Alpha Protocol ожидаемо – очень похож в деталях на творение BioWare. Это само по себе неплохо, но игра от Obsidian умудряется походить на Мass Effect 2 только в ракурсах выставляющих ее в невыгодном свете
Профиль игры
Полное название: Alpha Protocol
Разработчик: Obsidian Entertainment
Издатель: SEGA
Издатель в СНГ: 1С-СофтКлаб
Жанр: RPG
Дата выхода в СНГ: 28 мая 2010
Наше резюме
Идея: гибрид ролевой игры и шпионского боевика
Графика: хуже среднего
Звук: заурядная музыка, отличная озвучка
Игра: слабее, чем можно было ожидать
Вердикт GameWay!
3/5 (Слабовато)
Alpha Protocol мог и, наверное, даже должен был стать событием в мире ролевых игр. Необычный и интересный сеттинг – шпионская изнанка современного мира, а также заслуженный разработчик Obsidian Entertainment – все это обещало любителям RPG по-настоящему необычное и увлекательное приключение.
Конечно, были некоторые сомнения в том, что разработчики сумеют использовать такой интересный, но сложный сеттинг как следует. Но лично я гнал их от себя прочь, обсидианы заработали репутацию достаточно талантливой (хоть и не слишком удачливой) команды и потому я был уверен – первый полностью независимый их проект будет, по крайней мере, неплох.
И потому, от первых недобрых предчувствий, появившихся из-за совершенно неинтересной и даже неприятной музыкальной темы из главного меню, а также скучного и некачественного вступительного ролика (ну что это такое, когда нам через иллюминаторы показывают пассажиров в самолете, а лица у всех одинаковы?) я отмахнулся. В конце-концов, мы же не подростки с форума какого-нибудь провинциального торрентика меряющие игры мерками «Графон ацтой».
И действительно графика в Alpha Protocol пугающе несовременна. Игра использует мощный и популярный Unreal Engine 3, но выглядит беглянкой из середины 2000-х и никакого сравнения с современными играми, использующими тот, же движок, например Mass Effect 2 – не выдерживает.
Впрочем, повторюсь, что есть графика? Графика – тленна, вчера суперсовременно, сегодня с пивом пойдет, а завтра – никуда не годится. Лично я сейчас переигрываю Baldur’s Gate и это одна из лучших игр, которые я когда-либо видел, не смотря на спрайты – графика это глубоко вторичное. Для ролевых игр главное это геймплей, история, мир…
И вот собственно начинается история Майкла Торнтона, агента сверхсекретной организации Alpha Protocol.
Наш герой приходит в себя в какой-то медицинской палате, с ним выходит на связь девушка и говорит, что ему нужно оттуда выбираться и Торнтон начинает свой путь, вырубая охранников и взламывая системы безопасности… Ничего, не напоминает? Ну не избавиться мне от ощущения, что вот совсем недавно я играл в RPG с таким же началом.
Mass Effect 2 – помните такую? Alpha Protocol ожидаемо – очень похож в деталях на творение BioWare. Это само по себе неплохо, но игра от Obsidian каким-то удивительным образом умудряется походить на МЕ2 только в ракурсах выставляющих ее в невыгодном свете и подчеркивающих подавляющее превосходство канадской космооперы буквально во всем.
Например диалоги решены в очень похожем стиле – мы выбираем приблизительный смысл реплики, Майкл выдает развернутый вариант, который интересно послушать… Ну, в теории. На практике все ужасно, потому как смысл будущей реплики выражается здесь одним (одним!) словом.
Вот не было в Mass Effect 2 проблемы «Что сейчас скажет Шепард?» – что ему приказывали, то и говорил как миленький, причем так, что аж заслушаешься.
С Торнтоном такой номер не пройдет, он у нас парень крепко себе на уме. Попробуйте-ка выбрать ответ из вариантов озаглавленных «агрессия», «вежливость», «профессионализм» – и это еще из легких. А вот появится у вас в диалоге вариант «опасность» – что будете делать? Что он сказать вообще про эту «опасность» хочет?
Может сказать: «Ой, вы меня посылаете в лагерь террористов, это же опасно!» – и потерять в глазах собеседника, или наоборот сказать: «Берегите себя, это опасно прикрывать мой тыл» – или… Да черт его знает! Я не знаю что это за «опасность» и кому она грозит, ему, ей, миру во всем мире?
Вы это не узнаете, пока не попробуете, а потому диалоги и взаимоотношения строятся здесь абсолютно хаотично и бестолково. Единственная система, которую вы можете принести в этот хаос это древний и верный способ: «Всегда выбираю один и тот же вариант ответа». Вот и весь отыгрыш.
Так ведь и это еще не все. «Обсидианы» решили соригинальничать и ограничили время, за которое вы можете выбрать ответ. Собеседник что-то там вам рассказывает, а вы тем временем напряженно думаете отвечать ему на вот эту незаконченную реплику шуткой или же «профессионально».
Причем когда собеседник закончит времени у вас уже не будет и Торнтон начнет говорить согласно выбранному варианту. Это само по себе не лучшая идея и утомительно. Но вместе с общей малоуправляемостью здешних диалогов, а также особенностями локализации эта система превращается в настоящую пытку.
Поскольку Alpha Protocol у нас не просто так, а «the espionage RPG», наш главный герой великолепно умеет красться в тенях, тихо и незаметно вырубать противников по-одиночке и так далее. Собственно в этом режиме игра снова очень похожа… на последний Splinter Cell и опять таки похожа ровно настолько, чтоб всем было видно, насколько Alpha Protocol уступает Ubisoft’овскому шпионскому боевику.
Да, Торнтон прячется, крадется, применяет всяческие спецспособности, вырубает охранников. Временами это даже занятно. Но только существует масса игр, где эти возможности реализованы намного интересней. Сплав stealth и RPG сам по себе мог бы быть очень неплох, но обе эти составляющие тут слишком слабы.
Если, а вернее, когда Майкла обнаружат, начинается перестрелка очень-очень похожая опять-таки на бой из Mass Effect 2, но только намного-намного его слабее. Динамики в здешних боях почти нет, а AI довольно глуп. Иногда врагов хватает на опасные попытки обойти Торнтона, но, в основном, противники просто поливают свинцом его укрытие. Пули здесь смертоносны и шанс проиграть есть, но стоит научиться пользоваться одним забавным багом и никаких проблем у вас больше не будет.
Дело в том, что пули главного героя проходят через его укрытие. Можно сдвинуть камеру, прицелится во врага, и убить его не смотря на то, что отчетливо видно – линии огня нет. Между автоматом Торнтона и противником надежная стальная балка, которую он без толку поливает свинцом и которая должна с очень печальными для близко стоящего стрелка последствиями отправить на рикошет легкую, но крепкую и быструю автоматную пулю.
Майкл недосягаем для врага, но сам может его уничтожить. Такая нелепость превращает перестрелки в довольно скучный тир.
Отдельно стоит упомянуть технические проблемы Alpha Protocol. По каким-то причинам игра начинает сильно тормозить при переходе какой-то внутренней границы уровня. Например, когда герой открывает дверь, ведущую в большой зал, подымается по лестнице в отеле и т.д. При этом управление остается активным и когда «тормоза» заканчиваются Торнтон непредсказуемо повернется в сторону последнего движения мыши. Скажем, градусов на 180, или больше… Это ОЧЕНЬ раздражает, особенно в бою.
Интерфейс Alpha Protocol неудобен и неинтуитивен. Когда игрок ищет, как открыть досье – это еще простительно. Но когда он ищет как его закрыть и не находит без подсказки с форума – это уже проблема.
Сюжет игры довольно занятен, но и близко не реалистичен, это какой-то комикс про шпионов и Зловещие Корпорации. По духу это не трилогия о Борне, но один из поздних фильмов цикла «Миссия невыполнима», правда, без ТЕХ спецэффектов. Как вы думаете, во что превращается «Миссия невыполнима» без ТЕХ спецэффектов? Правильно – в смешную и никому не интересную сказку.
В общем, Alpha Protocol – слабая игра. Может быть, даже слабейшая из всех игр Obsidian. Нет, пройти ее разок довольно интересно, но если вы ее пропустите, то ничего не потеряете.