
Фармеры в Китае уже потирают руки, а наши геймеры разделились на два лагеря. Одни говорят Blizzard хочет просто подоить игроков, другие, что игроки от продажи лута в Diablo 3 за реальные деньги только выиграют. Мы решили разобратся, кто же все-таки прав в этой дискуссии

Не так давно игровое сообщество всколыхнула новость о том, что в грядущей Diablo 3 – Blizzard решили позволить продажу внутриигровых предметов за реальные деньги. В игре появится аукцион, на котором игроки смогут продавать полученный с монстров лут как за внутриигровое золото, так и за вполне реальные доллары. Сама компания-разработчик ничем торговать не собирается а прибыль получать будет взимая налог с продаж.
Реакция публики была неоднозначная. В Стране Утренней Свежести и на родине великого Мао откровенно потирают руки, предвкушая грядущие барыши от, фактически, легализированного фармерства. Наши же игроки разделились на два лагеря. Одни не видят в инициативе “Метелицы” ничего предосудительного и фактически поддерживают ее. Продать ненужный меч и купить нужный посох? Замечательно же. Другие возмущаются – опять игрока доить собрались.
Давайте посмотрим, что же на самом деле представляет собою возможность легально зарабатывать на продаже игровых вещей.
Так называемое «фармерство» появилось, чуть ли не одновременно с MMORPG. Уже через несколько месяцев после запуска великой и могучей Ultima Online, в игре вовсю продавали золото, ресурсы, обмундирование, дома и целые замки за реальные деньги. Это явление еще не было тотальным, но уже давало о себе знать.
Впрочем, его появление было вполне закономерным – не секрет, что у одних игроков есть возможность проводить в игре по несколько часов ежедневно, у других нет. Не секрет что час занятости одного человека может стоить на несколько порядков дороже, чем другого. И, как оказалось, длительный процесс прокачки персонажа и сбор необходимых ресурсов для того чтобы быть, как говорится, в топе нравится далеко не всем.

В результате мы получили новый вид бизнеса, который особенно популярным стал на востоке и в так называемых развивающихся странах. Там, где стоимость человеко-часа предельно низка. Доходит до того, что в китайских трудовых лагерях заключенных заставляют играть в World of Warcraft и зарабатывать деньги для администрации колоний.
Подробнее про причины возникновения и особенностях фарминга можно почитать у тех же Ричарда Хикса или Эдварда Кастронова. Нас же интересует другой факт – Blizzard одними из первых решили не бороться с этим явлением, а заработать на нем. Причем отказавшись от идеи продавать предметы напрямую игрокам, разработчики сделали очень тонкий и грамотный ход, сумев (я надеюсь) не нарушить такую очень хрупкую штуку как баланс.
Продавать смогут только игроки и только те предметы, которые и так можно получить в игре. Раньше во всевозможных free-to-play MMORPG мы видели нечто похожее, но давайте вспомним как выглядел заявленный баланс в тех же «Аллодах» до того как игру сделали окончательно неиграбельной без доната.

Игрок может купить вместительную сумку за определенную сумму денег или попытаться собрать реагенты для нее самостоятельно. Шанс выпадения реагентов был настолько мизерным, что иногда можно было потратить на их сбор больше пяти дней. Игрока фактически вынуждали платить. Что же в свою очередь делают Blizzard? В первую очередь они позволяют игроку избавиться от ненужного лута, который всяко копится в его рюкзаке во время прохождения игры.
Вспомните хорошенько вторую часть дьявольской трилогии. Вспомнили? У кого еще как у меня после 4-5 прохождения сундук и заплечный мешок были под завязку забиты рунами, легендарными и сетовыми предметами которые и вашему классу не подходят, и выбросить жалко?
С введением аукциона эта проблема решена. Но на кого-то там явно сошло озарение, и ребята решили несколько расширить рамки – с продажей предметов за золото ничего нового, а вот с реальными деньгами все веселее. Заработанные деньги можно как вывести из игры себе в карман, так и на свой счет Battle.net и впоследствии использовать для покупки других игр и оплаты игрового времени. Решение, откровенно говоря, гениальное.
Многие с выходом Diablo 3 хотя бы на время перестанут играть в World of Warcraft и Starcraft 2 (локализированная версия которого, помним, требует платной подписки). Почему бы не позволить людям, играющим в одну игру заработать на оплату других? И игрок доволен и деньги остаются «в семье».
Причем, поскольку продают предметы сами игроки, разработчик не будет намерено занижать шанс выпадения редких предметов, как было в упомянутых «Аллодах» – нет смысла. Так что люди не желающие пользоваться услугами аукциона в Diablo 3 могут смело отправиться гриндить подземелья и не чувствовать себя обделенными.
Звучит не плохо, не правда ли? Давайте теперь посмотрим, с чем еще мы можем столкнуться. За долгие годы существования многопользовательских игр оказалось, что виртуальные экономики штука не менее хрупкая, чем экономики реальные и рынок по ту сторону экрана точно так же подвержен кризисам и может рухнуть в любой момент. Практически в каждой игре рано или поздно происходит пресыщение рынка товарами и деньгами – в процессе игры ресурсы постепенно копятся. Предложение растет, а спрос в лучшем случае остается неизменным, а то и сокращается, что в итоге приводит к обвалу цен.
В многопользовательских играх разработчики пытаются выходить из положения, с каждым дополнением поднимая стоимость услуг на порядок и вводя в игру дорогостоящие и приятные, но не влияющие на игровой процесс плюшки (костюмы, уникальные средства передвижения и т.д.) Таким образом, выводятся излишки валюты из игры, и хоть как-то регулируется рынок.
Правда, от обесценивания денег это не сильно помогает – яркий тому пример World of Warcraft, где голдфармеры три года назад продавали тысячу золотых за 100 гривен и даже дороже, а сейчас для такой покупки вам хватит и десяти.

То, что в Diablo 3 нас рано или поздно ждет то же самое – факт. На начальном этапе экипировка и руны будут стоить гораздо дороже, чем спустя какое-то время после релиза. Так что если хотите заработать – гриндить подземелья стоит начинать с первых дней после запуска игры. Потому что потом в дело включится еще одна страшная сила – школьники.
Дети, к сожалению, слабо понимают законы рынка, понятия не имеют о ценообразовании и о том, как зарабатывать деньги. И снова-таки животрепещущим примером является WoW. 20-40% демпинг цен, каким бы неприятным явлением он не был, привычен и все становится более менее на круги своя, как только в школах заканчиваются каникулы.
Но порой встречаются индивидуумы, умудряющиеся на аукционе продавать, к примеру, руду дешевле, чем, если бы они продавали ее напрямую торговцу. О том, к каким последствиям приводит такой «бизнес» говорить излишне. Так вот, я спешу вас обрадовать – эти же дети точно так же будут демпинговать цены в Diablo 3. Так что можете не переживать – цены на обмундирование скорее всего будут весьма умеренными, сами Blizzard говорят об одноразрядных числах и изредка числах в два разряда. Хотя, думается мне, цены в несколько сотен долларов за очень редкий лут тоже будут, как и всегда.

Как мы уже говорили, сама «Метелица» заработает, взимая налоги с операций на аукционе, а вывод денег из игры будет облагаться дополнительным налогом. Ну и не исключено, что бесплатно выставить на продажу можно будет ограниченное количество лотов, а за оверлимит придется раскошелится.
Так что, как видите, по крайней мере, на данном этапе ничего страшного не происходит и борьба идет скорее не за то, чтобы вытянуть из карманов геймера лишнюю копейку, а за поиск способов контролировать фармерство ну и заработать на нем, чего уж там.
И пока Blizzard не решат напрямую продавать игрокам вундервафли, нам с вами уж точно переживать не о чем.
