Скоро игровых журналов в Украине не будет вообще. И вот, почему
Всем доброго времени суток! С вами Nivapros и новый обзор игровой прессы. Не стоит искать скрытого смысла в заголовке. Здесь все просто: скоро игровых журналов в Украине не будет вообще. И вот, почему.
Известный факт, что июньский Gameplay стал последним выпуском неплохого и единственного (на момент старта и на момент закрытия) в Украине глянцевого игрового журнала. Как это ни печально осознавать, но этот относительно новый тренд (игровые журналы) в бумажном виде себя изжил. Все эти бумажные издания скоро умирают на западе. Что уж говорить об СНГ.
Что такое проявил? Стал прибыльным, успешным изданием и начал развиваться дальше. Никто так и не смог этого добиться. А сколько попыток было! Если вы обратили внимание, то еще пару лет назад игровые журналы открывал каждый, кто смог найти инвестора и хоть как-то собрать команду “игрожуров” (можно вспомнить PC Gamer, Про игры, Шпилер, МИК, Фуфел, Play Mobile).
В то же время, толковые игрожуры с каждым днем были все дороже, т.к. смышленые авторы быстро находили для себя интернет-издания (в большинстве своем московские – с хорошими авторскими гонорарами) и российскую игровую прессу (ни для кого не секрет, что если написать одну статью в ЛКИ или Игроманию, то денег можно получить больше, чем если исписать весь “Шпиль!” или какие-нибудь “Проигры” вдоль и поперек). Этот пузырь раздули до невероятных размеров, а количество игровых журналов (в т.ч. и лицензионных по западной лицензии) и в Украине, и в России заметно превышало число любых других тематических изданий другого направления.
Но с приходом кризиса пузырь лопнул вместе с деньгами инвесторов и рекламодателей. Стало очевидно, что уровень пиратства в стране такой, что никто в этой стране пока не будет покупать лицензионные игры. По крайней мере по тем ценам, которые за них просят. Следовательно, и магазины не смогут иметь хороший оборот при хорошей наценке. Следовательно, им нет смысла давать рекламу в игровые издания и развивать этот тренд. Следовательно, игровая пресса никому не нужна. Да и эффективность рекламы в ней, скажем прямо, не на самом высшем уровне.
Толковых магазинов с, подчеркну, лицензионными играми, всего два-три (в том числе крупные сети). Остальные закрылись с приходом кризиса либо закрылись, либо перешли на пиратку. Ну вот вложат они, скажем, 2000 Евро в рекламу на страницах журнала “Шпиль!”. И какая отдача будет? Что, игр они продадут на 20 тыс. Евро? Или их бренд станет известен всей целевой аудитории? Да за эти деньги можно на полгода купить рекламное место на GameWay (который читают не раз в месяц, а каждый день по несколько раз), да еще и в гугле выкупить на тот же период все ключевые слова типа “Купить игр”,”Купить сталкер” и так далее). И эта реклама сработает. Вообще не понятно, из чего исходят те, кто формирует цены на рекламу в печатных изданиях. И это касается не только “Шпиль!”, но и любого другого журнала.
Реклама в игровых журналах не оправдывает себя (по крайней мере по цене/качеству), а индустрия не развита. Следовательно, зарабатывать игровые журналы смогут только на читателях? Как? Очень просто: возвраты игровых журналов минимальны. Как это ни странно, их покупают. Более того, покупают их в основном с DVD-диском, а маржа на журнале с диском – больше, чем на журнале без диска. Так как же тогда увеличить прибыль? Повышать планку качества и увеличивать тираж. Только так. “Шпиль!” уже начал это делать. Закрытие Gameplay явно на пользу журналу. По крайней мере, его обложке. Но на долго ли хватит желания стать лучше?
О тех, кого с нами больше нет, лучше либо хорошо, либо никак.
Впрочем, даже при всем желании о последнем выпуске Gameplay сказать что-то плохое не представляется возможным. На обложке – эксклюзивный арт Blizzard (будучи бывшим главредом, я понимаю, как это сложно сделать для cover-preview именно с Blizzard: куча документов, подтверждений, договоров… ) WoW: Cataclysm. Не меньшим эксклюзивом стало превью новой NFS World и история Ensemble Studio. Alan Wake для X360, SC: Conviction, Red Steel 2 – оставшиеся анонсы. Не супер что-то, но и без них нельзя.
Июльский “Шпиль!” порадовал отличной обложкой с артом из ревью Prince of Persia и замечательными постерами (плакатами) внутри, иконки которых можно увидеть и на обложке журнала.
Мелкие анонсы: Split/Second, запоздалые Collapse и Metal Gear Solid. И обложка, и постеры выглядят на твердую пятерку. Заносим в список заслуг редакции.
А вот юбилейный, 100-й выпуск, оригинальностью не порадовал.
Новая редакция украла идею у старой редакции во главе с Максимом Писаревским и разместила на обложке другие обложки, – старых выпусков журнала “Шпиль!”. Снизу три анонса железных обзоров, по центру – большая надпись “100 ВЫПУСК”.
Совпадение ли? 100-й выпуск журнала вышел одновременно с последним Gameplay. А уже в следующем “Шпиль!” – нормальная, красивая обложка и прекрасные плакаты.
Последний Gameplay полон эксклюзивной информации и обзоров. Можно даже сказать, что каждый второй материал здесь заслуживает не просто прочтения, но и уважения к тем, кто смог его подготовить. Вот вам неполный список: уже упомянутые Alan Wake, WoW Cataclysm, NFS World можно дополнить “темами” PlayStation minis, Hi-Fi гейминг, историей Ensemble Studios и рассказом о файтингах для ПК. Вдобавок к этому – GTA: Episodes from Liberty City, SC: Conviction, Nier, Split/Second.
Порадовал и июльский “Шпиль!”, в котором расхвалили “Принца”, обгаженного на всевозможных форумах, с небольшим запозданием выдали неплохую рецензию на “Коллапс” и МегаГейм Split/Second. Обзор с выставки Е3 выглядит несколько необычно. Видимо, при верстке перепутали рубрики. На третьей странице обзора – список каких-то игр. Ни заголовка, ни названия рубрики, соответствующего этому спискку, в журнале нет. Но если внимательно прочесть его, то понятно, что это перечисление хитов, представленных на Е3. Полезная, между прочим, информация.
Правда, читать обзор Е3 и критику выставки от человека, который ни разу в жизни на этой выставке не был, не оченьо приятно. Другие журналы своих игрожуров посылают за бугор. “Шпиль!” предпочитает делать репортаж по инфомрации с сайтов других изданий. Но это мелочи.
Порадовала неплохая подборка железа в номере. Все устройства понятные любителям игр, есть много молодежных недорогих смартфонов. Это лучше, чем раньше было, когда куча неясных девайсов и смартфоны по тысяче долларов за каждый.
100-й выпуск, напротив, огорчил. Кроме супертеста видеокарт (который, кстати, даст фору любому тесту из профильного журнала по ИТ-железу) и хита GTA: Episodes From Liberty City в журнале толком ничего особенного и нет. Ах да, арты для постеров хороши. Особенно плакат SC: Conviction. В остальном все скучно и банально. А ведь это 100-й, юбилейный, выпуск журнала.
Вот те, кто хотя бы раз в жизни видел юбилейные Gameplay, GamesTM, GameInformer, PC Gamer, PC игры или Страну Игр, сразу бы сказали, что делать илейные журналы ТАК – это преступление против читателя. Кроме “Интро”, информации о юбилее толком нет. А как все к этому пришли? Как шли? Чья заслуга, что “Шпиль!” живой и едиснтвенный игровой журнал сейчас? Кто его делает? Впрочем, видимо, либо редакции, либо читателям это все просто не надо и для юбилея достаточно обложки с цифрой 100. Ну и конкурса дешевого, чтобы совсем без обид, да.
***
“Шпиль!” остался один. И я искренне надеюсь на то, что ему хватит запаса прочности еще на полгода-год, а то и два. Бумагу все еще приятно держать в руках, но будущее прессы – за электронными и интерактивными версиями, а будущее игрожура – интернет. Бумага пока не дорожает, да и журналы покупают еще. А с уходом Gameplay, “Шпиль!”, скорее всего, будут покупать больше. Или не будут. Так или иначе, журнал игровой в нашей стране теперь один. Покупайте его, не качайте пиратские копии с торрентов! Поддерживайте редакцию, ведь она живет только с продаж.
Редакция GameWay может не разделять мнения авторов публикаций на сайте