
Ожиданий Gray Matter не оправдывает. Это всего лишь качественный классический квест, не дотянувшийся по увлекательности до грандов прошлых лет и современности
Профиль игры
Полное название: Gray Matter
Разработчики: Tonuzaba Entertainment, Wizarbox
Издатель: Mamba Games
Жанр: Adventure
Дата выхода: 12 ноября 2010 г.
Наше резюме
Идея: рассказать игроку детективную историю с примесью мистики
Графика: персонажам и окружению очень не хватает детализации
Звук: чудесный саундтрек, плохая озвучка персонажей
Игра: классическая адвенчура, которой не хватает искры
Вердикт GameWay!
3,5/5 (Средненько)
Хорошо быть игрой в жанре квест. Пока шутеры соревнуются в мощности движков и достоверности физики, РПГ пытаются удивлять гигантскими мирами с нелинейным прохождением, а симуляторы стремятся к максимально правдивой … хм, симуляции, адвенчуры крупно имеют в виду все эти геймплейно-технологические революции. Им до сих пор прощаются полностью статичные, слабо детализированные декорации, нереалистичные движения персонажей, отсутствие какой бы то ни было мимики лиц, и многое другое. В 2002-ом мы восхищались Syberia. В конце 2010-ого вышла Gray Matter. За это время не изменилось ровным счетом ни-че-го.
Наилучшее определение, которое можно дать героине данного обзора – «пресная». Обладая всеми признаками качественного классического квеста, Gray Matter почему-то оказывается не в состоянии вызвать какие бы то ни было эмоции. История интересная, но не захватывающая. Персонажи различные по характеру, но катастрофически вялые и не колоритные. Головоломки… Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Известнейший в мире нейробиолог Дэвид Стайлз в ужасной автокатастрофе теряет красавицу-жену. Заперевшись на долгие годы в своем особняке, ученый продолжает эксперименты по выявлению возможностей человеческого мозга, живя воспоминаниями о погибшей супруге и попутно пытаясь выйти с ней на связь. Несчастный вдовец искренне верит, что дух его любимой где-то рядом и с помощью телепатических способностей и специальной аппаратуры он сможет с ней поговорить.
В то же время, доктору на небольшой период времени понадобилась ассистентка для помощи в проведении опытов. Ею, по неожиданному стечению обстоятельств, становится Саманта Эверетт, фокусница по профессии и готка по мировоззрению, притворившаяся одной из студенток Оксфордского университета. Собственно, Сэм – не только главная героиня игры, но и, по сути, наиболее интересный и яркий ее персонаж.
Девушка смотрит на жизнь легко и непринужденно, хотя и заметно невооруженным глазом, что судьба была к ней не очень благосклонна. С окружающими Саманта так и вовсе обходится, играючи. Там, где не удается добиться своего уговорами, в ход идут трюки прямиком из карманного справочника по фокусам. Выбираем наиболее подходящую по ситуации уловку (обычно методом «тыка») и, следуя детальной инструкции, задаем алгоритм действий. С одной стороны, слишком просто, с другой, оригинальность задумки налицо.
Впрочем, главных героев в игре Gray Matter всё же двое – в некоторых главах мы смотрим на историю глазами доктора Стайлза. Этот чопорный зануда без единой эмоции в голосе боится высовывать нос из своего дома, а при взгляде на любой из предметов начинает вспоминать супругу Лору. Хотя, конечно, без его непосредственного участия в полной мере раскрыть сюжет было бы нереально – в конце концов, именно Дэвид является первопричиной всех происходящих событий.

Остальные персонажи и того хуже. В особенности это касается группы студентов – участников эксперимента. Болтун-кинооператор, за всю игру не сказавший ни одной умной мысли или хотя бы шутки, закомплексованная отличница с отвратительнейшим шотландским акцентом, маменькин сынок, стесняющийся разговаривать с девушками… Продолжать нет смысла. Кто виноват больше – скучный сценарист или копеечные актеры – судить трудно.
Как водится, вся динамика и наиболее яркие события сосредоточены в роликах, выполненных в Gray Matter в форме комикса. Воображение само дописывает картину происходящего, потому рисованные статичные изображения впечатление не портят, а даже задают своеобразную стилистику. Намного хуже становится потом, когда, создав очередную интригу, игра вновь резко принимает свой привычный вялотекущий темп – красивая успокаивающая музыка, медленное перемещение героев по локациям, неспешные диалоги и т.д. Такой контраст совершенно не способствует правильному восприятию местных сюжетных перипетий.
Головоломки в игре Gray Matter, как правило, предельно просты и логичны. Ввиду небольшого количества локаций и активных объектов, заблудиться невозможно – все решения лежат на поверхности. Более того, те места, в которых нам делать больше нечего, заботливо отмечаются на карте серым цветом, еще больше сужая круг поиска.

Никаких заковыристых многоступенчатых пазлов или мудреных логических загадок здесь нет и в помине. К примеру, доктору Стайлзу необходимо вспомнить названия любимых вин супруги. На компьютере имеется огромная база этих напитков с возможностью сортировки по типу, цвету, году и региону выпуска. «Лора любила сухое красное вино», – произносит Дэвид, и мы покорно выбираем необходимые пункты из списка.
Усложняют игровой процесс Gray Matter, скорее, технические недочеты. Детализация окружения подкачала, потому отыскать нужный предмет в локации не всегда удается. Проще нажать клавишу «Пробел» и высветить все активные объекты, дабы не мучить свои глаза.
Добавляет проблем и странный интерфейс. Водя мышкой по экрану, мы почему-то видим только иконку взаимодействия с предметом, и лишь остановившись на нем, можем прочитать название. Опытные квестеры прекрасно поймут неудобство этого весьма странного решения в игре, где пиксель-хантинг играет весомую роль в геймплее. Так что, уже +2 очка в пользу читерской кнопки «показать активные объекты».
Злые шутки с Gray Matter частенько играет и ее вопиющая линейность. Да, некоторые загадки мы вольны решать в произвольном порядке, однако дальнейшего сюжетного продвижения не будет без строгого выполнения всех прописанных в сценарии условий. Ситуация иногда доходит до абсурда. Домработница рассказывает Дэвиду о том, что будто бы видела Лору в зеркале его спальни. Пока мы самолично не подойдём к зеркалу и не убедимся, что никакой Лоры в нём конечно же нет, глава не завершится. Причем, если мы смотрелись туда до разговора с прислугой, действие не засчитывается.

Наиболее лестных отзывов в Gray Matter заслуживает музыка. Главное меню встречает игрока роскошной композицией, мелодия из которой сопровождает нас постоянно в процессе прохождения, создавая атмосферу грустной отрешенности. Вот бы и все остальные элементы проекта соответствовали качеству саундтрека.
Ожиданий Gray Matter не оправдывает. Это всего лишь качественный классический квест, не дотянувшийся по увлекательности до грандов прошлых лет и современности, и несущий в себе набор мелких изъянов. Поговаривают, что будет вторая часть, так что игра вполне может превратиться в сериал. Впрочем, лавров the Longest Journey и Syberia ему все равно не видать.
