В целом, первый номер «Шпилера» получился неплохим. Его нельзя назвать провальным или неудачным. Это именно неплохой старт, неплохой дизайн, неплохие тексты. С другой стороны, чувствуется, что журнал не ищет собственного Я, а очень старается подмять под себя аудиторию “Шпиля”
Правильно говорят: «Понедельник день тяжелый». Практически весь этот день я провел в охоте на новый украинский журнал «Шпилер», успевший наделать много шуму своей якобы обложкой для «десятилетних дро…в», и с не очень удачным названием, очень сильно напоминающим давно знакомое: «Шпиль».
Изрядно побегав по Киеву, мне все-таки удалось к вечеру отыскать один экземпляр “Шпилера” на одной из точек станции м. Минская. Он был приобретен за 15. грн. с диском и успешно прочтен за короткое время.
Сам-то журнал – самый настоящий коротыш, вот и времени его осваивание забирает мало. Судите сами, формат печати 70*100/16. Количество страниц 64.
Другие украинские игровые издания «Геймплей» и «Шпиль» выглядят на фоне «Шпилера» гигантами, в чем можно убедится на сравнительном снимке ниже.
Скромному в размерах журналу – скромный тираж. Издатели заявили, что отпечатали 15 тыс. экземпляров. Для сравнения заявленный тираж «Геймплея» за сентябрь 2009 года 20 тыс. экземпляров, а сентябрьского «Шпиля» 30 000 тыс.
В реальности сразу же надо отнимать от заявленных тиражей пару тысяч, поскольку, и это известно давно, практически все печатные издания в Украине завышают свои тиражи для привлечения рекламодателей.
Сама редакция «Шпилера» во вступительном манифесте к читателям называет свой журнал лишь формально новым.
«На самом деле «Шпилер» делает команда опытных профессионалов уже известных ранее как на игровом рынке в целом, так и на рынке игровой периодики», – говорят они.
Из действительно известных игровых обозревателей страны здесь стоит отметить, в том числе, и автора GameWay Валерия Откидыча, он же Wolf, он же главный редактор «Шпилера».
С февраля 2008 до мая 2009 гг., Валерий Откидыч был редактором журнала “Шпиль!”. Ходили слухи о том, что главным редактором «Шпилера» может стать бывший главред «Шпиля» некто Максим Писаревский, но редакция «Шпилера» заявила, что, скорее всего, они будут сотрудничать с ним как с известным автором обзоров и статей на игровую тематику.
Ну а теперь, поговорим собственно о начинке «шпилерсюрприза». Обложка журнала, как мы и сообщали, посвящена игре «Мафия 2», хотя тема номера касается превью другой ожидаемой игры Diablo 3. Еще два центральных материала номера, вынесенных на обложку – впечатления бета-тестера игры «Сталкер: Зов Припяти» и обзор Overlord 2.
Сама обложка по восприятию и стилю будет получше, чем у «Шпиля» за сентябрь, где с обложками вечные проблемы, но и похуже чем у «Геймплея», который по обложкам традиционно рулит.
В общем, по обложкам 1-0 в пользу «Шпилера», ведь вполне понятно даже из названия, что своим главным конкурентом «Шпилер» считает «Шпиль». Да и вообще очевидно, что «Шпилер» запускается как контрпродукт по перетягиванию аудитории «Шпиля» на себя. Об этом свидетельствует, например, наличие рубрики «Аниме» в «Шпилере», считавшейся ранее отличительной чертой «Шпиля».
Своего читателя журнал встречает двумя небольшими рубриками: «Новости» и «Игры осени». Новостей 5 штук, они расширенные с комментариями редакции. Не густо. и почему-то нет заголовков новостей. А вот иллюстрированный календарь из 11 потенциальных хитов осени на которые стоит обратить внимание с датами их выхода, полезная вещь.
Центральные статьи номера читаются нормально, но с отчетливым привкусом стилистики «Шпиля». Думал что, как и в «Шпиле» система оценивания игр будет 12-бальная, но здесь играм ставят максимум 10 балов. Критерии оценивания: игровой процесс, графика и звук, идея, оригинальность, реиграбельность.
Журнал также пишет не только о компьютерных играх, но и про консольные.
Удобно носить и читать в маршрутке. Ехал домой на стоячих местах одной рукой держался за поручень, в другой держал журнал и спокойно себе читал.
Хорошее превью Diablo 3. Пожалуй, это лучший материал номера, как по содержанию, так и по оформлению, которое очень понравилось. Автор Angel подошел к статье комплексно, сделав еще и короткую ретроспективу первых частей.
Нормальный отчет о бета-тестинге «Зова Припяти», нормальный обзор Overlord 2, Trine, Street Fighter 4, Anno 1404. Большинство из них актуальные, видно, что написаны не детьми, хотя присутствуют откровенно детские ляпы.
Кое-где смазаны рисунки и шрифты из-за чего рябит в глазах. Что-то надо делать с цветопередачей темных цветов. Из-за этого очень пострадало оформление обзоров Trine и Overlord 2.
Еще одно, ну не может маленький по размеру журнал публиковать ну очень маленькие скриншоты на которых без лупы ничего не увидишь. Лучше меньше скриншотов давать, но крупнее по размерам, как в статье про Мафию 2 или Diablo 3. Болят от этих мелких картинок глаза.
Сельские подзаголовки вроде «Покатай меня, Ваня, на тракторе» как то не лепятся с обзором гангстерской игры Мафия 2. Причем здесь тракторы? В некоторых текстах очень много тафталогий, нелогично построенных предложений, сумбура, здесь главреду надо быть более внимательным.
Не может обзор Tales of Monkey начинаться одним коротким абзацем в конце целой страницы, занятой графикой и затем переходить на другую. Это тупо.
Ну и главное. Такому маленькому журналу диск вообще не нужен, тем более с демо-версиями игр, про которые в этом же номере написаны обзоры. Покупать большие журналы с диском это логично, и даже необходимо, и денег не жалко потому, что есть ощущение, что ты купил большой журнал.
В случае с миниатюрным «Шпилером» ценой в 15 грн. ощущения не те. Ты понимаешь, что, убрав отсюда диск, журнал стоил бы гривен 10 или меньше и шел бы на ура. Есть куча больших журналов вроде «Корреспондента» стоимостью ниже 10 грн. А тут даже чисто психологически сложно смириться, что отдаешь 15 грн. продавцу и получаешь маленький журнал взамен. Стоит ли он таких денег?
P.S. В целом, первый номер «Шпилера» получился неплохим. Его нельзя назвать провальным или неудачным. Это именно неплохой старт, неплохой дизайн, неплохие тексты.