Профиль игры
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ: Diablo 3
РАЗРАБОТЧИК: Blizzard Entertainment
ИЗДАТЕЛЬ: Blizzard Entertainment/В СНГ 1С-Софтклаб
ПЛАТФОРМА: PC
ЖАНР: action/RPG
ДАТА ВЫХОДА: В СНГ 7 июня 2012
Ничто не вечно под луной и нет такой прописной истины, что не устареет однажды и не станет ложной. То есть, может быть, где-нибудь в учебниках математики да физики такие и водятся, но если кто-то скажет вам, что знает, хоть одну вечную и неизменную истину, касающуюся нашей с вами жизни – можете смело рассмеяться ему в лицо.
Уж слишком мы сложные существа, уж слишком разного мы хотим от жизни, и слишком разные идеи правила и общественные формации торжествуют, пока мы тянем жизненное одеяло в миллиарды сторон одновременно.
Все меняется… Все! Даже в мелочах, ни на какую аксиому нельзя положиться. Вот, например: «Blizzard Entertainment делает только шедевральные игры» – разве можно с этим спорить?! Разве сможет кто-то это отрицать?! Ведь за два десятилетий, начиная с Warсraft, (а по хорошему, так и вовсе с The Lost Vikings и Rock N’ Roll Racing) каждая игра студии получала совершенно культовый статус и задавала новые стандарты своему жанру.
Ведь то, что каждая игра студии должна быть непререкаемым шедевром и эталоном качества – один из главных принципов компании. Когда-то Blizzard отказалась выпускать Warcraft Adventures – уже практически готовую и, судя по отзывам игравших в нее людей, хорошую адвенчуру, только потому, что она не была новым словом в жанре.
Это была хорошая игра, но она не была прорывом на фоне последних на тот момент продуктов Lucas Arts, (а это были, между прочим, The Curse of Monkey Island и Grim Fandango – одни из лучших квестов, что когда-либо создавала индустрия). Как говорил в каком-то интервью продюсер игры Билл Ропер отменена она была со словами: “Если этому суждено носить имя Blizzard, то это обязано быть чем-то особенным, чем-то новым в индустрии, тем, чего никто бы не ожидал”.
Мало кто знает, но подобная история случилась в свое время с первым StarCraft – ранние билды игры не устроили студию, потому как новая RTS получалась похожей на WarCraft 2 десятки клонов которого уже бодро шагали по планете. Когда это стало очевидно, StarCraft был отправлен на перековку, которая заняла несколько лет (сменился даже движок), но получившаяся в результате игра в итоге полностью поменяла облик жанра.
Blizzard делаю только шедевры… Увы, все течет, все меняется и теперь эта некогда аксиома выглядит устаревшим и неактуальным заблуждением. Потому что Diablo 3 – не шедевр и не новое слово в жанре. Это хорошая и качественная action/RPG, но не более. И вам и мне, очевидно, что это много меньше, чем мы ждали от Blizzard.
Нового слова не получилось, все уж очень стандартно и даже, не побоюсь сказать так, заурядно. В Diablo 3 есть выбор героя, из списка колоритных и смертоносных профессий мира Санктуария. Есть орды монстров, которых надо порубить в капусту, следуя прихотям эпичного, но странноватого сюжета, есть всяческие классовые спецумения и способности, которые помогут в этом важном деле, есть лут и золото, льющиеся рекой из поверженных врагов и разрушенных объектов.
Интерфейс – отличный, всяческие виды агрессивных демонов разнообразны и красиво умирают, теряя конечности и разлетаясь во все стороны, герой набивает уровни и добывает трофеи, все как в лучших домах! И именно потому проект наскучивает ровно ко второму-третьему часу игры.
Ну, нет в Diablo 3 ничего такого, чего бы мы не видали за прошедшее десятилетие попыток создать идеальный Diablo 2-клон. А первый уровень сложности на котором, по традиции, игру нужно пройти, чтоб открыть доступ к более сложному – невероятно прост. Мало-мальски повидавшему что-то ветерану жанра не заскучать на нем ой как непросто.
Да, небольшие приятные нововведения несколько скрашивают впечатления. Например, новая система прокачки персонажа поначалу вызывает довольно смешанные чувства, но потом, спустя время нужное для привыкания, кажется уже очень хорошей. Да, развивать своего героя самолично уже не получится – повышение базовых характеристик, и открытие новых умения происходит с получением уровня автоматически.
На первый взгляд это кажется большим шагом назад, однако, со временем, открывается все больше новых способностей и очень сильно меняющих их свойства рун-модификаторов. И становится ясно, что новая система развития персонажа в Diablo 3, очень гибка и удобна. Игрок просто выбирает подходящие под его стиль игры способности из списка уже открытых и комбинирует их с другими, создавая свой билд персонажа. При этом используемые способности можно в любой момент поменять без всякого штрафа, таким образом, тактика и стиль игры меняется буквально парой кликов.
Традиционная для серии охота за крутыми предметами экипировки приобрела в Diablo 3 несколько другой оттенок в связи с введением игрового аукциона. Теперь реально крутые предметы можно покупать за игровое золото или даже реальные деньги.
С одной стороны это упрощает вопрос снаряжения героя на дело, ведь генератор случайных трофеев в 99,9% случаев выдает мусор разной степени бесполезности (немагические, например и поднимать смысла нет), с другой то, что хороший предмет теперь всегда можно докупить на аукционе, снижает интерес к охоте за трофеями.
Отлично организованный и простой кооператив Diablo 3 позволяет проходить игру с друзьями, а это всегда интереснее, чем в одиночку. Однако тут мы возвращаемся к главной проблеме – в первом прохождении, которое занимает, обычно, часов 7 и герой-одиночка проносится по уровням игры кровавым смерчем, легко и ненапряженно истребляя монстров простым покликиванием. Такой игровой процесс очень однообразен и ничем не интересен. Монстры сильно отличаются внешне, но, за редкими исключениями, ведут себя похоже. Даже боссы кажутся скучноватыми.
На втором прохождении уже становится интереснее, на третьем уровне сложности в одиночку лучше и не соваться. Для победы там потребуется хорошо сыгранная команда. Но самый главный вопрос – зачем тратить часов тридцать и как белка в колесе бежать по кругу проходя игру трижды? Единственный ответ, который может дать Diablo 3 – «прокачаться и добыть крутую экипировку». Но зачем это?
Именно с этим у Diablo 3 самая большая проблема – геймплей построен так, что свой потенциал игра раскрывает только к третьему прохождению, но мотивации проходить игру повторно, почти нет. Нового игрового контента на высших уровнях нет как такового. Добыча и раскачка… так ведь это ведь не MMORPG, где гриндинг боссов и добыча уникального лута оправданы социальным взаимодействием.
Здесь нет ни гильдий, ни войн, ни возможности хотя бы покрасоваться перед нубами на улицах столицы. PvP в Diablo 3 и тот отсутствует как класс, хотя Blizzard обещает, конечно, добавить его со временем. Кстати, учитывая, как много зависит от экипировки страшно подумать, как там будут «рулить» вещи с аукциона, и добавленная не так давно возможность покупать на аукционе предметы за реальные деньги, заиграет в этом свете удивительными красками…
В общем, беда Diablo 3 – несвоевременность. Blizzard попытались повторить успех первых двух Diablo чисто механически, как будто забыв, что Diablo 2 стала Событием во времена, когда Интернет был распространен еще слабо, и тогда возможность порубить в капусту демонов по LAN – казалась манной небесной.
Нынче же, когда рынок перенасыщен отличными MMORPG, выход Diablo 3 стал Событием только лишь благодаря былым заслугам Blizzard и самому бренду Diablo. К сожалению, послевкусие такого События отдает некоторой горечью. Игра, безусловно, найдет свою аудиторию, конечно, при таком имидже и таком охвате рынка – странно было бы, если бы было не так. Всяческие корейские ноулайферы будут играть в этот проект еще долго, надеясь нафармить мегалут и продать его баксов за 200. Однако меня, как простого игрока и поклонника ролевых игр, Diablo 3 скорее разочаровала.
Diablo 3 живет так, как будто она – MMORPG (даже постоянного подключения к интернету требует и хорошего пинга!). Но на самом деле, это самая обыкновенная, и как говорилось выше, несколько заурядная rougelike action/RPG. Как приятное и незамысловатое жанровое ответвление эти игры хороши – взять тот же Torchlight. Однако Diablo 3 претендовала на много большее, ничем выдающимся на самом деле не являясь.
Это просто хорошая игра, да. Но это не шедевр, которого ждали больше десяти лет.

