Новые выпуски «Шпиля» создают впечатление, что у редакции есть вполне актуальное видение того, каким стоило бы быть современному украинскому игровому журналу, и они уверенно делают шаги в этом направлении. Скоро «Шпиль», возможно, превратится в журнал не только для школьников, но и для студентов тоже
Писать обзор печатной украинской игровой прессы можно нынче с упоительной простотой. Выглядеть он будет примерно так: «Вышел новый «Шпиль», и вот что там есть…».
Всему этому мы обязаны небывалому росту нашей экономики, мудрой государственной политике, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса, а в особенности – печатных СМИ, рекламодателям с баснословными бюджетами, цивилизованному рынку софта и другим фантастическим явлениям, не имеющим ничего общего с реальностью.
Откровенно говоря, на фоне теперешнего нелицеприятного пейзажа в экономической жизни страны – удивляет не то, что украинский журнал об играх остался всего один, а то, что вообще кто-то еще выжил. В нынешних обстоятельствах мы должны благодарить провидение за то, что полноформатная пресса об играх в стране есть, хоть и в единичном экземпляре.
Как известно, «Шпиль» всегда отличался от других игровых СМИ своим весьма специфичным стилем, сформированным тремя факторами:
1. Прицелом на довольно юную (если говорить прямо – школьную) аудиторию, со всеми вытекающими последствиями для стиля и юмора.
2. Ориентацией на разудалые времена конца 90-х начала 2000-х, когда опыта в игровой журналистике не было ни у кого, энтузиазма напротив – море, статьи писались легко, весело и в духе капустника, иногда – удачного, но чаще – как оно видится с высоты лет – довольно стыдного.
3. Традиционными для наших журналов финансовыми проблемами, которые обусловили несерьезные даже по меркам нашей игровой журналистики суммы гонораров, что, в свою очередь, часто приводило к авторской усталости и расхлябанности журналистского коллектива.
Историю “Шпиль” имеет долгую и бурную, особенно последние несколько лет, когда он менял в полном составе редакционную команду, закрывался, менял владельца, открывался вновь, снова менял редакцию…
Последняя ротация произошла как раз под новый 2011 год, и поначалу я относился к ее плодам довольно скептически. Зашел на сайт, прочитал анонс первого подготовленного новой редакцией номера, с тем самым, жутковато-натуралистичным артом Дейва Рапозы (Dave Rapoza – кстати http://daverapoza.blogspot.com/ ) по Super Meat Boy’ю на обложке и дивно контрастирующими с ним заголовками статей наподобие «Мальчик-филейчк» (как не трудно догадаться все о том же SMB), или «В поисках труселей» ( и знать не хочу о чем это они!) и со спокойной душой не стал его покупать.
Я был полностью уверен, что ничего хорошего на этом повороте судьбы “Шпиля” ждать от журнала не приходится.
Однако желание подтвердить эту догадку подтолкнуло меня к покупке второго номера, а проснувшееся после ознакомления с ним любопытство – и третьего с четвертым заодно. И знаете что – видимо, я был неправ. Новая редакция – пожалуй, лучшее, что случалось с этим журналом за последнее время. До нее я покупал “Шпиль” чисто с ознакомительными целями раз в пол года и всякий раз после просмотра удивлялся, зачем я это сделал (“Шпиль” как “Шпиль” во всем его… своеобразии, ничего нового и интересного, и ведь заранее знал что будет именно так).
Сейчас же могу сказать, что в последних выпусках прослеживается явная и стремительная эволюция концепции журнала, которая без всяких изменений уже пережила десятилетие. Причем эволюция эта идет в очень правильном, с моей точки зрения, направлении и даже грозит, однажды, в недалеком будущем, превратить «Шпиль» в удобочитаемый и даже небезынтересный журнал.
Впрочем – стоп-стоп-стоп… Что-то я уже собрался его расхваливать. А сначала ведь нужно покритиковать, а то среди вас могут быть люди, ранее “Шпиль” в руках не державшие – прочитают они мои похвалы, примут их как рекомендацию к действию, купят журнал в предвкушении… и репутация автора этого обзора будет разрушена навсегда.
Поэтому проговорим сейчас еще раз предельно конкретно и жестко: “Шпиль” журнал с морем проблем, в первую очередь в стилистике и манере изложения текста. Его целевая аудитория – юные школьники и, видимо, поэтому стиль статей нарочито маргинализирован, хоть и совершенно безобиден (это, кстати, одно из самых слабых стилистических сочетаний). Рецепт легкого и веселого текста «по Шпилю» состоит в полушутовском занижении любой темы или проблематики с последующим добавлением специфичного юмора.
Например, открыв четвертый выпуск наугад (10-я страница, рецензия на Killzone 3), я в первом же предложении узнал, что: «Чтобы фантастике стать хорошей, ей нужно разжиться либо зрелищностью, либо таким лихим сюжетом, чтоб у публики ладошки потели, а желудок с улюлюканьем стучался в гости к мозгу».
Автору как-то удается уместить в одно предложение месячную норму пошлостей и банальностей, а воспринимать хоть как-то текст, в котором желудок стучит, улюлюкая – трудно. Когда же в третьем предложении той же статьи встречаешь упоминание «большой миски пафосных соплей…»
Впрочем, это еще что, в том году на страницах “Шпиль” помнится, шутили: «Декорации представляют собой унылые лаборатории, стены густо намазаны человечиной, вдалеке виднеется надпись кровью «Помогите». А невдалеке, возле туалета, чем-то коричневым написано «Помогите! Бумага закончилась!» – что как бы должно объяснить вам о шпилевском стиле и аудитории все.
С аллюзиями на удивительные приключения органов, а также гормонов и всяческих жидкостей и субстанций сопутствующих человеческой жизнедеятельности вообще беда. Создается впечатление, что рецензии без них вообще не пишутся. Вот и выходит, что приключения одного только желудка встречаются в хорошем номере нынешнего “Шпиля” хотя бы дважды. Обычные игрожурские штампы про «инъекции чистого адреналина» (зачем объяснять, почему игра хороша? – достаточно просто разлить дешевой экспрессии) на этом фоне смотрятся высоким стилем.
Особенно «радует» когда весь этот физиологический цирк пересекается с другой бедой журнала – перегруженными речевыми конструкциями, имитирующими то ли «веселый» канцелярит, которым у нас обычно пишут «юмористическое фентези», то ли «высокий-низкий» стиль, который удается лишь единицам. Конструкции вроде: «…а от засилья гномов, троллей, орков и прочей хрестоматийной швали меня терзают неприятные ощущения в области желудка» – видимо, кажутся авторам очень забавными и ироничными.
На деле же они выглядят, как неумелые попытки излишне скромного школьника отпроситься в туалет, не произнося это слово. Да напиши ты раз так надо просто: «Меня тошнит!» – это будет резче и дерзче, так нет же.
В общем, новый «Шпиль» по стилю текстов это все еще тот старый знакомый «Шпиль» с прицелом на незрелую аудиторию.
Приход новой редакции этого, к сожалению, не изменил, а кое-где даже слегка усугубил. Но, тем не менее, что касается оформления текстов, «фишек», общего дизайна и появления новых рубрик – реформаторский курс взятый новым главным редактором Дмитрием Butcher’oм Язовицким и креативным редактором Ростиславом Khaj-Tosin Малько выглядит многообещающе.
У новой команды, похоже, есть свое четкое видение будущего журнала, они явно намерены его быстро и серьезно реформировать, и та часть этой новой редакционной политики, что уже воплощена в жизнь, выглядит довольно интересно.
Новый дизайн весьма неплох – в первую очередь стоит отметить обложку, принципиальный макет классический, и чем-то напоминает Gameplay. Обложки последних двух номеров без шуток очень хороши. Надписи двух, меняющихся по необходимости цветов, подчеркивают и даже усиливают выведенный на обложку арт, нигде его не затеняя. По сравнению с тем, как оно было раньше, это не шаг вперед, а целый олимпийский прыжок в длину.
Дизайн, впрочем – дело важное, но покупают журнал не за него. Самые заметные реформы произошли в содержании. Обновленная команда «Шпиля» полностью переработала большинство постоянных рубрик, а также основала новые, и весьма интересные.
Так, например, во втором номере дебютировала рубрика Lab 13, с заявленной целью «исследовать всякие девайсы, концепции или идеи в той или иной игре, с целью узнать, имеют ли они что-то общее с реальностью и можно ли их когда-нибудь воплотить в жизнь».
Дебют получился неплохим – статья все того же Ростислава Малько очень толково и любопытно объясняет принцип действия винтовки гаусса, историю и перспективы этой оружейной идеи. А в четвертом номере новая рубрика об истории игровых вселенных довольно красочно, хоть и не без некоторых неизбежных упущений рассказывает о мире Warhammer 40k.
Обновленная рубрика о кино, хоть и руководствуется подростковыми вкусами, написана достаточно бойко. Более того, архаичная и бестолковая система оценивания игр ушла в прошлое, новая – намного информативнее и просто красивее. Особенно удались «шпильки» – набор небольших пиктограмм наглядно иллюстрирующих достоинства и недостатки рассматриваемой игры. Например, негативная «шпилька» с изображением детской соски-пустышки, дает понять, что игра проходится слишком легко, а «шпилька» с изображением баяна – что такого мы уже повидали не раз.
Сами статьи стали критичнее и острее. Можно сказать, что игры в них рассматриваются уже несколько глубже и с куда более актуальных позиций, чем раньше. Ушла в прошлое ужасная псевдоаналитика из серии «борьба благородных хардкорщиков с подлыми и глупыми казуалами, а также доброго РС со злыми консолями». Ну и прочие форумные фантазии начала двухтысячных. К тому же – эй! У них рецензия на Killzone 3 есть!
Впрочем, пережитки прошлого, все еще изживаются с трудом. И если речь зашла о наследии Интернета 90-х-2000-х, то автору юмористической статьи сравнивающей девушек с компьютерными играми нужно немедленно выдать не менее восьми «шпилек» с баянами. Это же касается автора статьи о том, какой замечательной видео-игрой оказывается (привет Капитан Очевидность!), является наша жизнь.
Кроме того, в статьях появилась вставка «5 копеек» где коротко приводится альтернативное мнение на игру от другого автора. А в превью к играм и фильмам можно обнаружить шкалу с оценкой, которая демонстрирует ожидания от того или иного проекта. И таких приятных мелочей появилось достаточно много.
Еще одним нововведением стали внутрижурнальные персонажи. Они то и дело норовят вылезти на страницу, с какой либо игрой и сказать свое «фе» по поводу и без. Здесь хочется отметить, что иногда появлявшаяся в первых трех выпусках Эльвира Ромуальдовна – уборщица-геймер, очень напоминавший о широко известном в узких кругах журнале «Фуфел», отсутствует в четвертом выпуске. И лично я надеюсь, что куда бы она не пропала, там она и останется.
В целом же, новые выпуски «Шпиля» создают впечатление, что у редакции есть вполне актуальное видение того, каким стоило бы быть современному украинскому игровому журналу, и они уверенно делают шаги в этом направлении.
Если эта тенденция и темп сохранятся, то очень скоро «Шпиль», возможно, превратится в журнал не только для школьников, но и для студентов тоже. А там глядишь и до взрослой аудитории недалеко.
Будем надеяться, что новая команда не остановится на достигнутом, и продолжит проводить столь давно необходимые реформы. Если бы все зависело от меня, то следующим я бы поднял вопрос об удивительных приключениях желудков и других частей тела в обзорах игр. Ау! – «Шпиль», вы меня слышите?! Ребята, без шуток, с этим надо что-то решать. Причем желательно – побыстрее.
Редакция GameWay может не разделять мнения наших авторов и всегда готова предоставить возможность высказать альтернативную точку зрения на темы, поднятые в статье.