Dead Space 2 – очень-очень качественный экшн с элементами хоррора. Однако надолго удержать игрока, при живом-то Left4Dead 2, у сетевой части игры вряд ли получится
Профиль игры:
Полное название: Dead Space 2
Разработчик: Visceral Games
Издатель: Electronic Arts
Издатель в СНГ: Electronic Arts
Официальный русский сайт: http://www.ea.com/ru/dead-space2
Жанр: Survival horror/action
Дата выхода: 26 января 2011
Наше резюме
Идея: вторая часть успешного ужастика
Графика: очень хороша
Звук: впечатляет и пугает
Игра: очень качественный экшн с элементами хоррора, но мультиплейер сыроват
Вердикт GameWay!
4/5 (Хорошо)
Первый Dead Space – смелый хоррор-эксперимент студии EA Redwood Shores, был принят публикой и критиками очень тепло. Игрокам пришлась по нраву мрачная история Айзека Кларка, простого космического инженера, попавшего в настоящий ад «Исимуры» – огромного космического корабля, пораженного какой-то кошмарной инопланетной заразой, превращающей людей в некроморфов – страшных и омерзительных тварей, убивающих все живое, и тут же превращающих трупы своих жертв в новых некроморфов.
Интересный сеттинг, ряд любопытных решений в интерфейсе, захватывающая дух мрачная и напряженная атмосфера, очень высокий уровень внутриигрового насилия, интересный сюжет и устроенная ЕА масштабная маркетинговая кампания (достаточно сказать, что в ее ходе была выпущена серия комиксов и целый анимационный фильм, рассказывающие о событиях, произошедших до начала игры и приведших «Исимуру» к столь бедственному состоянию) – сделали свое дело, и игра стала суперхитом, а появление сиквела – неминуемым.
Должен заметить, впрочем, что, по моему мнению, Dead Space был, конечно, хорош, но вовсе не так хорош, как о нем принято думать. По-настоящему все элементы, делающие из этой игры незаурядный survival horror, работали только первые часа три. Потом эффект новизны проходил, игрок окончательно осваивался в мире игры, и то, что ранее пугало, воспринималось с этого момента как обыденность и даже банальность.
Некроморфы уже не казались страшными, а были лишь агрессивной деталью пейзажа.
Нагнетать саспенс на длинной дистанции у Dead Space решительно не получалось, а хоррор игра могла предложить лишь самый простой – внезапно выскочивший из ниоткуда, со всеми полагающимися звуковыми эффектами, монстр был, пожалуй, любимым пугающим приемом разработчиков.
Во второй половине игры напряжение поддерживалось, по сути, лишь тем, что вот так вот «как выскочить, как выпрыгнуть» некроморфы могли чуть ли не в любую минуту и чуть ли не в любых количествах. Впрочем, вычислить триггер, к которому была привязана очередная атака зачастую тоже труда не составляло, и то, что начиналось как хоррор, превращалось в специфичный и, временами, утомительный экшен.
К тому же, дизайн отсеков корабля был весьма однообразен, загадки – не очень интересны, а сценарист уж слишком любил превращать Айзека в мальчика на побегушках.
В общем, по моему мнению, Dead Space – просто хорошая игра, удачно прыгнувшая выше головы, благодаря хорошей конъектуре, интересной теме и нескольким очень стильным и удачным, но не очень принципиальным решениям (скажем, индикатору здоровья на спине главного героя в 2008-м чуть ли не оды посвящали).
Видимо, понимая, что в эту реку дважды не войдешь, создатели второй части несколько пересмотрели концепцию, и, в результате, Dead Space 2 получился сильнее своего предтечи по многим ключевым параметрам, но, вместе с тем, и растерял по дороге часть своей оригинальности.
Первое бросающееся в глаза отличие сиквела – Айзек Кларк приобрел наконец голос и индивидуальность. Теперь он не слушает бесконечные, обращенные как бы к нему монологи, а действительно говорит с товарищами по несчастью, снимает шлем в минуты отдыха, и вообще демонстрирует эмоции буквально с первых минут, комментируя происходящее чрезвычайно уместным: «Oh, shit! Oh, shit! Oh, shi…» – а вы бы и не так запели, опомнившись в незнакомом месте, со смирительной рубашкой на руках и толпами занятых любимым делом некроморфов вокруг!
Такое изменение образа героя пошло игре явно на пользу. Во второй раз, без шуток сильный образ безмолвного протагониста, кромсающего жутких тварей, не снимая в чем-то пугающего костюма (так, чтоб в глубине души игрок сомневался бы и в его человечности) – не выстрелил бы. «Очеловеченный» Айзек же здорово оживляет повествование, хотя особо интересным персонажем его не назовешь – инженер Кларк получился, в общем – весьма стандартным для жанра героем, без каких-либо уникальных и интересных черт.
Но, если честно, ничего такого от него и не требовалось. К слову, в ЕА поступили совершенно правильно, когда не стали дублировать многочисленные диалоги Айзека и сотаварищей на русский язык, иначе все происходящее вокруг – потеряло бы значительную долю эмоциональности. Титров и переведнных на русский внутриигровых надписей вполне хватает для комфортной игры.
Новое место действия – Мегаполис, огромная станция-город, на орбите Сатурна, пораженная некроморфами ровно из-за той же человеческой глупости и желания играть с судьбой, что и «Исимура» за три года до этого. Перерыв между первой и второй частью Айзек Кларк провел здесь, в основном в смирительной рубашке, и погруженный в наркотический сон добрыми врачами, проводившими с ним в редкие моменты пробуждений какие-то эксперименты, чередующиеся с допросами. Подробностей герой не помнит, однако однажды очнувшись, обнаруживает себя в знакомой ситуации – кругом некроморфы, хаос, паника, резня, люди мрут, как мухи, и тут же поднимаются в виде страшных тварей.
Чтоб выжить, герой прорубает себе дорогу сквозь полчища чудовищ, следуя инструкциям, и просьбам, которые так и сыплются на него из передатчика. Выходящих на связь персонажей немного, но проблем, просьб и указаний – предостаточно. Иногда, как и в первой части, кажется, что без Кларка в этом мире не происходит вообще ничего.
Хоть лежавшее на Айзеке, в первой части, страшное геймдизайнерское проклятие, согласно которому любой живой человек, оказавшийся рядом ним, должен немедленно умереть по какой-то ужасной причине, и здорово ослабло за прошедшие годы, и, даже, иногда, дает приятные осечки, поверить в то, что где-то еще в этом мире есть живые люди – почти невозможно.
Геймплейные акценты в целом несколько сместились в сторону экшена. Иногда даже кажется, что задачи напугать игрока Dead Space 2 перед собой, в общем, и не ставит. Не считать же всерьез страшной такую жанровую банальность, как «глюки» героя с появлением озвучивающей волю Обелиска мертвой подружки… тем более, что ее природа очевидна и игроку и Айзеку. В конце концов, арсенал пугающих трюков был исчерпан еще в первой части – некроморфы сами по себе страшны только потому, что уродливо сочетают в себе черты того, чего человек подсознательно боится – мертвецов, да всяких агрессивных тварей со жвалами, когтями да щупальцами.
Проблема же в том, что современная массовая культура давно уже переросла тот уровень, когда зрителя или игрока можно было напугать, просто показав ему картинку страшного чудовища. Монстр страшен только, если он нов, необычен, неизвестен, непонятен и непрост, а ничего этого о некроморфах сказать нельзя. Стоит же образу чудовища примелькаться, как он тут же начинает восприниматься просто как обыденный противник – ничем, по сути, не отличающийся, от каких-нибудь очередных абстрактных террористов из очередного Call of Duty.
Относиться иначе к постоянно атакующим группам, и явно лишенных каких бы то ни было чувств, эмоций и прочих остатков человечности некроморфам – просто невозможно. Они просто монстры, просто противники, которых Айзеку нужно уничтожить на пути к цели, и уж здесь игра не скупится, предоставляя герою отличный набор средств уничтожения и разнообразные полигоны, и тактические ситуации. Собственно, рубка и шинковка некроморфов (отстрел конечностей, как и раньше – самая эффективная тактика их уничтожения) – по-прежнему самое интересное, что нам могут здесь предложить, и потому, смещение в сторону экшена пошло игре только на пользу.
Dead Space 2 не скупится на фантазию в постановке боев – тут и банальный отстрел прущих толп нечести, и бои в невесомости, и схватки с боссами, и сражения в необычных условиях (например, когда Айзек, попав в ловушку, висит вниз головой, отстреливая все напирающих врагов из такого непривычного и неудобного положения). Появилось также несколько новых типов противников, не то, чтоб это что-то меняло по сути, но свою лепту в разнообразие битв вносит. В целом, сражения во второй части стали многогранней, насыщенней и просто интереснее.
Увлекательнее стало и место действия. После довольно однообразных коридоров «Исимуры», мы получили, опять таки коридоры, но Мегаполиса, и насколько же они ярче и разнообразней! Тут и захваченные некроморфами жилые сектора, и богато обставленная церковь юнитологов (эти полоумные верят в то, что Обелиск хочет облагодетельствовать человечество, даже воочию увидев к чему он ведет), и криокладбище с замороженными покойниками на стенах, и детский сад, обитатели которого превратились в жутких тварей… Без привычных технических коридоров тоже не обошлось, собственно, вторая половина игры в основном в них и проходит, но, в целом, приятного впечатления, это не портит.
Сюжет Dead Space 2 довольно незамысловат, сюрпризами не балует и чем все закончится ясно чуть ли не с самой завязки. И, опять таки по традиции первой части повествование переполнено ходами, наподобие: герои хотят добраться в Правительственный сектор, но злодеи отключили электричество от транспортной сети, и Айзек вынужден отправиться на электростанцию и, погеройствовав там, восстановить энергоснабжение. Сделав это, он обнаруживает, что нападение некроморфов снова все усложнило, и добираться теперь придется другим путем. Пройдя же через промзону он узнает, что враг предпринял очередную гадость и снова нужно как-то решать эту проблему… Нетрудно заметить, что все эти, занявшие несколько глав и часов, действия, с точки зрения развития сюжета – довольно безыскусное топтание на месте.
Из нововведений Dead Space 2 стоит отметить также несколько улучшенный интерфейс. Особенно радует возможность «подсветить» дорогу не только к точке ближайшего задания, но и к ближайшему магазину или верстаку для улучшения оружия. Кроме того, достойна похвалы переработанная и намного более удобная система передвижения в невесомости.
Самое, впрочем, фундаментальное нововведение – многопользовательская игра. Здесь Dead Space 2 превращается в некое подобие Left4Dead 2 – часть игроков принимает роль выживших обитателей станции, часть – некроморфов, и радостно принимаются кромсать друг-друга. При этом за убийства, помощь другу и другие внутриигровые действия вам начисляются очки опыта, которые повышают ваш уровень и позволяют открывать новые костюмы, оружие для «айзеков» или более смертоносные приемы для монстров.
На первый взгляд – интересно, особенно, когда играешь за некроморфов. На выбор их дают 4 вида. При этом каждый из монстров имеет свои собственные фишки. Скажем Pack – хорош в ближнем бою, а вот маленький Lurker умеет стрелять, а еще лазить по стенам и потолкам. Играть за этого «head-краба», пожалуй, забавнее всего.
Однако надолго удержать игрока при живом-то Left4Dead 2, у сетевой части Dead Space 2 вряд ли получится. Во-первых, карт всего пять и они невелики и быстро надоедают. Во-вторых, сыроватый сетевой код временами доставляет проблемы, выделенных серверов нет, извольте довольствоваться кнопкой «быстрая игра», ищущей подходящую сессию, но подключиться с ее помощью хоть к кому-нибудь, часто по совершенно непонятным причинам элементарно невозможно.
В-третьих, стоит отметить неудобный интерфейс, например, в сетевом лобби отсутствует текстовый чат. Хорошо хоть есть кнопка заглушки на постоянное дыхание и чавканье соперников в микрофоны. И, наконец, в четвертых – явный дисбаланс сторон и уровней игроков. Когда вас в роли бесхитростного некроморфа технически подкованные выжившие морозят «стазисом» и быстро разделывают, как тушу на бойне – это еще ничего, но с тем, что игравшие дольше игроки имеют серьезное преимущество за счет хорошо прокачанного оружия, смириться трудно.
Подводя итоги, можно сказать: Dead Space 2 – довольно бесхитростный, но очень-очень качественный экшн с элементами хоррора. Если вы любите такие игры, пропускать его – однозначно не стоит. Но сказать, что, не поиграв в Dead Space 2, вы пропустите что-то новое, выдающееся и невиданное ранее – нельзя.