В апреле игровых журналов в Украине осталось всего два. Попытка клонировать “Шпиль”, создав журнал с созвучным названием “Шпилер”, не увенчалась успехом
Этим обзором я попробую начать регулярный выпуск обзоров игровой прессы а-ля “Обзоры прессы на DTF.RU”. Всячески приветствуются комментарии с вашими мнениями.
Представлюсь: Nivapros, игрожур, бывший главред одного украинского журнала – не претендую на звание эксперта, а всего лишь делюсь своим скромным мнением. Поэтому очень важно понять и ваше читательское ИМХО, чтобы быть максимально объективными.
Ну что, поехали!
Игровая пресса в целом
В апреле игровых журналов в Украине осталось всего два. Попытка клонировать “Шпиль”, создав журнал с созвучным названием “Шпилер”, не увенчалась успехом. Журнал честно отработал полгода, потом начал выходить с задержками и в итоге “сдулся”. Издательство от комментариев отказалось, а редакторы сказали лишь, что их собрали в кабинете директора (который сменился, спустя 3 первых выпуска журнала) и уволили, выплатив часть долгов. Оставшиеся 400 долларов пообещали выплатить через три месяца после увольнения, но этих денег бывшая редакция журнала пока не видела.
Причина закрытия журнала очевидна даже невооруженным взглядом. Журнала не было в продаже, а там, где он был, А5 “Шпилер” на 64 страницы стоил безумно дорого – от 15 до 20 грн. При равной стоимости с Gameplay, его качество было заметно хуже. А со “Шпилем” идти вровень “Шпилер” не мог. За те же деньги покупатель выбирал А4 формат от проверенного годами издания.
С одной стороны, закрытие журналов – не хороший знак для рынка. С другой, до сих пор существующие Gameplay и “Шпиль” – показатель хороший. В кризис сложно поднять журнал с нуля, поэтому “Шпилер” закрылся. А что выбрать из оставшихся двух журналов, и какой из них интересней и лучше, подскажем мы. И вы (комментируйте, ваше мнение для нас важно).
Обложки
На обложке апрельского Gameplay нас встречают суровые дядьки из Mafia II на красном кровавом фоне. Heavy Rain и Метро 2033 – еще два горячих заголовка на обложке. Тема номера – StarCraft II Бета. Дополнительно нас информируют о хите God of War и моддинг-проекте exBOX. Лаконично, но субъективно арт для обложки из той же “Мафии” можно было бы подобрать и по-лучше.
На обложке “Шпиль!” – обновленный дизайн. Изменились заголовки анонсов и их стиль. Выносов три и к каждому есть подтекст – также, как в Gameplay. Обложка красного цвета, с артом из и логотипом Метро 2033. Снизу по традиции отображаются тизеры постеров и анонсы рубрики “Железный бум”: видеокарта HIS и ноутбук PackardBell с длинным, непонятным названием. На обложке также есть анонс акции Edifier.
Вступительное слово
Слово редактора Gameplay начинается со слов “Дорогие читатели” и повествует о сложной жизни жены геймера, которая даже в 8 марта не может добиться внимание мужчины, получившего ключ на бету StarCraft. Колонка редактора в “Шпиле” начинается со слов “Жаль. Весна все-таки наступила” и в ней многоуважаемый BondD ноет на тему, как стало тепло, и не может понять, почему закончилась унылая холодная зима 2009-2010.
Эксклюзивы и не только
Подавляющее большинство геймеров читают онлайн, и в частности наш GameWay. Прессу предпочитают старожилы. А еще принято считать, что в прессе больше эксклюзива. Поглядим, что уникального нам предлагают апрельские Gameplay и “Шпиль”.
Журнал Gameplay порадовал детальным превью Mafia II и Lost Planet 2, обзорами хитовых Battlefield: Bad Company 2, Napoleon: Total War, Метро 2033, Supreme Commander 2 и God of War III для PS3. Но самое главное в номере – это, безусловно, обзор StarCraft II BETA. Журналисты Gameplay получили целых три ключа к бете и таким образом обзор получился еще интересней, потому что вы узнаете три разных мнения об одной игре. Только ради этого материала стоит купить апрельский выпуск. В рубрике железо – уже традиционный Gameplay PC и обзоры игровых девайсов.
Из интересного и эсклюзивного – проект exBOX. Это моддинг-проект компьютера, изготовленного в корпусе консоли X360. Подборка остальных игровых статей и материалов на диск заслуживает уважения. Треша здесь нет, соблюден баланс между консолями разных типов. Интересным играм выделили больше места, неинтересным – меньше. Из интересного на диске – демка Just Cause 2 и огромное количество интересного видео.
“Шпиль!” появился в продаже через неделю после Gameplay, но выполнить обязательный квест любого уважающего себя игрового журналиста – добыть ключик к StarCraft II BETA – редакторам не удалось. Не беда – подобные обзоры можно прочесть в сети. Зато в журнале есть МегаGame METRO 2033 (здесь указано именно английское название игры), Napoleon: Total War, Battlefield: Bad Company 2 и Warhammer 40000: Dawn of War II. Эксклюзивов в номере больше нет, но есть некоторые странности.
Например, статья небезызвестной Pantera SLS об унылом квесте “ФОБОС” написана с толикой критики, но в конце мы видим оценку 11 из 12. При этом игра – не МегаGame. На фоне 11 баллов за ФОБОС оценка 10 за достижения Supreme Commander 2 выглядит чуть более, чем неадекватно. Есть некий дисбаланс в “раскладке”. Явно хитовый SC2 разложили на две страницы.
Столько же почему-то получает и треш, получивший 7-8 баллов: I`m not alone и Аліса в Країні Чудес. Превью B.U.L.L., видимо, является первоапрельской шуткой. Написано скучновато, но посмеяться здесь есть, с чего. В “Железном буме” нашлась интересная статья о новом смартфоне Sony Ericsson на базе Google Android. Странно, что его не оказалось на обложке. Там же – обзор игрового ноутбука и видеокарты с обложки. Еще четыре последние страницы – кино и Анимания.
Обзоры фильмов достаточно скучные, а Аниме – явно на любителя. имея в своем арсенале 64 страницы очень странно тратить 10-12 страниц на далекую от игр информацию и анонсы конкурсов. Один из таких анонсов предлагает зайти на сайт www.shpil.com и получить информацию о чемпионате Counter-Strike. Наученные горьким опытом читатели журнала знают, что анонсам обновлений сайта в журнале верить нельзя – все равно обманут. Неопытные могут зайти. И ничего не найти.
Подсчитаем?
По аналогии с DTF.RU мы позволим себе подсчитать количество рекламы в журналах. И прикинуть согласно прайсовой стоимости рекламных площадей, сколько заработали игровые журналы Украины в апреле.
В Gameplay есть реклама на второй и последней странице обложки. Внутри мы насчитали 4 целых полосы и 3 половинки. Маркетинговые мероприятия и обмен со СМИ мы не учитывали – за них, как известно, не платят.
В “Шпиле” выкупили последнюю страницу обложки. На второй и третьей страницах обложки – реклама SMS-игр, прибыль с которых подсчитать сложно. В среднем это $200 со страницы (обычно это процент от покупок), поэтому будем считать, исходя из этой суммы. Внутри журнала – одна полоса Beeline и анонс конкурса Edifier. Стоимость конкурса также сложно подсчитать. Иногда призы и являются платой за размещение логотипа.
Таким образом, теоретически Gameplay смог заработать в апреле 182400 грн, а “Шпиль!” – всего 46200 грн. Заявленный тираж Gameplay – 20000 экземпляров. Со стартом кризиса его снизили и указывают реальный показатель тиража. В “Шпиле” указан тираж 30000 экземпляров, во что, учитывая розничную стоимость журнала (чем больше тираж – тем меньше отпускная цена издания), верится неохотно. Цены Gameplay и “Шпиль!” примерно равны, при этом Gameplay имеет более качественную полиграфию и 80 страниц против 64 страниц на скрепках в “Шпиле”.
Впрочем, по 15-20 грн за журнал может заплатить каждый, поэтому мы рекомендуем покупать оба издания и сравнивать мнения, а также читать статьи на Gameway.com.ua, чтобы сделать окончательный выбор игры для себя.
Редакция GameWay может не разделять мнения авторов публикаций на сайте