосмыслить свои былые поступки. Все время боролись против излечения генофага? Посмотрите что вы наделали, выслушайте в свой адрес проклены, посмотрите на какое самопожертвование идут женщины кроганы во имя спасения своих детей, может пора одуматься? И МЕ3 дает такую возможность. Уничтожили королеву Рахни? А может все же дать этому виду шанс помочь в спасении галактики? Пожертвовали Кайденом? Пусть вам сняться кошмары с его участием. Отдали Церберу базу, посмотрите во, что они превращают людей, да это же не люди уже, а какие то зомби.
Даже в редких побочных заданиях выбор все же есть. Например, чтобы привлечь на сторону человечества наемников и бандитов всех мастей можно убить вон того генерала турианского, который вам встретился во второй части, а можно сохранить ему жизнь, решив все мирным путем. Не хотите чтобы на свободе пребывала чекнутая лидерша одного из бандитских кланов, подстрекайте ее заместителя к убийству своей начальницы.
Сплошь и рядом слышна критика в адрес МЕ3 по поводу того, что мы требуем рассказать, что случилось дальше с друзьями и напарниками Шепарда! Но почему никто не задумывается над тем, что с ними УЖЕ ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ и третья часть это лишь констатация фактов. Каждый благодаря вам и вашим поступками ранее, нашел свое место в жизни и уже сделал свой выбор, в третьей части мы лишь видим его последствия. Их судьба уже предрешена.
Я был безумно рад встретить Тейна узнать о его здоровье и восстановлении отношений с сыном, а вот и Эш все таки решилась на главный поступок в своей жизни, Гаррус тоже молодчина, а Грюнт делает то, что он лучше всего умеет делать. Джек старается приносить пользу обществу и забавно заставляет себя на матерится, а ученый саларианец искупает грех за геноцид. Хромой “Джокер” Нормандии, похоже влюбился в СУЗИ? Не может быть, ну и чудак! Мой Шепард наконец-то снова с любовью всей жизни Лиарой, а ей предстоит разочароваться в предмете своего научного обожания.
Вот об этом МЕ3 на самом деле, и ради таких моментов, ради возможности снова встретить полюбившихся мне героев, а не концовки, сюжета и даже спасения Земли, я ждал третью часть. Мне не интересны тайны позаимствованных из Вавилона 5 Жнецов и даже гетов из Звездного крейсера “Галактика”. Потому что, чтобы не случилось, для каждого взрослого человека важны в первую очередь родные и близкие, лучшие друзья и память о тех, кто ушел из жизни. Все это есть в третьей части. Добавьте сюда несколько похорошевшую графику, боевую систему, еще больше зрелищности и киношности и получиться очень хорошая игра. Да как РПГ она слабее первой и второй части, и сбор ресурсов скучен, но финал саги вполне достоин и не каждый смог бы более мение свести все воедино и поставить нормальную точку в таком огромной мире, до которого за эти годы разросся Mass Effect. Моя личная оценка игре 8+ из 10.
И разве мы не играем в игры ради той самой иллюзии выбора, по Пушкинскому принципу: Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Спасибо же МЕ за эти прекрасные, сладкие 5 лет жизни в иллюзиях.
Оценка игры Mass Effect 3 от читателей GameWay
- 10 – Шедевр! (36%, 88 голосов)
- 8 – Хорошо (17%, 42 голосов)
- 9 – Хит! (16%, 39 голосов)
- 6 – Средненько (10%, 25 голосов)
- 7 – Неплохо (8%, 20 голосов)
- 1 – Что за… (5%, 13 голосов)
- 5 – Плохо (3%, 8 голосов)
- 2 – Хочется плеваться (2%, 5 голосов)
- 4 – Отстой (2%, 4 голосов)
- 3 – Кошмар (1%, 2 голосов)
Всего проголосовало: 288
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры в комментариях.