Сегодня я начал верить в Бога, потому что именно он наделил меня даром предсказания. Или возможности делать логичные выводы, исследуя закономерности, причины и следствия, – это уже кому как больше нравится. Давайте попробуем предсказать будущее единственного в Украине игрового журнала «Шпиль».
Вспомним 2008 год или даже 2007, когда мы могли видеть в киосках журналы Gameplay, PC Gamer, Шпиль, МИК, Pro Игры (который я создал с чистого листа, кстати), ДПК (тоже об играх в частности), Фуфел, да еще с десяток российских разноплановых изданий об играх.
Те журналы, бизнес-модель которых была с упором на рекламные бюджеты, рассыпались сразу. Другие, которые имели недостаточно много прибыли от продаж или завышали декларируемые тиражи, опять же, для рекламодателей, также канули в лету. Факт, что в киоске с прессой сегодня единственный украинский журнал об играх, – “Шпиль!”. Но и он, по моему субьективному мнению, скоро умрет.
То, что “Шпиль!” пережил кризис и, фактически с минимальным количеством рекламы (не знаю, бартер это или есть все таки какие-то бюджеты) удерживается на плаву, позволяет сделать вывод, что журнал приносит доход с продаж. Иначе никак: если бы тиражи не продавались, то это был бы очень большой минус (от 20 до 50 тыс. грн) каждый месяц для проекта. По сути, работающий и доходный бизнес – это уже не мало. Но то, что не растет, особенно в бизнесе, рано или поздно завянет. Особенно учитывая реалии современности.
Вот, что может случиться с журналом в ближайшем обозримом будущем:
Конец 2012 – на рынок массово выходят планшеты iPad mini за $250 в рознице, по сути это дешевле, чем стоили электронные книги 2-3 года назад; появятся Android-планшеты до $100, что сможет позволить себе практически любой человек, особенно если он любит читать; таким образом, необходимость в бумажных журналах (и книгах) для тех, у кого есть мозги, отпадет. Потому что такие люди ценят время, деньги и личное пространство.
С этим последует массовый переход журналов, оставшихся вживых, в он-лайн или же в приложения для планшетов. Ведь намного проще потратить деньги, тыкнув пальцем, чем идти на почту, оформлять подписку и потом ждать журнал, когда его принесет почтальон. Результат – снижение количества подписчиков. Кстати, Gameplay предлагал возможность подписаться прямо на сайте, в один клик, и заказать курьерскую доставку журналов. Также, логистика была предусмотрена таким образом, что зачастую подписчики получали журнал в то же время, когда он появлялся в рознице. Это явное преимущество. Это удобно, в конце концов.
Не развивается и сам журнал. Как мы можем видеть, в нем используют концепции, заложенные мною еще в 2005, но кардинальных изменений нет. Обновления от Ростислава Малько, нового главного редактора и Дмитрия Язовицкого субьективно хороши, но усложнили чтение, в то время, как сейчас все стремятся к простоте и простору как в верстке журналов, так и в онлайн.
Сайт журнала – это даже не смешно. Сделанный на стандартной теме WordPress и имеющий ряд недоработок (неделю назад, к примеру, не работал раздел “Реклама”, я не уверен, что он работает сейчас) и нечасто обновляющийся, он вряд ли когда-нибудь сможет попасть хотя бы в десятку игровых блогов. Фактически единственный толковый сайт на тематику игр сегодня в Украине – это GameWay и его вряд ли что-то сломит в ближайшее время.
Но вернемся к “Шпилю”. Конец 2012 года – это планирование следующего года. Возможно Ростислав Малько останется главным редактором “Шпиля” к этому времени. Хотя, как мы видим, он уже идет против политики журнала и способен опубликовать в номере 3-4 фотографии Сергея Галенкина, который, как мы знаем, в прошлом очень любил (курить) “Шпиль” http://galyonkin.com/2006/01/24/btrava-u-domab/ и годами формировал такое же мнение о журнале в игровом комьюнити СНГ. Тем не менее, такой ход – это возможность стать ближе к миру игр, разработки и индустрии, чтобы потом, имея контакты, не иметь проблемы с работой.
Если подписчики еще сохранятся, то рекламы в 2013 году вряд ли прибавится. Ведь какой разумный человек в наше время разместит полосу рекламы за тысячу долларов (на первой или последней странице) или даже дороже в журнале с тиражом 20к? Взяв калькулятор в руки, сразу ясно: выгоднее за 500 долларов купить баннер на сайте, где за неделю посещаемость больше, чем этот тираж. И увидеть детальную статистику по количеству заинтересовавшися и количеству конверсий.
Итак мы плавно подошли к моему личному прогнозу будущого журнала, если ничего не предпринимать в плане реформы его бизнес-модели.
1 квартал 2013 – Ростислав Малько либо уходит из журнала, либо просто делает его без полной отдачи, т.к. нужно развиваться, жить, покупать квартиру и машину и идти к успеху;
2 квартал 2013 – продажи журнала продолжают падать, но никто не понимает, почему; люди в селах начинают понимать, что такое интернет и планшеты; вырастает поколение интернета, которое терпеть не может бумагу;
3 квартал 2013 – рекламы в журнале нет вообще в принципе, сайт – такой же загнивающий, хотя и подающий надежды, потому что уже имеет 2-3 тыс. посетителей в день. капля в море по сравнению с GameWay к тому времени, абсолютно другой возрастной тип людей по сравнению с Gameplay и вновь выросшими информационными сайтами, в общем, и выбросить жалко, и развивать не умеем;
4 квартал 2013 – закрытие журнала, в связи с отсутствием поддержки на 2014 год от вендоров, типографии, читателей.
Но, возможно, я ошибаюсь и есть и другой вариант. Быть может, редакция захочет развивать бумажную версию журнала и сделает более прозрачной и понятной возможность подписки. Возможно, появятся причины, по которым захочется купить журнал, а не читать ту же информацию в интернете.
Это может быть только уникальный, интереснейший контент, как в Forbes, Esquire, Top Gear. Но где его взять в СНГ? Это могут быть ключи к играм для подписчиков. Это могут быть бесплатные билеты в кино, да все что угодно.
Понимая, что бумага все равно жить долго не будет, возможно редакция обратит внимание на то, что владельцы iPad не имеют возможности в “магазине” купить игровой журнал на русском языке, даже за полдоллара. Кстати, не только игровых, – вообще из журналов на русском, которые легко купить и на которые легко подписаться (за деньги, естественно) аж целых два: Популярная механика и NG.
Ситуация с Android чуть хуже, т.к. не очевидна модель монетизации. Ну и, в конце концов, читателям уа-нета хотелось бы иметь несколько источников качественной информации, также как и рекламодателям – разноплановые площадки. Спроецировать читателей бумаги в онлайн – не очень сложно. А это уже 10-15 тысяч лояльных посетителей, – неплохой трафик особенно для украинского интернета и начинающего сайта.
Впрочем, на рынке и так есть развивающиеся сайты, а российские журналы об играх рано или поздно попадут на планшеты. Так стоит ли переживать за “Шпиль!” или спокойно дождаться его кончины в 2014? 13?
Редакция GameWay может не разделять мнения авторов публикаций на сайте. Мы готовы предоставить площадку для публикации точки зрения редакции журнала «Шпиль» и его главного редактора Ростислава Малько.