Age of Wonders 3 обзор игры, рецензия

Age of Wonders 3 – обзор игры (рецензия)

Профиль игры
Полное название: Age of Wonders 3
Разработчик: Triumph Studios
Издатель: Triumph Studios/ БУКА в СНГ
Платформа: PC
Жанр: Стратегии
Дата выхода: 31 марта 2014 г.
Плюсы:
  • Неплохая система тактических сражений | разнообразие классов предводителей
Минусы:
  • Линейное развитие городов и армии | малозаметные различия между расами | слабый ИИ противников
Вердикт GameWay: 7/10 (Неплохо)

——————————————————————————————————————————

Руководствуясь более-менее объективными критериями нельзя сказать, что пошаговые стратегии переживают сейчас некие темные времена. Если смотреть на количество и качество доступных потребителю игр, то, вероятно, все как раз наоборот – никогда ранее жанр не был представлен так широко и не охватывал столь широкую аудиторию.

Однако, любой хардкорный фанат жанра, чьи вкусы сложились в 90-е и начале 2000-х, твердо скажет вам, что все это не то, а современные TBS и в подметки не годятся настоящим играм титанам древности. Людям, заставшим эпоху безальтернативного доминирования нескольких игр-легенд, когда с каждым, кто играл на компьютере, можно было смело устраивать небольшой диспут по поводу оптимальной стратегии в «Героях», современное жанровое многоголосье кажется пиром поверхностных и мелкотравчатых однодневок.

Скриншоты геймплея Age of Wonders 3

Именно поэтому анонс Age of Wonders 3 вызвал ажиотаж – все-таки речь идет о сиквеле игры, считавшейся в свое время одной из немногих достойных альтернатив Heroes of Might and Magic. Былой чемпион пришел стараниями Ubisoft и Black Hole Entertainment к весьма жалкому состоянию, а значит – решили фанаты – как знать… Может хотя бы былой претендент вернет те блаженные времена, когда в жанре были и другие Великие Игры кроме вечной «Цивилизации»? Конечно, на деле никакой революции не произошло и, при здравом размышлении, наверное, и не могло произойти.

Age of Wonders всегда была, по сути, более хардкорной альтернативой «Героям» и ближе по духу к легендарной стратегии Master of Magic 1994-го года. Ключевыми особенностями серии были: возможность проводить осмысленную политику колонизации – строя и разрушая города на стратегической карте; более глубокий и сложный тактический бой, в котором участвовали не только атакующая и обороняющаяся армии, но и все войска, расположенные на соседних гексах стратегической карты. Также серия славилась огромным количеством и разнообразием игровых рас (максимум – 15 был достигнут в Age of Wonders: Shadow Magic), а один из краеугольных конфликтов игры обеспечивался сложными взаимоотношениями игровых народов. Добрые и злые существа с  очень большим скрипом уживались в одном государстве, и с еще большим – в одном войске.

Скриншоты геймплея Age of Wonders 3

Первые две особенности благополучно перекочевали в Age of Wonders 3 – игрок волен свободно колонизировать мир игры, разрушать, или ассимилировать захваченные города, а военная сторона дела весьма интересна благодаря поддержке армиями друг друга на стратегической карте и занятному тактическому бою. С многообразием рас, правда, все несколько печальнее – игровых наций в игре представлено только шесть. Зато, помимо расы, игрок волен выбирать один из шести классов правителя, обеспечивающий доступ к уникальным войскам, исследованиям и заклинаниям. Так предводитель теократ может нанимать и вести в бой армии крестоносцев, проповедников мучеников, и прочего набожного люда, а плут, напротив, привлечет на свою сторону разбойников, бардов, суккубов и тому подобную легкомысленную публику.

Стратегическое развитие довольно линейно, перечень построек, которые нужно возвести, чтоб превратить свежеоснованную деревушку в мощный производственный центр можно составить ровно один раз, и далее просто всегда ему следовать. Куда более творческого подхода в Age of Wonders 3 требует военная часть. Во-первых, необходимо стратегически планировать свои действия, контролировать подходы к своим городам, и выбирать оптимальные пути атаки на чужую территорию и распределение армии по стране. Боевые единицы требуют золото на содержание, штамповать войска бесконечно не выйдет, и потому разумное деление армии и выбор, какие именно отряды останутся прикрывать тылы, а какие отправятся в поход – весьма важен.

Скриншоты геймплея Age of Wonders 3

Во-вторых, тактический бой, как уже говорилось, весьма интересен. Дело тут не сводится к простому размену урона, важно учитывать множество факторов, таких, как разнообразные способности бойцов (кто-то отравляет, кто-то ослабляет, кто-то станит, а кто-то и под свой контроль взять боевую единицу может), эффективное построение на местности (рукопашники автоматически атакуют проходящих мимо противников, что позволяет, например, надежно прикрывать стрелков), линию огня и оптимальную дистанцию стрельбы для дальнобойных подразделений, наличие или отсутствие укреплений, и тому подобные нюансы.

——————————————————————————————————————————

 Линейность стратегического развития в AoW 3 несколько портит впечатления от сражений на поздних этапах

——————————————————————————————————————————

Дополнительным тактическим фактором является магия. Герой – аватар игрока в мире игры может колдовать в любом бою, но только ограниченное число раз за ход, что определяется специальными очками, количество которых, впрочем, можно увеличить специальными исследованиями, герои попроще – только в том бою, в котором участвуют сами (для них очки заклинаний можно повысить при повышении уровня). Доступных для исследования заклинаний много, и они весьма разнообразны.

Скриншоты геймплея Age of Wonders 3

Надо заметить, впрочем, что присущая Age of Wonders 3 линейность стратегического развития несколько портит впечатления и от сражений на поздних этапах. Дело в том, что когда развитие упирается в потолок, необходимость нанимать разнообразных бойцов отпадает. Армии, состоящие из Самых-Толстых-Мужиков + некоторая поддержка, призванная компенсировать их незначительные слабости – выкашивают на полях сражений эндгейма все живое.

Также в прошлое ушло и разнообразие рас и их боевых способностей – мечник это всегда мечник, вне зависимости от того, эльф он, орк, или драконид. У отдельных юнитов есть спецспособности, отличающиеся от расы к расе, но в целом тактический рисунок игры примерно одинаков у всех игровых наций, серьезные различия между игроками обусловлены не народами, входящими в их империю, а уникальными воинами класса предводителя. Но тут вступает в дело другая беда – суть классовых воинов, какой бы расе они не принадлежали – также не меняется. Ваш крестоносец эльф, или орк? Какая разница! Иметь значение это может только с точки зрения эстетики.

Скриншоты геймплея Age of Wonders 3

Даже захватив город игрока другого класса, нанимать его воинов, вы не сможете, комбинировать специальные войска возможности нет, а значит, изначально выбрав класс, игрок раз и навсегда выбирает и свою военную стратегию. Немного скрашивают эту картину только войска завоеванных, или присоединенных дипломатически городов нейтральных не игровых народов – они действительно могут разбавить однообразие армий, но ближе к концу игры их значимость за редкими исключениями сходит на нет. Также немного расстраивает искусственный интеллект противников на стратегической карте. Иногда они могут действовать довольно адекватно ситуации, но большую часть времени откровенно беспомощны.

***

Подводя итог, можно сказать, что Age of Wonders 3 действительно неплохое возрождение идей заслуженной серии. Но назвать её хоть в чем-то выдающейся игрой – сложно, по нынешним временам все это, как говорят англоязычные товарищи – generic. И проблема тут не в «неправильном» воплощении классики жанра, а в явном отсутствии каких бы то ни было новых идей. Полагаю, разработчикам, да и хардкорным фанатам жанра, стоит уже, наконец, перестать надеяться, что воссоздание игровых механик десяти-двадцатилетней давности вернет игрокам те самые непередаваемые ощущения из времен, когда все было внове и увлекательно. Право слово, где бы была сейчас та же «Цивилизация», если бы её создатели боялись серьезно реформировать геймплей под требования современности в каждой новой части?

Оценка игры Age of Wonders 3 от читателей GameWay

Смотреть результаты

Loading ... Loading …



Теги: , , , ,


Автор: Николай Ильченко Усі публікації:
Меня зовут Николай Ильченко, и вот уже лет 20 я играю в компьютерные и видеоигры. Ну и пишу о них лет шесть, конечно. Наверное стоило бы давно перейти в какую-нибудь тему "повзрослее", но... игры это интересно. И о них стоит думать и говорить, хотя бы потому, что они - один из важнейших факторов формирующих мироощущение нового поколения. Да и нашего - чего таить...
  • Zeratul_D

    игру все хвалят, но спрос на такой жанр уже совсем не тот, что раньше (

  • Ну не сказал бы, спрос на 4х4 стратегии есть и он растет, потому что их сейчас все больше и больше выходит, как на космическую, так и на фэнтезийную тематику.

  • Zeratul_D

    ну Цива это и в африке Цива.