В очередной раз отгремел скандал по поводу несправедливо поставленной оценке игре от довольно известного ресурса. О скандале многие слышали, а кто нет — слава богу: ничего интересного или примечательного в нем не было. Просто этот поток гневных мыслей напомнил мне о схожей ситуации, в которой оказался я: те самые гневные восклицания по поводу поставленной мною оценки великолепнейшей игре Dishonored.
Много слов было сказано: в основном доказывали, что 10 игре ставить нельзя, поскольку графика слабая, сюжет слабый, или еще что-то там слабое — не важно. Прозвучал тезис: 10 может получить лишь игра, идеальная и неповторимая во всем. И я некоторое время думал над этим высказыванием, довольно быстро понял что, по моему мнению, человек с такой позицией в корне не прав, и лишь сейчас как-то дошли руки выразить свою позицию по этому поводу и навсегда закрыть вопрос оценивания игр, фильмов, книг, пьес и т.д., и т.п., по моей ЛИЧНОЙ шкале.
Прежде всего, я хочу сказать, что оценивал и оцениваю не саму игру (по отдельности: непосредственно игровой процесс, графику, звук и т.д., или даже в целом), а ощущения ею вызванные. Аргументирую я это довольно просто, и надеюсь, вы найдете мои доводы понятными и убедительными.
Итак, помните старое выражение, содержание которого меняется из раза в раз, но смысл всегда один: «не сравнивай яблоко с поездом»? Думаю, объяснять его смысл не стоит, итак понятно, что мы не можем поставить знак равенства между фруктом и средством передвижения.
Это как задачки из школы: признайтесь, на многих из вас учительница ругалась, что вы метры на градусы делили, или сантиметры на километры умножали.
Так вот, шкала оценивания на многих игровых ресурсах, в том числе и на GameWay, одна и она универсальна — привычные всем 10\10, 100%. Этой шкалой мы оцениваем абсолютно все игры, попадающие к нам на обзор: от Call of Duty с бюджетом в сотни миллионов долларов, до какого-то инди-платформера стоимостью в десять тысяч.
Уже исходя из бюджета, оценивать данные произведения одной шкалой не корректно. Понятно, что, скажем, музыкальное сопровождение у первой будет на несколько уровней выше — Ханс Циммер и (условно) Лондонский симфонический аркестр против электронной музыки созданной любителем на своем «маке».
Нельзя ставить рядом уровень профессиональных музыкантов, закончивших консерваторию и любителя, компонующего звуки на свой вкус, пускай даже музыка второго будет задорнее занудной помпезности оркестра.
То же можно сказать и о графике — сравните уровень графического развития в Crysis 3 и каком-нибудь Super Meat Boy на чисто техническом уровне. Первый сто процентов выигрывает по количеству полигонов и разрешению текстур. Другой вопрос — эстетическое восприятие картинки, но речь сейчас не об этом.
Точно так же: как можно одной шкалой оценивать стретегию в реальном времени StarCraft 2 и градостроительный симулятор SimCity? Или мультиплеерный шутер Battlefield 3 и оффлайновую аркаду Bastion? Это совершенно некорректно — нельзя сравнивать сантиметр с граммом.
Соответственно, мы должны прийти к общему знаменателю — найти какой-то критерий, согласно которому равной будет абсолютно каждая игра.
Что же объединяет каждую игру на планете? Ответ прост: эмоции, вызываемые у игрока. Человек имеет определенный набор эмоций, которые и могут быть универсальной меркой при оценке игры. Радость или разочарование, злость или восторг, скука или восхищение — эти чувства всегда одинаковые, несмотря на сотни путей, коими мы к ним приходим.
Именно с помощью оценки ощущений, вызываемых играми, пускай разных жанров, времен, технологической продвинутости и стоимости мы имеем право ставить их в один ряд.
Лично я считаю неправильным оценивать игры как-то иначе. Графика в Crysis 3 в n раз круче графики Bioshock Infinite, но при этом снижать оценку гениальному Bioshock за размытые текстурки просто-напросто преступно, как и неправильно ее повышать Crysis за гигантское количество полигонов (что бы эти полигоны не значили).
В завершении своего рассказа позволю напомнить вам, что все вышенаписанное мое личное мнение и моя личная позиция по поводу оценивания любого художественного произведения. Я считаю, что именно так и никак иначе игры должны оценивать (особенно смешно в 2013 году выглядит система оценивания проекта сегментировано: за графику, сюжет, звук и т.п.). Но я также признаю любое другое мнение по этому вопросу и с радостью ознакомлюсь с ним в комментариях внизу.
P.S. Надеюсь, понятно теперь почему Dishonored и FarCry 3 получили по десятке? Если бы я писал рецензию Bioshock Infinite он бы тоже получил максимальный балл. Спасибо за внимание!