Профиль игры
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ: Alan Wake
РАЗРАБОТЧИК: Remedy Entertainment
ИЗДАТЕЛЬ: Microsoft
ПЛАТФОРМА: PC
ЖАНР: Action/Survival horror
ДАТА ВЫХОДА: 16 февраля 2012 года
Alan Wake от Remedy Entertainment добирался до конечного пользователя долго – целых 5 лет. Его путь к платформе PC оказался еще более длинным: нас заставили ждать лишних два года. Хотя, терпения ценителям компьютерных игр не занимать: в конце концов, мы же с вами дождались Duke Nukem Forever – теперь нас никаким долгостроем не испугаешь. Расстраивает другое: когда это самое терпение в должной мере не вознаграждается.
Годы разработки и тотальная ориентированность на консоли взяли свое. Несмотря на существенный фейслифтинг по сравнению с Xbox-версией, графический движок Alan Wake не способен показать что-либо выдающееся. Нечеткие текстуры, плоская и неосязаемая растительность (к слову, главный спутник игрока на протяжении всех 6 эпизодов), топорная мимика и бедная анимация, а также жуткого вида автомобили. Даже красивые пейзажи, то и дело попадающие в объектив виртуальной камеры, не завораживают.
Впрочем, все это никоим образом не портит таинственную атмосферу и не мешает наслаждаться интригующим сюжетом. Знаменитый писатель Алан Вейк, испытывающий явные проблемы с творческим вдохновением, приезжает вместе с женой в небольшой живописный американский городок Брайт Фоллс.
Пара селится в домике на уютном островке озера Колдрон, однако вскорости супруга исчезает, а героя начинают одолевать ожившие ночные кошмары. На самом деле, какой-либо более детальный пересказ сторилайна в данном случае неумолимо приведет к ряду спойлеров: уж очень насыщенным и по-настоящему киношным получился сценарий у Remedy.
Что любопытно, несмотря на весь мистицизм и постоянное переплетение реальности с воображением, сюжет игры абсолютно логичен и ближе к финалу мы получаем ответы практически на все вопросы. И уж тем более расстраивает на фоне столь мощного повествования концовка: с одной стороны предсказуемая, с другой – достаточно невнятная. Здесь нужно подчеркнуть: Alan Wake прекрасен ровно в те моменты, когда происходит развитие сюжета и зрителю демонстрируются роскошные видеоролики. Увы, все меняется, когда дело доходит до самого главного – игрового процесса.
Между скриптовыми сценами игрока ждут длинные забеги по единственной дороге, протянутой в большинстве случаев через темные леса и заброшенные дома Брайт Фоллс, приправленные поиском переключателей, запуском генераторов и нескончаемым отстрелом Одержимых. По-видимому, запас фантазии разработчиков израсходовался на повествование – для геймплея мало что осталось. В течение всей игры мы только и делаем, что куда-то добираемся. «Добраться до маяка», «добраться до бензозаправки», до шахты, горы, вертолета, озера, в конце концов – так звучат формулировки практически всех задач в игре.
На единственно верном пути к цели писателя беспрерывно атакуют ровно три типа врагов – одержимые деревенщины в лице фермеров, трактористов, лесорубов и т.д, стаи воронья, а также захваченные Темной Сущностью неодушевленные предметы. От пустых бочек и покрышек до вагонов поезда и бульдозеров. Единственный способ избавления от всей этой нечисти – уничтожение. И вот тут возникает вопрос: в игру какого жанра, мы, собственно, играем? Если Alan Wake – это survival horror, то почему нам не страшно и почему здесь нужно так много стрелять? А если это экшен, то с какой тогда радости наш герой настолько дохлый? Похоже, разработчики сами толком не определились, и игровой процесс в некоторые моменты превратился в мучение.
Не стоит пытаться убегать от группы врагов, только если спасительный свет от фонаря на столбе не находится уж совсем в двух шагах от вас. «Селюки» бегают гораздо быстрее Алана, к тому же умеют достаточно метко швыряться топорами. Герой может уклоняться от атак, но это редко помогает, когда наседают одновременно несколько Одержимых с разных сторон и не всегда виден момент удара. Бежит писатель от силы пару метров, после чего практически останавливается с одышкой и получает тумаки. 3-4 удара ему достаточно, чтобы отойти в мир иной.
Главное подспорье для выживания в Alan Wake – карманный фонарик, без него Одержимые неуязвимы вообще, к тому же, он служит своеобразным прицелом. Сперва светом нужно сбить окутавшую их Темную Сущность, а уж потом добивать с помощью огнестрельного оружия. Проблемы можно решить гораздо быстрее, если при себе найдется пистолет, стреляющий сигнальными ракетами, или световые гранаты. Это самые настоящие орудия массового поражения, которые, конечно же, попадаются не так уж и часто.
Если же у вас на руках нет ничего, кроме слабого фонарика и револьвера, готовьтесь к многократным смертям. Враги любят атаковать незаметно со спины, пока вы пытаетесь разобраться с их сородичами. Спасибо хоть за предупреждения о начале и окончании атаки. Когда изображение начинает «плыть» и появляется характерный шум, значит сейчас придется отбиваться, а замедленная демонстрация кончины неприятеля в лучших традициях Max Payne означает, что это был последний недруг из текущей волны.
В некоторых эпизодах одержимые лезут бесконечно, и порой не совсем понятно, стоит ли поскорее бежать к следующей контрольной точке, или все же можно задержаться и обшарить территорию в поисках коллекционных предметов. Они представлены термосами с кофе, которые не дают ничего, кроме достижения в Steam, и то если собрать все 100 штук, и рукописями – обрывками книги Вейка, согласно которой и имеет место все то, что происходит в игре.
По словам разработчиков, эти рукописи позволяют лучше понять сюжет. С одной стороны, верно, с другой, данные предметы – нехилый источник спойлеров. Поэтому, если вы не желаете уже в третьей главе знать, что случится с писателем и его агентом Барри в пятой, лучше собирать бумаги на кошмарном уровне сложности, который открывается после первого прохождения, тем более, что некоторые страницы доступны только там. К слову, наиболее интересные и яркие эпизоды геймплея Alan Wake почему-то случаются именно тогда, когда ходим мы не в одиночку. И умирать не так часто приходится, и постоянные диалоги, порой даже с шутками, можно послушать, и ситуации случаются забавные.
Но, так и не осознав своих ошибок, в последней главе разработчики вновь отправляют нас в длинный, скучный и совершенно неизобретательный одиночный забег. То на своих двоих, то в очередном заботливо оставленном для героя неизвестными благодетелями автомобиле, в котором давить первый десяток Одержимых действительно интересно. А когда на Вейка выскакивает очередной представитель ожившей сельхозтехники или бугай с бензопилой, он произносит сакраментальное «Да вы издеваетесь?», будто бы адресуя устами геймера этот вопрос обратно игроделам из Финляндии.
Пожалуй, единственное, к чему в игре претензий нет и быть не может, это музыка. На местной радиостанции, а также в конце каждого эпизода, звучат красивые роковые композиции в исполнении многих известных музыкантов и певцов. Например, таких как Дэвид Боуи, Рой Орбисон, Ник Кейв и других, включая группу Poets of the Fall, некогда написавшую заглавный трек для Max Payne 2. В свою очередь, озвучка также получилась насыщенной и реалистичной, к тому же она здорово помогает ориентироваться в игровом окружении.
Если Alan Wake сократить до размеров полнометражного фильма да немного подправить концовку, из него получился бы невероятно захватывающий психологический триллер, как о том и гласит обложка.
Киношные ролики и интересная подача сюжета, потрясающая музыка, уникальная атмосфера – эта игра просто обязана была родиться фильмом. И тогда в течение полутора десятков часов нам не пришлось, бы лицезреть 2-3 удачных находки геймплея, повторяемые бесчисленное количество раз.