Профиль игры:
Полное название: Stronghold 3
Разработчик: Firefly Studios
Издатель: цифровая дистрибуция
Издатель в СНГ: “1С-Софтклаб”
Жанр: RTS
Дата выхода: 28 октября 2011 года
Наше резюме
Идея: Возродить некогда великую серию
Графика: Сильно устарела
Звук: Прекрасные средневековые мотивы, лучший аспект игры
Игра: Очередной провал в попытке превзойти первый Stronghold
Вердикт GameWay!
2/5 (Отстой)
Купить лицензионный диск с игрой Stronghold 3
Купить лицензионный ключ к игре Stronghold 3
Первый Stronghold, вышедший еще в 2001-м, был воистину уникальным. На момент его появления, в мире не существовало такого качественного и детально проработанного замкостроительного сима. Упор в проекте делался на экономическую часть игры: нам постоянно необходимо было следить за объемом налогов, количеством и разнообразием провианта, пополнением склада новыми ресурсами и т.д.
А поскольку действие разворачивалось в средневековье, то игроку не раз приходилось обнажать меч для защиты своих владений от множества захватчиков. Военная часть Stronghold’а была не менее детально проработана: чтобы нанять одного солдата, нам нужно было сначала сделать ему броню, выковать меч, обеспечить жильем. Игра не на шутку затягивала…

Однако, весь талант и умение разработчиков странным образом испарились после выхода дополнения к первой части — Stronghold: Crusaders. В 2005 году вышла Stonghold 2, которая получилась чуть более чем отвратительной. Зачем-то в нее добавили много ненужных строений, убрав или упростив необходимые.
Также подвел переход в 3D, без которого серия обходилась так же, как рыцарь без лишнего разъема для руки на латах. В результате, качество графики было ужасным — модельки людей при приближении казались треугольными, а локации как на подбор однообразными, будто сделаны одним спрайтом. Ей Богу, первый изометрический Stronghold до сих пор остается самым красивым.
Был в серии и еще один проект Stronghold: Legends, где в игру добавились драконы, рыцари круглого стола, вампиры, вурдалаки и прочая нечисть, превращая серьезный средневековый симулятор в посмешище.

И вот, в 2010 году был анонсирован Stronghold 3. Ничто не предвещало беды: разработчики заверили, что концепция игры повернется лицом к первой части, и нас снова будет ждать зеленые луга средневековой Англии, а игрок растает от чувства ностальгии. Даже главным противником сделали Волка — антагониста первой части, который чудесным образом пережил свое уничтожение. Так, обнадежив фанатов серии в 2010, Firefly studios нагло и вдребезги разбили их преданные сердца в 2011.
Главное меню, как и прежде, разделено на одиночную и сетевую игру. Сразу просим прощения, опробовать сетевую игру нам не удалось — у нас так и не получилось найти хотя бы один сервер и это тоже говорит о многом… «Сингл» же, делится на классические для серии: военную и экономическую кампании. Также есть режим свободной игры и исторические осады.
Сюжет и военной и экономической кампании Stronghold 3 зак ручен на возвращении Волка, наново собравшего все свои силы и союзников. Подлец рейдерски нападает на наши владения, уничтожая их до основания. Игроку же предстоит восстанавливать былое величие и процветание, отправив интервента восвояси.
Наши протагонисты — безымянные Лорд и Леди, которые спаслись из уничтоженного замка благодаря верным соратникам. Лорд начинает наращивать военную мощь, собирая оставшиеся разрозненные подразделения некогда великой армии, став во главе военной кампании. Леди же, берет на себя обязанность по уходу за мирным населением и восстановлением экономической силы державы.

Проходя вторую миссию, где нам уже дан непосредственно замок под контроль, складывается впечатление, что вот она — первая часть! Вроде все по хардкору: регулярные атаки волков, постоянные болезни коров или налеты саранчи, недовольство от нехватки провизии и больших налогов.
Раза с пятого выполнив задание по сбору ста головок сыра и такого же количества корзин яблок, начинаешь думать о возрождении легенды. Однако, уже в следующих миссиях надежды рассеиваются в пух и прах. Ты уже осознаешь, что никакой это не хардкор, это просто замаскированный страшный дисбаланс и криворукость разработчиков.
Представьте себе: в Stronghold 3 чтобы люди не умирали с голоду, восьми из десяти предприятий необходимо работать на производство пищи. А кроме этого, нам нужно пополнять армию, которая в два раза слабее воинских подразделений противника, собирать дерево, для создания вооружения, а так же увеличивать налоги, чтобы бы были деньги на жалование.
Поборы тут же вызывают недовольство населения и они покидают замок. И если раньше правительский рейтинг можно было спасти двойной порцией кормежки, то теперь так делать не получится — запасы провизии улетучатся в мгновение. В итоге, прохождение миссий превращается отнюдь не в удовольствие, а в поиск обходных путей и недоработок, щедро оставленных ребятами из Firefly.

Спасибо хоть, что не стали менять механику найма войск, так прекрасно организованную в первой части. Для обучения одного юнита нам все так же требуются три-четыре здания: казармы, оружейный склад и мастерская по производству вооружения. Если солдат носит тяжелую броню, то необходимо еще и нанять латных дел мастера. И это не говоря о сырье: оружейник не сделает копья, если на складе не будет дерева, а броня не появится без металла.
В экономической кампании Stronghold 3, нам необходимо собирать ресурсы, причем время на их сборы зачастую ограничено. И тут, к просто ненасытным людям прибавляются еще и болезни, вспыхивающие без какой-либо причины, косящие население и нашу популярность.
К слову, изменения рейтинга популярности практически полностью отдали случайным явлениям. Влияние погоды гораздо сильнее, чем любые наши действия. Если начинается дождь, то недовольство достигает аж 30 очков, тогда как повышенный рацион и выплата из казны дает по 10. Судари, это же абсурд! Каким образом действия лорда относятся к погоде? Почему погода влияет именно на рейтинг правителя? Разве он в состоянии приказать дождю не идти, а солнцу светить всегда?
В военной части – хуже. Из-за вышеупомянутого дисбаланса играть в осады просто невозможно. Так получается, что противник всегда сильнее тебя. И как бы ты не старался ты все равно потеряешь гораздо больше солдат. Ну а свободную игру вообще запускать не стоит: развлечь себя там не получится.

Какие-то двойственные впечатления оставляет графика. Вроде картинка выглядит добротно, даже можно сказать красиво: листья шелестят от дуновения ветра, персонажи передвигаются плавно, постройки аккуратно возведены… Однако чувство какой-то дешевизны, халтуры не покидает тебя, пока не выключишь игру.
То тут то там трупы проваливаются в текстуры, люди идут сквозь камни и строения словно призраки, а полоска жизни вообще пол солдата закрывает. Картинка объективно устарела на несколько лет, хотя, не поспоришь, по сравнению со второй частью в Stronghold 3 целая «революция».
Если вы отличный стратег, а еще и фанат первой части, то забудьте о существовании Stronghold 3! Ваш талант руководить наступательными операциями, управлять замком и находить выход из трудных ситуаций не найдет здесь своего применения. В мире Stronghold 3 все решает случай, или случайно найденный баг, но никак не умение.
Игра практически лишает игрока свободы действий, не дает маневрировать, выбирать тактики. Миссию можно пройти, только заучив поведение ИИ, выяснив методом проб и ошибок, когда произойдет то или иное явление, и как подготовится к нему заранее. Так, например, в задании, где нам надо отбиваться от волн противника спасает их отказ идти через разрушенную стену — выстроив свои войска за ней, можно легко перебить пехотинцев врага, стоящих на месте, как соломенные мишени.

Лишь две вещи делают покупку Stronghold 3 приятной — бесплатная копия первого Stronghold и потрясающее звуковое сопровождение: прекрасные песни лютни, мандолины и прочих средневековых инструментов. Наверное, именно так звучала музыка на пышных балах у какого-нибудь лорда… Новоиспеченный проект Firefly — халтура и не более, очередной позор на голову превосходной и так и непревзойденной первой части.
