Работа опубликована в рамках постоянно действующего конкурса отзывов на GameWay. Авторская стилистика сохранена
Разработчик: 4A Games
Издатель: Deep Silver
Год выхода: 2013
Жанр: Action, 3D, 1st Person
Локализация: Русские субтитры и озвучка
Системные требования:
Операционная система: Windows XP (32-Bit), Windows Vista, Windows 7, Windows 8
Процессор: Intel Core 2 Duo 2.2 GHz или аналогичный AMD
Оперативная память: 2 Гб
Видеокарта: 512 МБ, совместимая с DirectX 9, шейдерами 3-й модели (GeForce 8800 GT, GeForce GTS 250 или лучше (или аналогичный AMD))
Звуковая карта: Звуковое устройство, совместимое с DirectX® 9.0с
Свободное место на жестком диске: 8 ГБ
При составлении первых набросков отзыва на «Metro: Last Light», вступительное слово кардинально отличалось от нынешнего варианта. Дело в том, что я начал планировать обзор буквально за две-три миссии до финала. После просмотра концовки мною было принято решение полностью всё изменить. Например, появилось желание вместить описание «Метро: Луч Надежды» (а именно так назвали русские локализаторы игру) в одно предложение. Совместив все свои впечатления, я пришёл к следующему: «Metro: Last Light» – это игра, которая очень умело играет на чувствах и эмоциях».

Человечество никогда не поменяется. Даже после ядерной войны, выжившие люди, которые спрятались от уничтоженного внешнего мира в метро, так и не объединились. Виной этому были разные идеологические взгляды: Красные (они же коммунисты) хотели революции, которая сделает всех равными; приспешники Рейха, представляющие из себя национал-социалистов, пытались воссоздать государтсво, жители которого должны, кроме беспрекословного подчинения правящей верхушке, иметь стандарт внешнего вида, например, «правильный» размер черепа. Те, кто хоть чуть-чуть выходил за установленные рамки, должны быть ликвидированы в обязательном порядке.

Прошёл год с момента уничтожения всех Чёрных, внеземной расы, ядерным ударом.
Артём, главный протагонист игры, известный нам по «Metro: 2033», не состоит ни в одной из вышеперечисленных организаций, а является рейнджером объединения сталкеров «Спарта». Последние не имеют симпатии к каким-либо идеологиям и поэтому сохраняют нейтралитет. Благодаря «Спарте» в метро сохранились ещё демилитаризированные зоны, влияния над которыми не имеют ни Рейх, ни Красные.
Действие игры начинается в тот момент, когда в отношениях между идеологическими врагами было затишье (разумеется, перед бурей). Разбудив Артёма, наш старый знакомый Хан, тайно пробравшись в Д-6, базу «Спарты», сообщает о найденном Чёрном – последнем живом дитёныше уничтоженной инопланетной расы. Но Хан не предлагает убить выжившего ребёнка, отнюдь, он верит в то, что Чёрные способны как-то помочь человечеству. К сожалению, Мельник, предводитель «Спарты», не одобряет такое решение и посылает Артёма убить несчастное дитя. Также с протагонистом отправляется Анна, дочь Мельника, на случай, если у главного героя не хватит духу пристрелить Чёрного. В ходе операции случается непредвиденное: дитёныш начинает влиять на психику Артёма, вызывая у него галлюцинации, и, в итоге, лишает его сознания. Анна сбежала, а протагонист просыпается уже в плену у Рейха. Но задание никто не отменял, так что Артёму необходимо выбираться и завершить начатое.

Главному герою предстоит пройти долгий и тернистый путь. По дороге вы разоблачите множество двуликих личностей, прочувствуете на себе боль от предательства людей, которым доверяли, предотвратите войну между заклятыми врагами и раскроете заговор, угрожающий жизням оставшихся в живых представителей человечества.
Интересно то, что атмосфера игры поддерживается не главной сюжетной линией, а разговорами второстепенных персонажей. Их речь можно подслушать просто проходя мимо. Истории людей впечатляют и просто лезут в душу. Например, разговор девочки и её папы-рыбака. Ребёнок не понимает, что рак – это болезнь, и потому считает, что её мать погибла от клешней животного. Отец, как может, старается поддерживать такую «сказку», и рассказывает дочке о дозиметре, который якобы защищает их от «рака». Таких диалогов в игре огромное множество, и почти каждый из них берёт за душу. Сама сюжетная линия из себя не представляет чего-либо сногсшибательного, некоторые моменты можно предугадать за пару минут до того, как они произойдут. Но две концовки (одна из которых плохая, другая – хорошая) полностью оправдывают время, затраченное на прохождение сюжетной кампании. От действий игрока зависит, какой будет финал: для хорошей концовки необходимо выполнить все второстепенные задания, дать милостыню всем нуждающимся и постараться сохранить жизнь как можно большему количеству врагов.

Процесс умерщвления недругов не изменился: классическое шутерное «ходишь, бежишь, стреляешь, прячешься за укрытиями». Количество патронов всё такое же небольшое, но острую нехватку в них вы вряд ли ощутите. Вылазки на поверхность участились, так что следить придётся ещё и за состоянием противогаза. Пусть вас не смущает весенняя Москва, ведь город по-прежнему «фонит» и раздаёт дозы радиации налево и направо.
Ликвидировать людей и монстров приходится по-разному. Если вторых можно убивать, не задумываясь о самом процессе, то для расправы над первыми существует два способа: войти и перестрелять всех с автоматом наперевес, или же оглушать (как вариант – убивать, тут как игрок пожелает) по-тихому, методично расправляясь с каждым, перемещаясь тёмными углами и выкручивая лампочки. Интеллект врагов изменился и в худшую, и в лучшую стороны. В бою вам стараются зайти за спину, кинуть гранату и любыми методами пытаются выкурить вас с насиженного места. Зато стелс сделан криво: проползти можно у недруга буквально перед носом, причём, даже необязательно находится в тени.

Сами враги стали разнообразнее: тут вам как новые виды монстров, так и разные типы вражин-людей. Некоторые убиваются с пары метких попаданий, на других же придётся потратить несколько обойм и подобрать к ним особую тактику. Игровые локации линейны, лишь изредка можно найти какие-нибудь небольшие дорожки, ведущие, обычно, или к патронам, или к немногочисленным пасхалкам.
Многие жалуются на графическую составляющую, но я с ними категорически не согласен. Виды разрушенной Москвы поражают своей «правдивостью», а от внешнего вида монстров становится как-то не по себе, потому что они выполнены качественно и действительно ужасают. В туннелях Метро освещения немного, но оно неплохо подчёркивает напряжённую обстановку, когда только и ждёшь появления врага из-за ближайшего угла. Что касается внешности людей, то тут разработчики немного оплошали. Лица выглядят неестественно, угловато и ненатурально. Также расстроила меня и физика женской груди. Она… странная. Другими эпитетами назвать эти движения частей женского тела, на которые разработчики часто делали акцент, не получается.

Полностью рассмотреть разнообразные и красивые игровые уровни, к сожалению, вам не даст напарник (сопровождать же вас будут довольно-таки часто), который постоянно подзывает остановившегося игрока, тем самым сильно раздражая.
Поставить «минус» 4A Games можно и за ужасный подбор людей, озвучивающих игровых персонажей. Актёры явно переигрывают, не вживаются в свои роли и их голоса совсем не сходятся с внешним видом лиц, которых они озвучивают. Но звуковая составляющая не заканчивается на этом, а рыкы монстров и выстрелы оружия сделаны, в принципе, неплохо.
Что касается багов, то они имели место быть. Я два раза застрял в текстурах (и успешно сумел выбраться с них без перезапуска задания), а один раз наблюдал, как спускавшийся лифт залез совсем в другой предмет. В целом особо жаловаться не на что, но баги есть, что подтверждает наличие уже третьего патча на момент написания отзыва.
Вердикт: неоспоримый и однозначный претендент на игру года. «Metro: Last Light» залезла ко мне в душу и хорошо там обосновалась. До сих помню некоторые игровые моменты и вряд ли когда-нибудь забуду отдельные фразы и диалоги персонажей. Могу только добавить, что, получив при первом прохождении плохую концовку, у меня из правого глаза чуть не капнула слеза во время просмотра финального ролика. Настолько я вжился в образ Артёма, страдающего, к сожалению, синдромом Гордона Фримена, и так сильно привык к другим героям этой замечательнейшей игры.
Оценка: 9,5 до 10.
