Cпецпроект «Игрожуры» — интервью с главредом журнала "Шпиль", Ростиславом Малько

Cпецпроект «Игрожуры» — интервью с главредом «Шпиля», Ростиславом Малько

rostislav malko_main

GameWay продолжает спецпроект «Игрожуры» про знаковые лица украинской игровой журналистики. Нас мало, но мы гордые. Напомним, в прошлом выпуске «Игрожуров» вы могли ближе познакомится с главным редактором и основателем GameWay, Kiburga.

Сегодня же у нас в гостях главный редактор единственного оставшегося в живых в Украине, чисто игрового журнала «Шпиль». В интервью с Ростиславом Малько мы поговорили о том, что реально талантливых игровых журналистов не так уж и много, хотя для этого совсем не обязательно иметь журналистское образование. Опыт — решает.

Также Ростислав рассказал GW, как изменился журнал «Шпиль» за последнее время, и правдивы ли известные стереотипы об игровых журналистах, как неудачниках. Да и еще о много другом из жизни отечественного игрожура, в том числе об истории успеха многих его представителей, которые рано или поздно ушли в геймдев.

Досье

Ростислав [Khaj-Tosin] Малько, главный редактор журнала «Шпиль!», главный сценарист программы «Ігронавти», экс-редактор журнала Play Mobile и еще нескольких изданий.

Город: Киев

Возраст: 24

Начал работать в журналистике: в 2002-м

Образование: КНУ имени Тараса Шевченка, Институт Филологии (бросил учебу и ушел жить в GTA)

Хобби: фотография, путешествия, разведение диффенбахий

 

Мы ведь не доллар, чтобы всем нравится

GameWay: Как ты относишься к тому, что «Шпиль!» поливают говном все, кому не лень?

Ростислав [Khaj-Tosin] Малько: Хм… Не знаю откуда такие данные, но я впервые слышу о том, что мой прекрасный журнал поливают говном все кому не лень. (Смеется) Вообще-то нас преимущественно хвалят. Да, критика тоже есть, причем местами даже конструктивная.

Будь по-твоему. Но все же, к какого рода замечаниям ты прислушиваешься?

Мы слушаем всю критику без разбора. Но вот беда: нам еще ни разу не указали на промахи, о которых мы бы сами не знали. По возможности мы стараемся улучшаться в режиме нон-стоп, но не все всегда в наших силах – иногда что-то улучшить не позволяет бюджет или это невозможно чисто технически.

Что среди критических нелепиц от разных злословов тебе запомнилось больше всего?

К нелепой критике лично я отношу большую часть выпадов на рецензии в виде «Как вы могли поставить этому говну настолько высокий бал?» или «Как вы посмели разругать такую прекрасную игру? Ваш журнал – отвратителен, а вы все – дебилы и ничего не понимаете в искусстве!». Люди, почему-то, забывают, что вкусы у всех разные, и в игровых ресурсах нередко отличаются оценки на одну и ту же игру. Кстати, мы стараемся принимать во внимание все мнения, поэтому если кто-то из авторов не согласен с вердиктом рецензента – в статье появляется «5 копеек» с другим мнением об игре.

Ах да, еще нас иногда хаят за то, что у нас журнал для слаборазвитых первоклашек. Но это обычно делают люди, которые не читали «Шпиль!» уже очень давно. Поверьте, с нашим приходом полтора года назад журнал кардинально изменился в лучшую сторону и продолжает плавно эволюционировать с каждым номером. Сам себя не похвалишь, как говориться… (Смеется)

Хотя я не отрицаю тот факт, что кому-то наш стиль может показаться глупым и тупым. Ну что ж, мы ведь не доллар, чтобы всем нравиться. Мы делаем журнал так, как нам нравится самим (мы для себя – самые жесткие цензоры и критики), а тех, кому с нами по пути – мы всегда рады видеть среди наших читателей.

А авторам с вами по пути? По каким критериям и как ты подбираешь журналистов?

Критерия всего два – умение хорошо писать и разбираться в играх. Большинство соискателей, пытающихся пробиться в нашу команду, увы, не обладают ни тем, ни другим, либо только чем-то одним – но мы так не играем. В общем — за полтора года после формирования журналистской группы к нам присоединилось всего два новых автора.

Неужели на качестве текстов сказывается отсутствие элементарных основ журналистики?

Ни у меня, ни у креативного редактора нет журналистского образования. Я филолог, он – экономист, и оба — незаконченные. Тем не менее, мы начали работать в других журналах чуть ли не с тех пор, как гордо вышли из-под стола и пересели с горшка на унитаз. В общем, мы успели нахвататься журналодельного опыта на практике.

До нас, кстати, золотых правил создания журналов предыдущие редакции «Шпиль!» не особо придерживались – но это не мешало им делать по-своему хороший проект. Иногда у нас появляются выпускники журфаков, но их приходится учить элементарным вещам – такое вот у нас качественное высшее образование. А вообще, мне кажется, что журналистское образование – не суть важно. Куда главнее – наличие умения грамотно складывать буквы в слова, знания своего дела, любви к тому, что ты делаешь, логики и этики.

А при работе с существующим составом журналистов часто ли хочется вырвать себе глаза при редактировании своих подопечных?

Порой муза уходит покурить в самый ответственный момент, и такое случается у каждого из нас, чего уж там. Не все могут креативить по 24 часа в сутки по будним, выходным и праздникам.

Ростислав Малько, главный редактор журнала Шпиль

Это характерно и для других игровых ресурсов? Что читаешь, кто крут, а кто – аутсайдер?

Увы, бороздить западную и отечественную прессу у меня просто нет времени. Иногда я читаю блог Галенкина, Gameindustry.com, смотрю рецензии на Game Trailers. Из наших – мне нравится, что делают PlayUA, но я туда сто лет не заходил. Почитывал GameWay еще до редизайна (кстати, новое лого – отличное!). Эх, почему я не могу как Принц Персии или хотя бы Макс Пейн…

Состариться и ворчать? Ладно, есть ли принципиальные отличия между украинской и западной прессой?

На Западе подход более профессиональный – меньше взбудораженных школьников лезет на серьезные сайты делиться своими важнейшими откровениями. Там не просто стараются описать игру, но припоминают историю игровой индустрии – пишут не только какая игра, а почему она такая. Ну и, понятное дело, на Западе хорошие бюджеты. У нас из печатки остался только «Шпиль!», а в онлайне люди делают все на голом энтузиазме.

Правда, в наших реалиях это характерно не только для игровой индустрии. Думаю, если в отечественные игровые медиа придет много денег (от рекламы, например), то уровень, тут же подскочит – многие смогут зарабатывать себе на жизнь игровой журналистикой, а не превращать ее в хобби. И придут люди, которые умеют писать не на уровне «текст покатит», а «офигительно», как в журнале Maxim. Там можно читать статьи про что угодно – хоть про разведение диффенбахий - и получать удовольствие от процесса, а не только от информативности.

 У журнала «Шпиль!» тоже бывают трудности?

Нам не трудно, в общем-то, в отличие от многих наших онлайн-коллег. Ну, разве что, сложно в каждом новом номере писать про новые шутеры новыми словами, избегая клише. В финансовом плане мы бы, конечно, не отказались от кучи денег. Но кто бы отказался?

Если бы расширение журнала зависело только от твоего желания, какие постоянные рубрики ты добавил?

Ты имеешь в виду объем?

Ага…

На самом деле – 64 страницы – самое оно. Просто, мы не видим смысла поступать, как толстые русские журналы — делать 200 страниц бреда с рассказами на игровою тему и рецензиями на весь шлак, который вышел за последний месяц. Мы пишем о самом главном, а то, что мелкое и гадостное – зачем о нем вообще упоминать? Иногда действительно не хватает 80 страниц. Иногда, в не сезон, не знаешь, чем забить 64. А рубрик пока новых не предвидеться – мы уже пять-десять ввели, пока хватит. Музыку я бы добавил для всеобщего развития, но и без нее хватает тем, которые актуальны.

Ну, раз у вас все так хорошо, то, наверное, вы не очень огорчаетесь из-за того, что журнал лежит на всех файлообменниках? Не думаете делать платную цифровую версию?

Думали об этом — мы не наберем покупателей, чтобы зарабатывать на цифровой версии. Касательно «пиратских выпусков» на файлообменниках – мы действительно не особо переживаем. Да, пять тысяч людей в месяц читают нас нелегально – но мы не пишем гневных писем хостерам.

Мы считаем, что печатное издание приятнее держать в руках, и достаточно тех, кто с нами солидарен и готов покупать журнал - платить нам деньги за то, что мы делаем, чтобы мы делали это еще лучше. Считайте, что эти люди вместе с нами делают вклад в развитие геймерской культуры в Украине. Ничего, что я так на пафосе?

Ростислав Малько, главный редактор журнала Шпиль

Джентльменский метод «понравилась нелегально скачанная игра – купил» – тоже очень неплох

По-моему, кто-то переиграл в Battlefield. Раз уж речь зашла о пиратстве – как думаешь, можно ли побороть пиратство в принципе и в Украине в частности? И вообще — согласен ли ты с позицией «у нас такой менталитет»?

Во всем мире есть «принципиальные пираты», а свободу интернета - не остановить. А у нас - такая экономика. В Киеве хорошие зарплаты, но есть масса мест обитания наших граждан, где зарплата в 200 долларов – это очень круто. Как думаете, кто-то будет покупать игры по 20 баксов, когда не за что кушать и одеваться? Вообще, Украина парадоксальная страна – только у нас люди не качают пиратский контент из Интернета бесплатно, а нередко покупают его на раскладках.

В общем, пока экономика в стране не улучшится – пиратство будет. Другое дело, что во многом тоже решает качественный сервис. Вон с приходом Steam пиратство во всем СНГ рухнуло вниз. Ведь на Steam - круто и удобно. К тому же, там постоянно распродажи, и за доллар любимую игру может купить даже самый бедствующий геймер. А доллар все-таки лучше для разработчика, чем ничего.

Кстати, мы считаем, что джентльменский метод «понравилась нелегально скачанная игра – купил» – тоже очень неплох. Сейчас девелоперы делают слишком мало демо-версий, а покупать все без разбора - ни у кого не хватит денег.

Убедил. Кроме «мы все пираты», существует и другой набор стандартных стереотипов о геймерах и игровых журналистах. Например, геймеры – задроты, ноулайферы, маньяки-извращенцы… ну, сам знаешь. А игрожуры - необразованная школота или неудачники, неспособные найти свое место в серьезной прессе. Есть ли стереотипы, которые близки тебе и, наоборот, с чем ты категорически не согласен?

Ключевое слово в этом вопросе – «стереотипы». Задроты, ноулайферы, извращенцы есть не только среди геймеров. Просто в нашей стране еще не выросло поколение «взрослых» геймеров – у которых и бизнес, и успех, и социальный статус, и адекватное восприятие игр (вы будете в шоке – они не сводят людей с ума!). Нет, такие редкие удальцы, конечно, есть, но их все-таки мало.

Со стереотипным восприятием геймеров сам сталкивался – мои родители долгое время считали мое увлечение играми пустой тратой времени. А при знакомстве с девушкой, когда признаешься, что работаешь в журнале об играх, сразу ловишь взгляд легкого презрения – типа, «пф-ф-ф, ацтой». Правда, можно невзначай сказать, «Я как раз сейчас тестирую игру, которую сделали за 300 миллионов долларов» - и восприятие сразу меняется.

Так о чем мы там?

О геймерах…

Ах да! Преимущественно среди геймеров – школьники и студенты, у которых много свободного времени. Школьники, кстати, реагируют на все бурно – и это нормально в их возрасте. Потому они увлеченно шпилят круглые сутки, а об играх рассказывают взахлеб, не думая, что это может быть не всем интересно во всех этих красочных подробностях. Подрастут, и будут солидными игроками, так что на этот счет волноваться не стоит.

Касательно игрожуров – я знаком далеко не со всеми отечественными представителями профессии, но в целом те, кого знаю - это вполне удачливые, образованные парни и девушки. Просто не каждого малолетнего или великовозрастногошизика, у которого есть свой блог, стоит воспринимать как журналиста.

Смотрите, экс-главвред журнала Gameplay Сергей Галенкин пошел в директоры по маркетингу Nival, экс-редактор «Шпиль!» Алексей Лещук – замглавреда Chip, мой коллега Дима Язовицкий – в Wargaming.net, а первая редакция «Шпиль!» — держит свои рекламные агентства. Что касается меня, то я вообще вернулся из «серьезной прессы» в игровую, потому что люблю игры и вообще считаю гейм-журнал достаточно серьезным изданием, хоть мы и напираем на фан.

Я начинал печататься в игровых журналах необразованной школотой в 13 лет, потом пошел работать в журнал про мобилки, технику, был редактором музыкального журнала, мощного журнала для студентов и журнала про домашних животных. А потом вернулся в «Шпиль!». Вроде не совсем неудачник… Хотя, я делал журнал о животных… И, кстати, все мы когда-то были необразованной школотой.

Ростислав Малько, главный редактор журнала Шпиль

Баксов 50 отвалил бы на крутой экшн про Украину

Я вообще-то не просила тебя поделиться своей биографией в трех томах. Но ладно, заинтриговал. Открой секрет — чем занимаешься кроме «Шпиль!»? Какая личная иерархия всех твоих занятий, работ, хобби?

Долгое время я вел безобразный образ жизни, так что сейчас мое основное хобби – это спорт, здоровое питание и приведение себя в порядок – хочу быть таким же крутым, как Дюк Нюкем. И я даже добился некоторых успехов – я уже так же грязно ругаюсь, как настоящий сапожник. Еще у меня ремонт вот-вот начнется – очень экстремальное хобби, поверь. А так – люблю путешествовать и фотографировать, хотя первое у меня, увы, получается гораздо лучше, чем второе. Касательно работ – я делаю кавер-стори для журнала «ЗооДруг» и пишу сценарии для «Игронавтов». А про личною жизнь я не буду рассказывать, хотя, на удивление, она у меня есть.

Давай вернемся обратно к игровой прессе. Что думаешь про очень популярные сейчас стримы и летсплеи?

Летсплеи хорошие я видел только на Западе. У нас неплохие стримы бывают – мы даже участвовали в одном от PlayUA. В целом, смотрю на эти явления с нежностью и пониманием – это клево.

А как относишься к Кикстартеру и краудфайдинг-ресурсам?

Я думаю, что Кикстартер – это очень круто. Посмотрим, как он себя покажет в будущем: может, через пару лет о нем узнают все геймеры мира и на нем можно будет собирать деньги на игры уровня «Метро 2033». То, что он может убить издателей, на мой взгляд – возможно, но только стоит понимать, что издатель вносит немалую лепту в продюсированние игры, делая ее лучше.

На какую игру дал бы денег на Кикстартере?

Баксов 50 отвалил бы на крутой экшн про Украину – в стиле Collapse, например. Но опять-таки, с мясом, адреналином и крутыми ощущениями от стрельбы. На что-то другое жаль тратиться.

Ах, тебя не все игры вдохновляют? Ты из тех олдфагов, которые стонут о том, что раньше все было лучше?

Раньше не все было лучше. Раньше крутые игры выходили раз в год. Сейчас – по пять каждый месяц. Если кому-то не хватает ретро – добро пожаловать инди - там от старинных рецептов олдскулы сводит. А то, что игры становятся мейнстримом и попсоятиной – в этом есть даже позитивная сторона: геймеров становится больше и общество перестают смотреть на нас как на шибзиков. Конечно, обидно когда хардкорные проекты прогибаются под желанием заработать на казуальных геймерах – ситуация с Resident Evil меня сильно огорчает, а перспективы Dead Space 3 - очень пугают.

Все разработчики – жадины. Потому сейчас такая монетизация игр, f2p и dlc, не находишь?

Если фритуплей не выбивает из тебя деньги и не дисбалансирован в сторону платящих, как Warface – то это вполне зачетное явление. Blacklight: Retribution, например, замечательная игрушка, которая не насилует тебя, если ты не башляешь. К DLC я тоже отношусь с пониманием – когда разработчики делают дополнительную плюшку для геймеров, у которых больше денег. Но когда от игры отрубают кусок и продают отдельно, как случае с Протеанином, - нужно объявлять игре бойкот.

Назови несколько тенденций в индустрии, которые будут актуальны в ближайшие годы?

Стриминг игр – когда игра обрабатывается на удаленном сервере, а на экран твоего компьютера\планшета\мобильника передается только изображение по интернету. Это раз. Сенсорное управление – голосовое, тач-панели, жестовое – и так далее, которое, впрочем, не убьет традиционные кнопки. Это два. Ну и засилие шутерного голливуда в играх и принципа разработки «смотрите, как у нас тут все круто бабахнуло» - это три, четыре и пять.

Ну и напоследок — когда же, по-твоему, будут новости про next gen и что будет делать Sony с Gaikai?

Рассчитывал на новости с этой Е3, вообще-то. Сейчас по большому счету есть набор правдивых сплетен от девелоперов – игры под некс-ген уже делаются, там все будет очень красиво и со встроенным сенсорным управлением. Что будет делать Sony с Gaikai, я не знаю, но теперь они могут свои игры продавать на любую платформу. Microsoft стоит побеспокоиться… хотя на Xbox американцы все равно телек смотрят.



Теги: , ,


Владлена Головко
Автор: Владлена Головко Все публикации:
Live Long And Prosper!
  • http://twitter.com/SlimBaron SlimBaron

    Он уже какой по счету главред? 10?

  • http://twitter.com/anspanda ansel

    Первый вопрос немного удивил, по правде говоря)

  • http://twitter.com/SlimBaron SlimBaron

    Гута коменты не удаляй, ок?! Я вообще то вопрос задал, какой он по счету главред?

  • Zeratul_D

    кто удаляет? обновляй страницу, иногда они просто пропадают, но появляются.

  • Kiburga

    Комменты имеют право удалять только два человека на сайте. Твой коммент стоит на месте, выставь в дискасе ньюест или олдест чтобы показывало в плашке discussion

  • Kiburga

    Да там много менялось главредов, но и журналу уже не один год.

  • Zeratul_D

    Про 5 хороших игр в месяц — не согласен. Для меня 5 хороших (очень) игр в год выходит. Ну а вообще интервью интересное ))

  • Kiburga

    Хороший вопрос на самом деле мы ведь ведем откровенный разговор.

  • Kiburga

    Игр выходит много, но хороших и скажем так хоть в чем то уникальных и запоминающихся очень мало 4-5 в год лично для меня тоже.

  • http://twitter.com/SlimBaron SlimBaron

    Я извиняюсь в первую очередь перед гутой, у меня просто лагает эта ваша новая система комментов :)

  • Zeratul_D

    Кстати про просмотр ТВ на Хбокс — там 31% смотрят ТВ, фильмы, и 31% чисто играют. Где то такая пропорция в опросе 50 тысяч мужчин, что народ делает с консолью.

  • RAIDER

    А то если удалит — зиганешь ей со всей силы?

  • RAIDER

    Прочитал первые два абзаца, а потом забил, потому что, эээм, мне нельзя говорить почему.

  • http://twitter.com/SlimBaron SlimBaron

    ну по крайней мере поливать в твиттере гавном не буду

  • GeraltNBF

    я забил после пассажа про авторов. не буду говорить про всех пишущих туда (ну потому что как минимум Гута пишет отлично), но один характерный образчик у нас есть, а людям с таким подходом нельзя давать писать даже текст для чеков в супермаркетах.

  • http://shpil.com.ua/ Prince

    Меня он тоже удивил. «Все кому не лень» это большое преувеличение. Его скорее хвалят все кому не лень. Мне часто в личку присылают сообщения, что журнал становится все лучше и лучше. Да и я это замечаю. Это очень радует.

    Интервью очень интересное.

  • http://twitter.com/GrindcoreDancer Guta

    я вообще-то не умею комменты удалять, да я и не такая мелочная чтоб это делать

  • skullfullmagots

    Интересное интервью! Кто следующий? Галенкин?

  • http://www.facebook.com/snovyda Олекса Мельник

    Цікаве інтерв’ю. Дякую інтерв’юеру та інтерв’юйованому. Сподіваюся на подальший розвиток української ігрової індустрії загалом та ігрової медіа-сфери зокрема. Хай усім щастить.

  • Ise

    О, класс, а я знаю сколько лет твоим фанатам.

  • Ise

    Классно, снова Гута офигенное интервью сделала. И таки интересно, кто следующий?

  • http://shpil.com.ua/ Prince

    Молодец. Я рад за тебя.

  • Ise

    ^_____^

  • http://twitter.com/GrindcoreDancer Guta

    он станет первым кто ни разу не назовет фамилию Галенкин=)

  • http://twitter.com/GrindcoreDancer Guta

    ну мне кажется, что эта фраза не несет в себе конкретного статистического подсчета. Это же образно сказано наверняка=)

  • http://twitter.com/SlimBaron SlimBaron

    я же говорю, извеняюсь

  • Fox

    5й по счету

  • http://twitter.com/GrindcoreDancer Guta

    та я позже увидела=) Мир, дружба, жвачка

  • Kiburga

    Да мы тоже надеемся, что посеянные зерна рано или поздно дадут паростки и на наш рынок как на российский придут деньги и желание спонсоров вкладываться в игровые медиа.

  • Kiburga

    Галенкин тоже есть в списке но будет ли он следующим посмотрим.