Shogun 2 – безусловный шедевр и законодатель мод в жанре исторических стратегий, опередивший свое время. В ближайшие несколько лет именно на эту игру от The Creative Assembly будут равняться, и подражать ей
Профиль игры
Полное название: Total War: Shogun 2
Разработчик: The Creative Assembly
Издатель: Sega
Издатель и локализатор в СНГ: “1С-Софтклаб“
Официальный сайт игры: http://www.totalwar.com/shogun2
Русская страничка игры: http://games.1c.ru/shogun2_tw/
Жанр: Strategy
Дата выхода: 15 марта 2011 года
Наше резюме
Идея: Переосмыслить и на качественно новом уровне развить идеи первой части
Графика: Поэтически красивая, после выхода ожидаемого DX11 патча, обещает стать лучшей в истории стратегических игр
Звук: Cнова претендует на игровой оскар BAFTA, и скорее всего опять завоюет его, как это сделал первый «Сегун» в 2001 году
Игра: Шедевр и настоящее произведение искусства, такие игры опережают свое время и становятся законодателями мод в жанре
Вердикт GameWay!
5/5 (Шедевр!)
Казалось, что после детально разобранной превью-версии стратегии Shogun 2 погружение в полноценную игру уже ничем не сможет удивить. О Хатиман*, как же я был не прав! Конечно, предчувствовалось, что Shogun 2 будет масштабным и многогранным, но не настолько же.
Зачем в наше алчное время выпускать такие игры, в которые безвылазно погружаешься на 70 часов, проходишь на одном дыхании короткую кампанию, затем длинную, затем «господство», затем повышаешь сложность и опять по новому кругу за новые фракции, а параллельно еще и с головой уходишь в нешуточные сетевые баталии? Ведь The Creative Assembly могли бы пойти по уж больно популярному нынче пути – просто выпустить ремейк первой части с новой 3D графикой и ровно двумя нововведениями, и грубо говоря, «срубить бабла» на известном бренде.
Ответ на этот вопрос – есть ответ на вопрос о будущем ПК-гейминга, потому как создатели серии Total War из тех могикан, которые доказывают и показывают, как надо делать игры для PC, чтобы иметь все: и популярность, и прибыль, и возможность творить, не будучи подгоняемым издателями.
Этот как раз тот идеальный случай в жизни игровой индустрии на ПК, когда разработчик держит высокую планку качества от проекта к проекту, не ищет легких путей, не спешит, не рассматривает свои игры исключительно как способ заработать много денег по-быстрому. Всех денег ведь не заработаешь, а искусство, искусство делать игры это то, о чем многие сегодня забывают, но хорошо помнят The Creative Assembly.
Сотворяя игру как произведение искусства – взамен получаешь отдачу в виде фанатично преданной аудитории, обеспечивающей отличные продажи при любых условиях. Поэтому британцы прекрасно понимают, что как только этот симбиоз между разработчиком и геймерами будет разрушен какой-то подделкой выданной от их имени – все “Финита ля комедия”. Такое более чем взрослая аудитория игр серии Total War не простит, и просто накажет длинным долларом.
Shogun 2 – это еще и наглядный пример того, как надо делать сиквелы. Те сиквелы, которые выпускают в развитие и переосмысление идей, заложенных в первой части, а не для их вторичной эксплуатации. Об основных аспектах геймплея Shogun 2 опять-таки уже было сказано многое. Поэтому хочется больше рассказать о том, как выглядит игровой процесс в масштабах полноценной кампании и что нам приготовил сетевой режим игры.
Начнем с того, что по сравнению с первою частью, Shogun 2 предлагает больше фракций на выбор. В первой части нам были доступны Симадзу, Мори, Ода, Имагава, Такэда, Ходзё, Уэсуги. Во второй к этому списку добавились Тесокабе, Дате, Токугава, и в цифровой коллекционной версии клан Хаттори. Фракции в Shogun 2 теперь не отличаются лишь несколькими уникальными юнитами – это разные кланы, особенности которых уникальны.
Скажем, Хаттори – мастера искусства ниндзюцу. Этому клану доступна возможность на 2% дешевле набирать ниндзя и создавать из них боевые отряды, обучаемые технике кисе. Токугава – славятся своими дипломатическими способностями, получая бонусы при велении переговоров с другими кланами. Тесокабе как мастера земли имеют дополнительный доход от крестьян и могут нанимать самых лучших самураев с луками. Дате поклоняются искусству обращения с двуручным мечом нодати, и, соответственно, могут не просто дешевле нанимать эти отряды, но и опытнее.
Между всеми 10-тью фракциями имеется хороший баланс, так что каждая при должном умении игрока может достичь победы в игре. Кроме того, в игре существует множество второстепенных фракций, которые, как и большие дома, то уничтожаются, то восстают из пепла в результате восстаний либо в качестве вассалов на дарованных им территориях.
Легче всего играть за островные, либо расположенные по краям карты фракции. Симадзу на острове Кюсу, Тесокабе на Хонсю или Дате на основном острове имеют хорошо прикрытые тылы и близко расположены к живительным торговым путям с Китаем, Кореей, Аннамом и другими заморскими странами. Выбирая эти кланы, вы изначально будете защищены от войны на несколько фронтов. Если же хочется драйва то ваш выбор это срединные фракции Ода, Такеда, Хаттори или Токугава которые ближе всего находятся к столице Сегуната Асикага. Война на несколько фронтов и постоянное ожидание удара в спину от соседей вам гарантированы.
Захват столицы Японии Киото, свержение правящего сегуна и последующее удержание столицы, чтобы самому получить титул сегуна и есть главная задача игры. Время действия Shogun 2 стартует на 15 лет позже, чем в первой части. Оно приходится на пик периода Сэнгоку Дзидай – «Эпохи воюющих провинций», когда феодальные войны в Японии достигли своего предела. Поэтому периода относительного спокойствия и первичного накопления войск и денег тут нет.
Приходиться со старта кампании прыгать из огня да в полумья. Со многими фракциями ваш родной дом находится в состоянии войны, уже начиная с первого хода. Такие как, например, Тесокабе, Уесуги или Ода и вовсе раздирают внутренние распри. Поэтому сначала придется одолеть армию претендентов на главенство в вашем доме.
Как и в оригинальном Shogun, первую скрипку здесь играет путь огня и меча. В Shogun 2 военные кампании имеют свою специфику. Во главе армий в основном стоят дайме, его сыновья и братья. Нанимать стороннего генерала в любое удобное время нельзя. Они предлагают свои услуги в результате нечастых игровых событий. И, кроме того, что за каждого необходимо заплатить по 1 тыс. монет, такие люди с улицы еще и очень склонны к измене. Так что нередко перед вами будет стоять выбор предать заподозренного в измене генерала сеппуке, сохранив честь дайме или же дать возможность искупить свою вину, потеряв престиж.
Отряды самураев тоже стоят дорого, как и здания позволяющие нанимать пехоту, лучников, мечников и конницу элитного уровня. Поэтому военные конфликты в Shogun 2 сводятся к одной-двум решающим битвам на передовой. Достаточно уничтожить руководящую верхушку вражеского клана в одном генеральном сражении 20 на 20 отрядов, и перед вами открывается путь к практически беззащитным городам противника, где кроме гарнизона нет никаких резервов.
Пополнение войск происходит автоматически, однако для сильно потрепанных элитных отрядов потребуется как минимум год на восстановление. Получается вполне исторично и достоверно. Такой расклад заставляет беречь каждый отряд самураев- ветеранов, ибо даже 2-3 дешевых асигару не заменят на поле боя настоящих и опытных бойцов. Бои на море не столь захватывающие как на суше, но и скучными их назвать нельзя.
Для пущей разнообразности можно погоняться за португальским «Черным кораблем», который время от времени проплывает мимо берегов Японии. Если взять его в плен, в вашем распоряжении окажется смертоносный корабль, оснащенный 24 пушками. Правда, сделать это очень трудно.
Хозяйственная часть Shogun 2 призвана работать на содержание армии и флота. Это главная статья расходов клана, на которую, кстати, постоянно, не хватает денег. Насобирать 20-30 тысяч коку на черный день «Раздела владений» и потом давить всех деньгами не получится. Игра не поощряет Плюшкиных. То пираты нападут на торговые пути, то на праздник императору надо скинуться, то злобный Сегун Асикага потребует дань.
На самых поздних этапах, когда начинается война всех против всех, вообще сталкиваешься с острым дефицитом ресурсов, так как годами существующие торговые связи с другими кланами резко обрываются. Все это позволяет уравновешивать баланс сил между игроком и другими фракциями, не позволяя давить количеством как это было в тех же Medieval и Rome. С другой стороны даже самый маленький клан способен выставить армию в 20 максимальных отрядов, так что собирать земли за счет нейтральных и беззащитных домов тоже весьма хлопотное дело.
Особое внимание также следует уделять балансу продовольствия в закромах клана. Драгоценный рис уходит не только на содержание замков, но и как плата за возведение рисовых бирж и даже открытия некоторых общественных технологий, таких как борьба Сумо. Ни в коем случае нельзя возводить замки, не имея необходимого запаса риса. Иначе оказываешься в очень сложной ситуации, когда в стране наступает голод и бунты, а чтобы построить фермы более высокого уровня и компенсировать дефицит продовольствия необходимо сначала исследовать соответствующую технологию и еще потратить 5 сезонов на постройку новой фермы.
За это время ваш клан развалится изнутри. Не дай вам Бог увидеть японский бунт, бессмысленный и беспощадный! Используйте деньги с умом, развивая только те области, которые обладают ценными ресурсами и находятся на стратегически важном пересечении путей. Построить все везде не получится даже в течение 55 лет длинной кампании. На это не хватит никаких денег.
Чем выше уровень замка, тем большим является его бесплатный гарнизон, вклад в развитие военного дела и репрессии в провинции. Замки и цитадели при умелом руководстве игрока могут в одиночку остановить тысячную армию врага и похвастаться такими особы отрядами как, женщины воины Онна-Бугейса вооруженные нагинатами. В истории Японии действительно были прецеденты, когда легендарными самураями становились женщины.
Замечательная погода. Напоминает мне о моем детстве. Разве может быть более подходящий для битвы день, чем этот?
И тут мы подходим к трем главным находкам Shogun 2, позволяющим назвать игру лучшей из того, что когда-либо выходило из под рук мастеров The Creative Assembly.
Первое, это самый умный ИИ в такого рода стратегиях, существующий на сегодняшний день. Канули в лету безмозглые наскоки генералов в одиночку на целую армию и их быстрая смерть. Теперь вражеский генерал идет в бой в самую последнюю очередь, в решающие моменты битвы. Искусственный интеллект научился грамотно прикрывать лучников связкой из конницы и копейщиков. Враг может совершенно неожиданно зайти лесами в тыл и ударить по вашему ничего не подозревающему военноначальнику. Если раньше мы охотились на генерала ИИ, чтобы как можно быстрее и легче завершить бой. То теперь ИИ охотится на нашего предводителя.
Поведение компьютера на глобальной карте также впечатляет. Он устраивает засады, может заблокировать вас в узком проходе двумя своими армиями, ищет слабо защищенные города и атакует в первую очередь их. Кроме этого, ИИ умно оперирует войсками при штурме и защите крепостей. Например, при штурме он сначала обстреливает вас лучниками. После артподготовки пускает на приступ укреплений пехоту и уже в самом конце спешивает конницу и включает ее в бой. Единственное, чего не хватает, так это игнорирование противником возможности значительно облегчить себе жизнь, предварительно спалив ворота. Надеюсь последующие патчи научат наших визави и этому приему.
Второе достижение Shogun 2 – это, безусловно, дипломатия. Все ее пункты действительно работают, и что самое замечательное, переговоры ведутся не в одностороннем порядке. Часто ИИ сам выступает с предложениями о торговле, заключении мира или же о вступлении в войну за дополнительную плату. Есть в арсенале компьютерного дипломата и свои уловки. Будьте бдительными и не совершайте обмен заложниками с тем кланом, с которым только что заключили перемирие. Не факт, что на следующий ход они его не нарушат, и отданный в качестве гарантии сделки наследник вашего клана будет казнен.
Поначалу дипломатия покажется вам несущественным элементом игры. Но это самообман, так как необходимость иметь долгие и связанные родственными узами союзы становятся суперценным фактором после того, как вы бросите вызов действующем Сегуну. Справиться с ним и его союзниками в одиночку архисложно. С верными союзниками за спиной легче.
И, наконец, третье достижение Shogun 2, опять-таки лучший сетевой режим из всех игр The Creative Assembly. Здесь была проведена самая масштабная работа со времен Rome Total War.
С таким мультиплеером, как в Shogun 2, вы, по сути, получаете две игры в одной. Традиционную стратегию с одиночной кампанией да историческими битвами и полноценную ММО стратегию с элементами РПГ.
Сначала вы создаете своего персонажа и настраиваете его облик. Затем перемещаетесь на глобальную 2-д карту Японии, где приступаете к завоеванию провинций, с различными ресурсами и новыми видами войск. Завоевание происходит в результате сетевых сражений с другими живыми игроками. За победы ваш персонаж получает очки опыта, которые идут на повышение уровня героя и позволяют вам наделить его различными способностями и спутниками. Скажем можно научить героя и его охрану стрелять из луков, а можно развивать навыки командования на поле боя.
На разных уровнях персонажа ему доступны на выбор несколько спутников, дающих тактические преимущества в бою. Например, охотники улучшают меткость ваших лучников, а упряжка с волами позволяет разместить на поле боя осадное орудие, такое как мангонель, пушку или огненные ракеты. Надоели командные и бои один на один? Добро пожаловать в коллективную кампанию. А тем, кому и этого мало, можно посоветовать вступить в один из внутриигровых кланов. Они ведут борьбу за обладание Японией на своей 2-д карте страны.
Кроме того, из боя в бой вы можете переводить свои отряды ветеранов, которым также можно назначать различные способности. Из небольших недостатков сетевого режима стоит назвать длительное время загрузки боев. Но с каждым новым патчем оно становится все меньшим.
Так что со всей ответственностью могу заявить, Shogun 2 – безусловный шедевр и законодатель мод в жанре исторических стратегий, опередивший свое время. В ближайшие несколько лет именно на эту игру от The Creative Assembly будут равняться, и подражать ей.
Я не зря упоминал об играх как искусстве, потому что Shogun 2 это настоящее произведение искусства индустрии электронных развлечений. У этой игры есть душа и внутренняя поэзия. При этом, русская локализация выполнена на высоте и не портит впечатлений от игры. Shogun 2 – безумно красива, гениально мелодична и магнетически притягательна. Однозначно, лучшая стратегия 2011 года!
*Хатиман – японский бог войны