Patrician 4 неплохо переносит идеи оригинального «Патриция» на почву современных 3D технологий и интерфейса. Проблема в том, что ничего нового, неожиданного и увлекательного в игре нам не предлагают
Профиль игры:
Полное название: Patrician 4
Разработчик: Gaming Minds Studios
Издатель: Kalypso Media
Жанр: экономическая стратегия
Дата выхода: 17 сентября 2010
Наше резюме
Идея: симулятор средневекового бизнесмена
Графика: слабовата, но высокий потолок камеры это удачно маскирует
Звук: заурядный
Игра: любителям экономических стратегий – понравится, но не надолго
Вердикт GameWay!
3,5/5 (Средненько)
Рынок и бизнес – одни из самых совершенных механизмов самоорганизации, придуманных человечеством. Соответственно, бизнесмен, организовывающий производство и продажу востребованных на рынке товаров и услуг – важная и почетная социальная роль, всегда ассоциирующаяся с богатством и независимостью.
Однако, большая часть населения никогда не стремится ее занять, всегда выступая в роли только пассивных игроков на экономической арене. Причин тому множество – бизнес требует незаурядных личных качеств, стартового капитала, всегда сопряжен с риском и потерями, а в некоторых обществах (и я не конкретизирую, но посмотрите по сторонам) и вовсе слишком зависит от коррупционного и криминального давления.
Желание примерить нетипичную для себя роль – один из факторов, обеспечивающих притягательность компьютерных игр. И роль бизнесмена в этом плане ничем не хуже роли какого-нибудь героического морпеха. Именно поэтому жанр экономических стратегий, предлагающих игроку попробовать, без всякого реального риска, себя в качестве бизнесмена, живет спокойной и размеренной жизнью и может похвастаться хоть и нишевой, но постоянной и не ослабевающей популярностью.
Серия игр этого жанра Patrician – одна из самых старых на рынке. Первая часть этого симулятора средневекового предпринимателя вышла еще в далеком (а по меркам индустрии – непредставимо далеком) 1992 году. Именно она, благодаря новаторским идеям и удачным их реализации, сформировала многие из законов жанра вообще, и экономической стратегии «немецкой школы» в частности.
Поэтому Patrician можно назвать без шуток великой игрой. Ее далекий потомок под номером четыре, разработанный уже совсем другой компанией (разработчик первой части – Ascaron Entertainment, закрылась в 2009, показав очень неплохую для индустрии живучесть), ничем таким похвастаться не может.
По сути Patrician 4 – это качественная экономическая стратегия, действительно неплохо переносящая идеи «Патриция» на почву современных 3D технологий и интерфейса. Но проблема в том, что эти же идеи мы уже видели в тысяче и одной игре, а ничего нового, неожиданного и увлекательного нам в Patrician 4 не предлагают.
Игрок берет на себя роль ганзейского купца второй половины XIV века и главная его задача – добиться максимально возможного богатства, уважения и влияния в Ганзе. Начинать этот путь, как и положено по законам жанра – придется с малого. Вначале под контролем игрока только смехотворный капитал и один корабль, а все, чем можно заняться для приумножения своего состояния – челночные купеческие поездки по двадцати представленным на карте портовым городам северной Европы.
На первый взгляд, все очень просто – покупаешь товар, которого в городе в избытке, везешь туда, где его не хватает, выручку вкладываешь в расширение дела. Однако этот, казалось бы, незатейливый процесс требует весьма творческого подхода. Рынки в игре динамично реагируют на изменение спроса/предложения. Например, если попытаться продать слишком большую партию товара, его цена в этом городе упадет ниже себестоимости и торговля будет себе в убыток.
И наоборот – если покупать что-то там, где этого товара не хватает, мало того, что цена будет очень высока и рынок, где можно будет его продать с ощутимой выгодой, найти вряд ли получится, так еще и репутация купца, скупающего необходимый городу товар – заметно упадет. Поэтому толковый купец в игре Patrician 4 находится в постоянном поиске, экспериментируя с разными торговыми путями и товарами, благо возможностей для этого предостаточно.
Чуть позже, когда капиталы и влияние игрока вырастут, игра дает ему возможность развернуть уже собственное производство товаров. Это раскрывает жизнь средневекового бизнесмена уже совсем с другой стороны и позволяет уже навязывать рынку свои правила игры. Теперь можно, сконцентрировав в своих руках интересные производства, получать товары по себестоимости и продавать их уже с куда большей выгодой.
Также появляется возможность отправлять экспедиции в средиземноморье. Когда моряки игрока или его конкурентов найдут (именно найдут – как это не странно, для 14-го 15-го веков торговые центры средиземноморья Ганзе по началу не известны) торговые порты в Средиземном море – появляется возможность зарабатывать по настоящему большие деньги на торговле дешевым вином и специями.
Впрочем, настоящим хозяином положения в Patrician 4 игрок становится тогда, когда его влияние вырастает для выхода на политическую арену. Политическая жизнь управляемых торговцами-патрициями городов Ганзы напрямую зависит от экономики. Наибольшим уважением среди горожан, а значит, и наибольшими шансами получить кресло мэра, обладают купцы, возящие в город ценные товары, выполняющие небольшие квесты городского совета, занимающиеся благотворительностью при местной церкви…
Но более всего – те, кто контролирует большую часть городских производств, обеспечивая добродушных бюргеров работой. Тут все просто – как-то так получается, что почти все производства в городе всегда принадлежат его действующему мэру.
Естественно, если игрок в Patrician 4 нацелился на кресло местного бургомистра, ему приходится как-то конкурировать с этим толстосумом. Самый простой и логичный способ – скупить принадлежащие главе города производства. Но конкурент, конечно же, разгадает этот план и заломит за них несусветную цену. Тут-то на помощь и приходит смекалка и стратегическое мышление.
Ведь, например, скупив все необходимые для работы интересующих нас предприятий ресурсы, мы закономерно ударим по рентабельности производства… А если при этом еще и наводнить рынок их продукцией так, чтоб она торговалась ниже себестоимости… Да еще и (чтоб наверняка) приплатить знакомым пиратам, чтобы они блокировали порт… То терпящий колоссальные убытки конкурент вынужден будет продать обанкротившиеся производства за приемлемые деньги. И угадайте, кто вскоре станет любимым работодателем (и мэром!) горожан?
Именно в таких комбинациях и состоит вся прелесть Patrician 4. Но, к сожалению, ситуации, когда здесь действительно приходится решать интересные задачи, выходя за рамки привычной рутины – очень редки. В основном, все сводится к продаже нужных товаров в нужных городах и рано или поздно это надоедает.
Хоть как-то пощекотать нервы могут действия пиратских кланов. Но защититься от них – довольно легко. Просто обвешайте пушками свои корабли и пусть они себе плавают большими конвоями – о пиратах вы больше не услышите. Правда, бой на кораблях сам по себе малоуправляем, лишен серьезной тактики, откровенно скучен и сделан в Patrician 4 скорее «для галочки».
Также стоит отметить не всегда удобный интерфейс. Взаимодействие флот/рынок/склад довольно неинтуитивно и неудобно. Ценных товаров тысяч на сто можно потерять только потому, что игрок забыл поставить в управлении кораблем особую галочку, символизирующую, что конкретно этот корабль является боевым. Без этой галочки, обвешанный пушками корабль тут же сдается. В общем, надеюсь, что автору этого «чудесного» интерфейс-решения сейчас хорошо икается…
В целом же, несмотря на некоторую рутинность, Patrician 4 это действительно неплохая игра для любителей экономических стратегий. Но, боюсь, даже любители рискуют не найти в ней ничего оригинально-увлекательного и рано или поздно заскучают.