Профиль игры
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ: Yesterday: «Печать Люцифера»
РАЗРАБОТЧИК: Pendulo Studios
ИЗДАТЕЛЬ: Focus Home Interactive / 1С-СофтКлаб
ПЛАТФОРМА: PC
ЖАНР: Квест
ДАТА ВЫХОДА: 22 марта 2012 года
Pendulo Studios существует уже 18 лет. Эта компания может по праву считаться одной из самых консервативных в игровой индустрии. Все эти годы разработчики создают игры единственного узкоспециализированного жанра – юмористический анимационный квест. Причём, от одного проекта к другому меняются только сюжет, персонажи и саундтрек. Апгрейд графики, как правило, минимален, если он вообще есть, а стиль рисунка и геймплей так и вовсе остаются в неприкосновенности годами.
И, будто бы издеваясь над техническим прогрессом, испанские кудесники умудряются выпускать хит за хитом, каждый из которых, несмотря на внешнюю простоту, оказывается неординарным и жутко занимательным произведением, особенно в современных реалиях. Правда, предыдущий проект студии, The Next BIG Thing, известный в отечественных широтах как «Новый хит», слегка понизил планку качества после гениальной трилогии Runaway. Но это не помешало разработчикам менее чем через год выдать на-гора очередную захватывающую историю и практически полностью реабилитироваться за прошлую осечку.
От юмора и сарказма к жестокости и кровожадности
Сменив вектор повествования с юмористической комедии на триллер Pendulo Studios приоткрыли еще одну грань своего таланта. За мультяшной картинкой Yesterday: «Печать Люцифера» прячется страшная история про серийных убийц, сатанистов и средневековые пытки. Причем, речь в данном случае не идет о демонстрации издевательств – авторы даже не пытались вызвать у игрока чувство отвращения, оставив практически весь садизм и какие бы то ни было истязания за кадром и в диалогах персонажей. Исключение, пожалуй, составляет лишь вступительный ролик, в котором мелькают нелицеприятные картины, заставляя думать, что перед нами заправский хоррор с расчлененкой.
Но Yesterday концентрируется совсем на другом. Сюжет этой игры смачным пинком гонит из головы все стереотипы, какие могли сложиться за годы общения с адвенчурами. Наши герои – два миловидных паренька: худощавый очкарик Генри Уайт и мускулистый здоровяк Сэмюель Купер. Ребята трудятся волонтерами в благотворительной организации «Дети Дон Кихота», помогающей бездомным, и как раз отправляются в очередной неблагополучный район Нью-Йорка в поисках нуждающихся, которые, возможно, обитают на заброшенной станции метро.
Однако, едва завершается вступительный акт, как сценаристы переворачивают все с ног на голову и знакомят нас с абсолютно новым персонажем по имени Джон Улисс, который и оказывается, по сути, настоящим главным героем игры. Сюжет приобретает зловещий оттенок, а по мере приближения к развязке краски сгущаются настолько, что уже и неясно, кому здесь вообще можно симпатизировать. В историю то и дело вклиниваются многочисленные флэшбеки – как короткие в виде чьих-то реплик и роликов, так и продолжительные интерактивные, где герой, к примеру, вспоминает свое обучение боевому искусству в тибетском монастыре.
Yesterday полностью избавлена от разделения на какие-либо эпизоды. История цельная, а отдельные ее моменты можно переиграть, чтобы легче было собрать в голове цепочку событий во всех деталях. Авторы действительно позаботились о том, чтобы от погружения в запутанный сторилайн игрока не отвлекало ничего, избавив его даже от необходимости сохраняться. Сейвы здесь срабатывают автоматически при выходе из игры.
Первое время удивляет сам способ подачи сюжета: не каждый день сталкиваешься с играми, повествование в которых ведется от второго лица. Когда персонажи не общаются между собой, мы слышим голос рассказчика, который комментирует каждое наше действие, употребляя местоимение «ты». «Эта девушка иногда приходит тебе в твоих видениях, но ты ничего о ней не помнишь», – озвучивает закадровый голос мысли главного героя. В последствии становится понятно, что для данной игры это как раз таки наиболее подходящий вариант нарратива.
Головоломки в Yesterday получились очень элегантными и на редкость логичными, при том они замечательно вписываются в сюжет. К сожалению, их сложность оставляет желать лучшего: внутриигровые подсказки, без которых сегодня не обходится ни один квест, остаются невостребованными. Но, наверное бессмысленно требовать от современных адвенчур зубодробительных загадок: эпоха игр, над которыми приходилось думать неделями и даже месяцами, ушла безвозвратно. Спасибо хоть за обилие активных объектов: благодаря им исследовать локации намного интереснее.
Несмотря на то, что Yesterday далека по смысловому наполнению от своих юмористических предшественников, разработчики не удержались от ряда шуток для понимающих и отсылок к различным произведениям как игровой, так и кино-индустрии. Не забыли в Pendulo и о собственных творениях. Так, в тоннелях заброшенной станции метро Кэдвей можно найти механическую фигурку Поэта Боли из The Next BIG Thing («одной дурацкой компьютерной игры», как говорит рассказчик). А сюжетная линия в один прекрасный момент приводит Джона Улисса в психиатрическую лечебницу «Happy Dale», ту самую, где в заточении содержался главный герой сериала Runaway Брайан Баско в 3-ей части игры.
Технологический застой
Тем не менее, при всех восторгах и словах похвалы в отношении сюжета и игрового процесса Yesterday, невозможно оставить без внимания чрезвычайную бедность этой игры по части технологий. Традиционно минималистичное главное меню не содержит вообще никаких настроек. Выбрать можно только разрешение экрана, да и то за этим предлагают заглянуть в отдельный файл. О сглаживании здесь будто бы и не слышали.
В этот раз авторы решили сэкономить даже на анимации. Всплывающие окошки станут, по-видимому, новой «фишкой» сезона. Щелчок по предмету демонстрирует его в укрупненном виде в отдельном окне, а основное изображение затемняется и замирает. Еще один клик – и предмет волшебным образом испаряется и переносится к нам в инвентарь. Таким же образом показываются и действия с объектами – герой в это время стоит неподвижно на основном экране и, наверное, руководит процессом силой мысли. Даже перемещение по локации урезано до минимума – персонаж просто телепортируется от одного активного объекта к другому.
Ролики также зачем-то разбивают на многочисленные микро-окошки, порой и вовсе превращая их в некое подобие комиксов. Куда же делись шикарные скриптовые заставки из TNBT? Неужто не хватило времени и бюджета сделать хотя бы такие же? Из той же оперы вопрос о продолжительности игры. Если предыдущее творение Pendulo проходилось за 10 часов, то на «Печать Люцифера» с головой хватит и 7, а некоторые умудряются одолеть игру за 4-5.
Да, чисто по игровому времени Yesterday – квест на один вечер, как ни печально это признавать при всей его роскошности. Но это не мешает GameWay без тени сомнения рекомендовать его всем поклонникам анимационных адвенчур. А разработчикам пора бы уже, наконец, начать уделять должное внимание современным графическим технологиям. Потому что хорошие игры должны быть хорошими во всех аспектах.
P.S. Локализация игры от «1С-Софтклаб» в целом неплохая, ошибок в переводе и тексте не обнаружено. Единственного нарекания заслуживает голос рассказчика. Он оказался достаточно резким и при этом, лишенным каких бы то ни было эмоций и интонаций.
Оценка игры Yesterday от читателей GameWay
- 8 — Хорошо (36%, 36 голосов)
- 9 — Хит! (25%, 25 голосов)
- 10 — Шедевр! (22%, 22 голосов)
- 7 — Неплохо (8%, 8 голосов)
- 5 — Плохо (3%, 3 голосов)
- 6 — Средненько (3%, 3 голосов)
- 4 — Отстой (1%, 1 голосов)
- 3 — Кошмар (1%, 1 голосов)
- 2 — Хочется плеваться (1%, 1 голосов)
- 1 — Что за… (1%, 1 голосов)
Всего проголосовало: 121


