Mass Effect 3 — Рецензия (Обзор)

7 Вердикт GW
Графика: 8/10
Звук: 9/10
Геймплей: 8/10

Боевая система| эпичная сюжетная завязка| зрелищная подача материала| неплохой мультиплейер

Отношения с соратниками| реализация последствий выбора, сделанного в предыдущих играх| сюжет и концовка

Профиль игры

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ: Mass Effect 3

РАЗРАБОТЧИК: BioWare

ИЗДАТЕЛЬ: Electronic Arts

ПЛАТФОРМА: ПК

ЖАНР: action/RPG

ДАТА ВЫХОДА: 7 марта 2012

Купить диск с игрой ME3Купить ключ активации ME3

Беда в том, что дело вовсе не в концовке…

Вы уж простите мое желание так сразу брать быка за рога и переходить сразу к главной проблеме Mass Effect 3, но, давайте на чистоту. Если вы геймер и не слыхали об этой серии, то либо вы инопланетянин, либо она вам не интересна, а значит и до всего, что ниже дела нет.

Ведь серия Mass Effect – это один из флагманов современного гейминга, одна из лучших RPG-серий этого поколения, игра, подарившая нам прекрасный и удивительный мир, созданный Дрю Карпишиным, и любимых виртуальных товарищей, поселившихся в сердцах миллионов людей по всей планете.

ME3 скриншоты геймплея

Mass Effect — это серия со сложной и нетривиальной сюжетной завязкой, серия, поднимающая множество сложных вопросов о долге и выборе, ничтожности человека и цивилизации перед лицом космоса и возможных угроз, таящихся в нем. Серия о природе и границах разума, бесконечности его возможностей и конечности возможностей человеческих (да и вообще «органических»).

Ведь, как заверяли нас разработчики, Mass Effect — это первая игровая серия с единым сюжетом, и все решения, принятые персонажем в первой и второй частях, обязательно отзовутся в третьей. При этом первая часть не стеснялась ставить перед протагонистом – капитаном Шепардом сложные моральные дилеммы и возможность выбора, не давая четкого ответа, чем он аукнется. Это вышедший примерно тогда же «Ведьмак» сводил под конец все сюжетные концы с концами и давал понять, почему, из-за каких решений Геральта все вышло так, а не иначе.

ME3 скриншоты геймплеяMass Effect же обещал, что последствия настигнут героя позже, во второй и третьей частях. Что только в них мы, наконец, найдем все ответы на мучающие нас вопросы. Например, что движет Жнецами — разумными машинами, раз в 50000 лет уничтожающих все космические цивилизации Галактики.

Сюжет-то именно о них, о них и очередном, неизвестно уже каком по счету разорительном вторжении. Вторая часть, почти не учитывавшая последствия выбора игрока в первом Mass Effect, однако расширившая игровую вселенную и подарившая нам множество новых любимых героев, дала пару намеков (природа гетов, например, довольно интересно соотносящаяся с заявлением «Властелина»: «Каждый из нас отдельная нация. Независимая. Свободная от всех слабостей»), однако, не дала никаких ответов. Их должна была дать третья часть, заключительная, эпическая. И, вот тут-то и начинаются проблемы.

Не подумайте, поначалу, Mass Effect 3 производит потрясающее впечатление. Жнецы, наконец, прибыли, Земля, да если бы только Земля — вся Галактика горит. Органические цивилизации трепещут под ударами чудовищных машин, капитан Шепард вновь собирает команду, на этот раз, чтоб объединить народы Галактики и нанести по превосходящему во всем врагу сокрушительный удар.

Скриншоты геймплея ME3Сюжетные задания впечатляют масштабом, зрелищностью и экшеном. Но потом темп начинает спадать. Ведь, чтоб противостоять Жнецам, Шепарду нужно собрать военные ресурсы – разнообразные отряды, корабли, образцы вооружения, рассеянные по галактике. А для этого надо исследовать галактическую карту, выполнять всяческие вторичные задания.

Увы, и то и другое в Mass Effect 3 — процесс долгий и откровенно скучный. Вторичных квестов, подразумевающих вылет на задание, довольно мало. Они, как правило, лишены внятной сюжетной завязки, обычно проходят на маленьких и невыразительных картах для мультиплейера и сводятся к «постреляй тут всех и полетели».

Впрочем, они блекнут по сравнению с тем, во что превратилось независимое исследование Галактики. Представьте, идет себе Шепард по Цитадели и вдруг слышит разговор двух инопланетян, которым срочно нужен некий артефакт, который можно добыть где-нибудь, скажем, в Гамме Свиньи. Летим туда, сканируем, прокликивая в движении правой кнопкой систему и, держа в уме, что, чем больше мы сканируем, тем скорее нагрянут корабли Жнецов.

ME3 скриншоты геймплеяНаходим на планете аномалию, забираем, что там было, летим дальше. Когда Жнецы явятся – систему нужно покинуть, уворачиваясь от их кораблей. Если жнец коснется «Нормандии», игра окончена. Но, конечно же, мы ничего не теряем, ведь можно начать сразу же с момента прилета в систему и подлететь прямо к планете на которой вы до перезагрузки нашли квестовую вещь. Интересно – слов нет. Наскучивает этот процесс очень быстро. Но ведь это так важно! Надо же собрать побольше ресурсов! Приготовить Галактику к сражению! Кхм… об этом ниже…

Забавно также, что информация о заданиях не обновляется в журнале, поэтому вы можете летать кругами, пытаясь найти артефакт, который уже у вас есть, или забыть в какой именно системе находится нужная планета. Словом неудобно жутко. Как BioWare могли допустить столь элементарную геймдизайнерскую ошибку – ума не приложу. Вернувшись на Цитадель, Шепард сбегает к помеченному на карте «квестодателю», сдаст артефакт, получит военные ресурсы (например, боевые качества какого-нибудь отряда повысятся очков на 25, ведь им вернули их боевое знамя!). В общем, все стандартно, но никакой вовлеченности в процесс не чувствуешь.

Хорошо хоть бой стал еще лучше и интереснее. Третья часть серьезно сместила акценты в сторону экшена. Перестрелки динамичны и довольно интересны, и, хотя до уровня лучших консольных экшенов (на которые явно ориентировались разработчики) Mass Effect 3 не дотягивает, ощутимое удовольствие от перестрелок получить можно, особенно на высоких уровнях сложности.

ME3 скриншоты геймплеяЕще больше лоска боевой системе придает возвращение кастомизации оружия, тут вам и возможность прикрутить оптический прицел к пистолету, или удлинить дуло винтовки, или же приделать к оружию специальный бронебойный гаджет. Независимо от выбранного класса игроку дается возможность использовать все варианты оснастки. Скажем, разведчик может взять с собой даже дробовик и штурмовую винтовку, однако за этот лишний вес придется дорого заплатить значительным увеличением времени на восстановление умений. Да и появившаяся возможность прыгать через препятствия, лазить по лестницам и уворачиватся от выстрелов перекатами, а затем сходить в рукопашную с помощью своего рода «меча» — радует.

Главная беда Mass Effect 3 в том, что подача сюжета, да и сам сюжетный материал стали, как будто, хуже и беднее. Даже ближе к середине игры, когда у игрока есть лишь подозрения, но нет уверенности, это уже можно заметить. Прекрасно сделанные и по настоящему эпичные задания на Тучанке (вылечить генофаг и тем самым создать кроганско-турианский союз, или саботировать эту затею и получить поддержку саларианцев), родном мире кварианцев и гетов (помочь одной из сторон давнего конфликта истребить другую, или помирить их), и Тессии (родной мир азари горит, а Шепард рвется к храму, в котором скрыт некий древний секрет), только оттеняют куда меньшую вовлеченность игрока в сюжет в целом.

ME3 скриншоты геймплеяСкажем, построение отношений со своими спутниками ушло в прошлое почти полностью. С ними и поговорить-то, как следует, по душам получается раза три за игру от силы, и какие-либо важные опции в этих разговорах отсутствуют в принципе. Обычно же спутник просто выдаст короткий комментарий по поводу недавнего задания и вернется к своему делу, не обращая на Шепарда особого внимания. Правильно в целом делают – даже когда дело доходит до разговора сказать им почти нечего. А ведь половина обаяния первых двух частей стояла на харизме спутников, их историях и ярких индивидуальностях.

Немного оживляет картину лишь традиционная возможность завести роман. И то, например, намекнув на продолжение отношений Лиаре, любовному интересу моего Шепарда из первой части, и не дождавшись от нее ничего конкретного, мой герой переспал с Самантой, своим адъютантом — очень уж она милая. Естественно, очень скоро Лиара узнала, устроила сцену (опять-таки в форме одностороннего комментария – от игрока в этом разговоре ничего не зависит) и велела больше не морочить ей голову.

ОК, думаю, еще будет возможность выяснить отношения и сказать, что это была ошибка и т .д. Во всех играх BioWare есть такая возможность, и не может же быть, чтоб тут не было.

ME3 скриншоты геймплеяНичего подобного! Раз переспал, значит, любовь навек, разорвать отношения с Самантой нельзя никак, а Шепард без моих указаний заигрывает с ней в разговорах, хотя и томится, по моим сведениям, от любви к другой. В разговорах с Лиарой так и хочется крикнуть: «Да попроси прощения, блин! Скажи, что хочешь быть с ней!» — и я бы понял, если бы Лиара отказала и после этого. Но ничего подобного, такая опция просто не появится больше никогда. Впрочем, какая разница – тот «роман» все равно состоит из пары коротких разговоров по душам да пары постельных сцен, что не так уж интересно.

Спутников в Mass Effect 3, кстати, стало ощутимо меньше – всего шестеро. Седьмой, причем самый из них интересный – Протеанин, явно вырезанный из основного контента игры, доступен в day one DLC. Самыми харизматичными остаются старые знакомые и то потому, что о приключениях с ними есть приятные воспоминания.

А как вам, кстати, новая информация в Кодексе, о том, что «Властелин» в кульминации первой части потерял щиты и был уничтожен лишь потому, что Шепард убил тогда Сарена, и щиты огромного дредноута перегрузились от этого шока… „Вольтрон – оборонець Всесвіту” – да и только!

Впрочем, ладно, ладно, будем считать, что это все придирки. Но куда труднее смириться с тем, что решения, принятые в предыдущих частях сериала, почти не проявляются в течении игры. На достаточно хорошем уровне проработан только вопрос, кто выжил на Вермайре: Эшли или Кайден. Кое-как через небольшое задание, дающее все те же военные ресурсы, упоминается Королева Рахни. Но, например, на что же влияет важнейший выбор второй части – оставить базу коллекционеров Призраку, или уничтожить? Да ни на что. Этот момент будет упомянут пару раз в незначительных диалогах, вот и все. И так почти со всем.

ME3 скриншоты геймплеяВообще же, все важные выборы, случившиеся в трилогии, так или иначе, ведут в финальной третьей части только к получению или неполучению небольшого количества дополнительных военных ресурсов. Но эти же ценные ресурсы в Mass Effect 3 реально не влияют НИ НА ЧТО. Игра сама прямым текстом дает вам понять это в специальном меню, установив планку минимально необходимых для финальной битвы ресурсов. Все остальное это вопрос чисто вашей филантропии.

Само по себе – все это колоссальное разочарование, ведь ощущение реальности и важности выбора всегда было краеугольным камнем серии, и то, что последствия были отложены «на потом», вначале не вызывало никаких подозрений.

Да и саму концовку, иначе как ужасной назвать нельзя. Мы ожидали серьезного диалога с Богом-машиной, но получили лишь монолог нелепейшего бога-из-машины, который говорит Глупости, а Шепард даже не пытается ему возразить по существу.

Никаких серьезных опций диалога нет, как это, впрочем, стало традицией всей третьей части. Исходя их совершенно безумных (и не оспариваемых героем!?) логических установок, сей воплощенный античный прием плохого повествования ставит протагониста перед нелепейшим и непонятно чем обоснованным выбором и… Словом, есть три кнопки, это и есть три концовки одна другой страннее.

Аналогичный вариант в Deus Ex: Human Revolution смотрелся несколько архаично и был многими поруган, но вовсе не вызывал такого полного отторжения. В конце-концов, это игра совсем о другом, сюжетный выбор игрока никогда не был краеугольным камнем ее идеологии и геймплея. Да и там это – дань уважения концовке оригинального Deus Ex 1999-го года. В Mass Effect 3 же, игре, чьи создатели всегда утверждали, что игрок творит свою историю галактики, что его выбор очень важен…

Однако никакие ваши решения, принятые ранее, не влияют ни на что. Собственно, и сами концовки отличаются друг от друга только формально. При этом никакой информации о том, как ваши решения повлияли на Галактику, или, хотя бы на дальнейшую судьбу ваших спутников, игра не дает вообще.

Для серии, чья идеология и психология всегда стояла на сильном сюжете, мощной психологической вовлеченности игрока в происходящее и хорошо проработанных отношений с товарищами  —  это просто катастрофа. Без шуток. Серьезные потуги самых преданных фанатов по объяснению всего того бреда, что случился в концовке ME3, аргументами типа: «Все это на самом деле была галлюцинация Шепарда!» — очень хорошо иллюстрируют ее масштаб.

Поймите правильно, с чисто геймплейной точки зрения, Mass Effect 3 – неплохая игра, имеющая ряд потрясающих и зрелищных моментов. Но при таких раскладах, это никакая не RPG, это шутер с незначительными ролевыми элементами и очень странным сюжетом.

ME3 скриншоты геймплеяШутер в целом неплохой – на «семерочку» тянет, опять же, впервые в серии реализован довольно приличный мультиплейер, с кооперативным режимом для четырех бойцов, отбивающих атаки прущих со всех сторон орд врагов. И это интересно – без шуток! Ничего экстраординарного, но забавно.

Но дело в том, что шутеров лучше и сильнее на рынке видимо-невидимо. А Mass Effect у нас был один.

И беда ведь не в том, что запорота концовка одной игры. Дело вовсе не в концовке! Как ее не меняй, никаким DLC уже не исправить, то, что сюжет и идеология знаковой для прошедшего пятилетия трилогии — запороты целиком. Полностью. Замечательные первая и вторая части потеряли с выходом третьей всякий смысл. Зачем играть в игры, где львиная доля очарования строилась на ощущении, что ты строишь СВОЮ историю, что твой выбор ВАЖЕН, если известно, что это – обман?

Cмотреть галерею скриншотов геймплея ME3 (16 штук)

Альтернативное мнение главного редактора GW, Kiburga

Ей Богу, люди которые льют рекой слезы по поводу плохой и примитивной концовки ME3, отсутствия мега-вариативных философских диалогов уровня Платона и Аристотеля, нескончаемой свободы действий, разочарования в серии в целом — напоминают мне героя Тома Хенкса из культового фильма «Большой», 88 года.

Они очень похожи на 12-летнего Джоша, который так мечтал повзрослеть, а когда это случилось, понял, что лучше быть ребенком, потому что во взрослой жизни все банально и жестоко, нет ДУШИ и МАГИИ, нет место ФАНТАЗИИ, есть только жесткие и неписанные правила жизни. Так вот и те, кто сейчас с выходом ME3 вдруг разочаровался во всем на свете, и воспринимает третью часть, как крушение всех идеалов серии, по сути своей прошли тот же путь, что Джош.

Заигравшись в МЕ1, в МЕ2, они дали волю своей буйной фантазии, и за все эти 5 лет нафантазировали и намечтали себе больше, чем на это в реальности способны сценаристы и любые даже самые гениальные  разработчики игр. Ведь им так хочется жить в СКАЗКЕ, бороздить просторы галактики, усмирить этих зловещих жнецов и мечтать, что же будет дальше. Может как в Дюне Шепард станет неким полубогом и пойдет с крестовым походом по всей Галактике? Ах как же  это захватывает дух! Ах да, и чтобы, значит, каждая оброненная Шепардом фраза, каждый его чих в первых двух частях, каждый взмах руки, словно «эффект бабочки» — обязательно имел последствия в третьей части! Вот это будет круто! Да это же будет игра МЕЧТЫ!

Реальность же такова, что сплести все разнообразие выборов, сделанных Шепардом в первом, и втором МЕ в единую, целую, логическую, понятную цепь со своими причинно-наследственными связями НЕВОЗМОЖНО — и это надо было понять еще с выходом второй части, которая как признает сам автор рецензии, практически не учитывала выбора в первой. Те, кто продолжал дальше жить в подобных иллюзиях — ME3 сказал просто и жестко, сказки — НЕТ. Есть проза жизни, очнитесь!

Мир на краю гибели! Пришел Апокалипсис, имя ему Жнецы. Каждый час на Земле умирают миллионы людей, чьих то детей, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Но наши сказочники-фантазеры Джоши требуют чтобы посреди всей этой не просто критической ситуации, а буквально в последние дни существования всего живого Шепард вдруг бросил все,  сорвался на край галактики, окунувшись с головой в многовариативное с полной свободой действие ответвление, как в старые добрые времена МЕ1 и МЕ2. Или же занялся охмуриванием всех и вся на Нормандии, выстраивая многочасовые интрижки да и конечно же чтобы он часами смог поболтать с первым встречным в Цитадели обо всем на свете в разветвленных диалогах.

Они требуют, чтобы в таких практически безвыходных обстоятельствах было много выбора в то время, как его тут просто быть не может. Максимум как и в реальной жизни выбор будет один, или его же не будет совсем. В общем ME3 именно об этом, о том, что выбора особого уже НЕТ, надо объединятся со всем с кем можно, на широту маневра, на дополнительные задания, на интриги и тому подобное, что мы видели в первых частях — времени особого нет тоже, ведь каждый час дорог.  И даже в таком казалось бы капкане, разработчики нашли место припомнить Шепарду многое.

Даже больше. Ведь третья часть дает капитану возможность переосмыслить свои былые поступки. Все время боролись против излечения генофага? Посмотрите что вы наделали, выслушайте в свой адрес проклены, посмотрите на какое самопожертвование идут женщины кроганы во имя спасения своих детей, может пора одуматься? И МЕ3 дает такую возможность. Уничтожили королеву Рахни? А может все же дать этому виду шанс помочь в спасении галактики? Пожертвовали Кайденом? Пусть вам сняться кошмары с его участием. Отдали Церберу базу, посмотрите во, что они превращают людей, да это же не люди уже, а какие то зомби.

Даже в редких побочных заданиях выбор все же есть. Например, чтобы привлечь на сторону человечества наемников и бандитов всех мастей можно убить вон того генерала турианского, который вам встретился во второй части, а можно сохранить ему жизнь, решив все мирным путем.  Не хотите чтобы на свободе пребывала чекнутая лидерша одного из бандитских кланов, подстрекайте ее заместителя к убийству своей начальницы.

Сплошь и рядом слышна критика в адрес МЕ3 по поводу того, что мы требуем рассказать, что случилось дальше с друзьями и напарниками Шепарда! Но почему никто не задумывается над тем, что с ними УЖЕ ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ и третья часть это лишь констатация фактов. Каждый благодаря вам и вашим поступками ранее, нашел свое место в жизни и уже сделал свой выбор, в третьей части мы лишь видим его последствия. Их судьба уже предрешена.

Я был безумно рад встретить Тейна узнать о его здоровье и восстановлении отношений с сыном, а вот и Эш все таки решилась на главный поступок в своей жизни, Гаррус тоже молодчина, а Грюнт делает то, что он лучше всего умеет делать. Джек старается приносить пользу обществу и забавно заставляет себя на матерится, а ученый саларианец искупает грех за геноцид. Хромой «Джокер» Нормандии, похоже влюбился в СУЗИ? Не может быть, ну и чудак! Мой Шепард наконец-то снова с любовью всей жизни Лиарой, а ей предстоит разочароваться в предмете своего научного обожания.

Вот об этом МЕ3 на самом деле, и ради таких моментов, ради возможности снова встретить полюбившихся мне героев, а не концовки, сюжета и даже спасения Земли, я ждал третью часть. Мне не интересны тайны позаимствованных из Вавилона 5 Жнецов и даже гетов из Звездного крейсера «Галактика». Потому что, чтобы не случилось, для каждого взрослого человека важны в первую очередь родные и близкие, лучшие друзья и память о тех, кто ушел из жизни. Все это есть в третьей части. Добавьте сюда несколько похорошевшую графику, боевую систему, еще больше зрелищности и киношности и получиться очень хорошая игра. Да как РПГ она слабее первой и второй части, и сбор ресурсов скучен, но финал саги вполне достоин и не каждый смог бы более мение свести все воедино и поставить нормальную точку в таком огромной мире, до которого за эти годы разросся Mass Effect. Моя личная оценка игре 8+ из 10.

И разве мы не играем в игры ради той самой иллюзии выбора, по Пушкинскому принципу: Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Спасибо же МЕ за эти прекрасные, сладкие 5 лет жизни в иллюзиях.

Оценка игры Mass Effect 3 от читателей GameWay

Смотреть результаты

Загрузка ... Загрузка …

ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры в комментариях.

Теги:

Скидки на игры

Автор: Николай Ильченко Все публикации:
Меня зовут Николай Ильченко, и вот уже лет 20 я играю в компьютерные и видеоигры. Ну и пишу о них лет шесть, конечно. Наверное стоило бы давно перейти в какую-нибудь тему "повзрослее", но... игры это интересно. И о них стоит думать и говорить, хотя бы потому, что они - один из важнейших факторов формирующих мироощущение нового поколения. Да и нашего - чего таить...
  • AlexRestart

    По поводу альтернативного мнения:
    Люди ноют не по поводу самих концовок, не потому что «нету 100 миллионов концовок» в зависимости от каждого решения в МЭ1. А от того, что нету даже двух. Даже если принять эти 3 «кнопки» в конце, в чем смысл выбирать? Не меняется практически ничего. Лишь пара маленьких деталей. Таких маленьких, что ими можно пренебречь. Я ведь думаю вы уже слышали про «кексики», которые собираются послать в офис Биоваре? Так фишка не в том, что они невкусные (я хз про вкус :3), а в том, что они хоть и разноцветные, но одинаковые на вкус.

    «Сплошь и рядом слышна критика в адрес МЕ3 по поводу того, что мы требуем рассказать, что случилось дальше с друзьями и напарниками Шепарда! Но почему никто не задумывается над тем, что с ними УЖЕ ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ и третья часть это лишь констатация фактов. Каждый благодаря вам и вашим поступками ранее, нашел свое место в жизни и уже сделал свой выбор, в третьей части мы лишь видим его последствия. Их судьба уже предрешена.»

    Этот пункт вообще не понял, если честно. Расшифруйте пожалуйста %(

    Люди ругают не саму игру, игра шикарна. В ней полно действительно неожиданных сюжетных поворотов. И от этого лишь обиднее, когда видишь концовку: «Шепард, выбирай как пожертвуешь своей жизнью. Но помни: это не важно и ничего не изменится! «

  • Ansel

    Я согласен с Ларом. Рецензия отлично выразила все недостатки игры, замеченные и мною и другими игроками — это и скупые диалоги, и нелепый журнал и видимость влияния решений. Аргумент «нет времени на разговоры, галактику надо спасать!» не катит — во второй части человеческие колонии исчезали бесследно, а Шепарду это не мешало помогать сопартийцам решать свои последние дела. Видать, игру даже не доделали — не дописали диалогов, не допридумали квестов.

    Да и по части атмосферы тот же МЕ2 лучше — ждали опаснейшей самоубийственной миссии и получили то, чего хотели. Вот и играя в третью часть, ждешь обещанного эпического финала с расстановкой ВСЕХ точек на «и», объяснением что к чему и хотя бы какого-то влияния всего собранного флота на концовки. А получаешь рядовой финал уровня любой другой ни на что не претендующей игры. Вот только Масс Эффект был распиарен самими разработчиками в духе неповторимого действа, где каждый выбор играет роль. А выходит, что без разницы — поехал ты на войну на велосипеде или на танке, позвал друзей или нет, все равно тебя ждет красный, зеленый и синий.

  • AlexRestart

    Да и с основной рецензией я не согласен (с минусами):
    Отношения с соратниками| — они раскрыты намного лучше, чем в том же МЭ1. Да и в МЭ2 они в основном заключались в Лоялен\Не лоялен; Роман\Не роман. К примеру: в МЭ1\2 можно было к напарникам вообще не подходить ни разу (в МЭ2 не считая когда берешь миссию на лояльность) и ничего страшного! А в МЭ3 я где-то в середине игры впервые подошел к Веге (ну не знал я про последний этаж =) ) и он сказал что-то вроде «А, Шепард, неужели ты вспомнил, что у тебя в отряде есть не только твои старые друзья? Заблудился?» Да и диалоги (и интересные диалоги) с напарниками намного чаще, чем в МЭ1\2
    реализация последствий выбора, сделанного в предыдущих играх| в МЭ2 их намного меньше =/
    сюжет и концовка| И опять же скажу: он и в МЭ2 не сильно блистал: Собери отряд клёвых наемников, узнай, что Коллекционеры плохие, поедь к ним домой и уничтожь их! А насчет концовки сказал в первом коменте.
    Короче говоря, я ни с одним из вас не согласен =/

  • BoVVeR

    Посмотрел оценку. Прочитал 2 абзаца. Я не буду читать дальше. Почему? Потому что рецензия — в первую очередь нацелена на то, чтобы быть не как все и показать, что вот МЫ ТО ВИДИМ, что не так и 10-9 баллов игре ставят исключительно недальновидные игроки/рецензенты.

    Смысла растекаться по этому поводу тоже особо нет. Уже все всё обсасывали на протяжении 20-и дней и ясно то, что есть определённый круг людей, которые хотят чего-то непонятного. Игра, серия — шедевр и тут даже спорить не о чём. 7/10, тоже мне…

  • Не сказать, что я был неприятно удивлен и с многим не согласен, читая рецензию — автор, все очень хорошо расписал и аргументировал свое недовольство некоторыми важными аспектами игры, но… свести весь обзор к тому, что ME3 по сути является неплохим таким шутером (и поставить общую оценку именно отталкиваясь от этого параметра)…. я немного в шоке.

    Потрясающий, волнующий сюжет отнести в минусы игры… Да 95% всех выходящих сейчас проектов и рядом не лежали с ME3 если судить по размаху и увлекательности повествования.

    Лично моя оценка — 9. Слабые побочные задания и… неоднозначная концовка оставили слегка неприятный осадок, но в целом игра очень понравилась.

    Мнение Кибурги, пестрящее эмоциями и затрагивающее… подсознательные реакцию геймеров на концовку серии мне очень импонирует. Точка зрения совпадает с моей (я не раз отписывался на различных форумах-сайтах), вот только так красочно все изложить у меня бы не получилось:)

  • «впервые в серии реализован довольно приличный мультиплейер, с кооперативным режимом для четырех бойцов, отбивающих атаки прущих со всех сторон орд врагов. И это интересно – без шуток! Ничего экстраординарного, но забавно.»

    Тоже такого мнения по поводу мультика и не могу понять, почему некоторые считают его полным говном…

  • Kiburga

    Вот именно концовка в МЕ2 и сюжет именно главный был тоже не особо. Твоя оценка игры по десяти бальной шкале? И ответь на вопрос вот ты лично пожалел что сыграл в МЕ3 даже с учетом плохой концовки и тому подобное?

     

  • Kiburga

    Да есть контенгент людей которым никогда не угодишь.

    «Игра, серия — шедевр и тут даже спорить не о чём»

    Вот с этим согласен на все 100%. Лучшего не было из научно-фантастических ролевых игр последних лет 10. Ну если не считать фоллаут.

  • AlexRestart

    10 из 10. МЭ3 вообще одна из немногих игр, в которой мне действительно было жалко погибших и уж точно единственная, которая в паре моментов чуть не заставила всплакнуть (вот такой я эмоциональный =) ). Да, там есть некоторые недостатки, но они не настолько сильны, чтобы не закрыть на них глаза с учетом всех плюсов. Нет, я не жалею ни об одной секунде в игре и очень хотел бы пройти ещё раз, не зная ничего (заново испытать эти эмоции, так сказать =)

  • Kiburga

    Никто не спорит что концовка плоха но такое впечатление что вы все играли в части игры ради одной концовки. Я лично играл ради процесса и выбора, который был и даже в третьей части все таки есть. Я играл ради атмосферы и этого обалденного мира. Ну и наконец я играл ради команды Нормандии, чтобы сопереживать с ними и проходить сквозь все трудности.

    Вот скажи если бы ты знал что концовка будет плохая, ты что бы отказался купить эту игру и не поиграл бы в нее? Не верю!

     

  • Kiburga

    Так вот и мое мнение об этом! Я не жалею! И мне как и тебе жалко было погибших, и местами комок в горло лез, сделать компьютерных персонажей столь живыми и заставить помнить их всех поименно, помнить их историю, сопереживать каждому это великое дело! И третья часть в этом плане меня не разочаровала совершенно.

     

  • BoVVeR

    Эпиком и решениями игра напичкана доверху просто. И если вот так вот прямо говорить, то и сюжет и концовка здесь тоже классные. Редкостная серия, вправду.

  • Ansel

    Самой игрой я доволен. Были интересные моменты, я получил удовольствие, даже закрывая глаза на отмеченные выше недостатки — ведь,  по сути, их можно было оправдать классным сюжетом и историей. Можно было бы, если бы концовки все не испортили. И когда начались титры, у меня как-то не было ощущения, что мне действительно понравилось то, во что я только что закончил играть. Немного остыв, я могу посмотреть на игру в целом и она заслуживает как раз такой оценки — 7-8, потому что плюса в виде сильной сюжетной линии уже нету.

    А по поводу вопроса на тему «если бы я знал, что концовка плохая», то понятное дело, что я не отказался бы играть. Это все таки Масс Эффект, мне было бы жутко любопытно, чем все закончится и почему концовка плоха. Но теперь-то я знаю почему и я не особенно-то и рад)

  • AlexRestart

    Я и не говорил, что я АБСОЛЮТНО ни с одним из вас не согласен. Лишь по паре пунктов, которые и описал.

  • -=MuTaToR=-

    такое ощущение что 3 часть делали совершенно другие люди. да как игра она хорошая но как конец трилогии это провал

  • Kiburga

    Твой альтернативный вариант конца трилогии как ты его видишь? Да и Биовары же сказали что концовку переделают раз на то пошло и народ недоволен.

  • -=MuTaToR=-

    по моему они сказали что не будут ничего переделывать

  • AlexRestart

    Вроде сказали, что таки изменят, раз люди ТАК сильно требуют.

  • Kiburga

    Ну да в виде ДЛЦшки планируют как бы выпустить.

  • Kiburga

    Истина как всегда где то посередине:)

  • Кто будет спойлерить — забаню к чертям собачим, понятно?

    Геральт и так уже насолил в твиттере -_______-

  • Lar

    AlexRestart

    Отношения с соратниками| — они раскрыты намного лучше, чем в том же МЭ1.

     

    И сколько же раз за прохождение третьей части у Шепарда был подконтрольный тебе диалог, скажем, с Гаррусом? ))

    И какие варианты там были в диалогах? ))

    Извини, но отношений там нет вообще. Только остаточное свечение характеров из предыдущей части.

  • Lar

    AlexRestart

    Отношения с соратниками| — они раскрыты намного лучше, чем в том же МЭ1.

     

    И сколько же раз за прохождение третьей части у Шепарда был подконтрольный тебе диалог, скажем, с Гаррусом? ))

    И какие варианты там были в диалогах? ))

    Извини, но отношений там нет вообще. Только остаточное свечение характеров из предыдущей части.

    BoVVeR

    Посмотрел оценку. Прочитал 2 абзаца. Я не буду читать дальше. Почему? Потому что рецензия — в первую очередь нацелена на то, чтобы быть не как все и показать, что вот МЫ ТО ВИДИМ, что не так и 10-9 баллов игре ставят исключительно недальновидные игроки/рецензенты.

     

    Караул! Нас тут ВСЕХ РАЗОБЛАЧИЛ проницательный BoVVeR!

     

    Смысла растекаться по этому поводу тоже особо нет. Уже все всё обсасывали на протяжении 20-и дней и ясно то, что есть определённый круг людей, которые хотят чего-то непонятного. Игра, серия — шедевр и тут даже спорить не о чём. 7/10, тоже мне…

     

    Если «обсасаывали», то должен знать, что список претензий предельно конкретен и совершенно точно реализуем (просто там надо было еще год-полтора работать, а ЕА Деньги Срочно Нужны, как обычно)…  Если бы ты изволил ознакомиться и задуматься, конечно. Если нет — могу тебе штук пять дать отличных, если по английски читаешь. Где последовательно разобрано по полочкам что не так

    Игра ЕА и Биовар четко держат нас за идиотов (ну хорошо, один вопрос: КАК НОРМАНДИЯ ОКАЗАЛАСЬ В ПРЫЖКЕ?! — Джокер и товарищи что БЕЖАЛИ С ПОЛЯ БОЯ?! по твоему для эстетики МЕ такой прое… пролюб, такая дырка не важна? — значит ты никогда ничего не понимал в этих играх, а там таких еще по крайней мере четыре), многим это не нравится. А кому-то очень даже приятно… что поделать.

    Это практически повсеместная реакция реальных поклонников серии.

    Есть, конечно, люди, которым «концовка понравилась» — но только, простите, у нас с ними слишком разные вкусы. Может кому и по вкусу, что прекрасную и глубоко идейную НФ серию свели к тому, что ЗвездныйРебенок-говорящий-глупости (тебе напомнить ЧТО он говорит?! — я, мля не знаю в какой «определенный круг людей» надо входить, чтоб это говно-на-лопате принять за подходящее объяснение) при помощи Зеленой Космической Магии «объединяет ДНК людей и синтетиков…» — минутку! У синтетиков НЕТ ДНК — не спрашивай, жри что дают…

    А, и да, это превращает центральный конфликт серии, столкновение трансгуманистической идеи (вовсе не показанной плохой по умолчанию, скорее просто Неизбежной… ах да, это ж нужно входить в «круги людей» знающих что это такое, или хотя бы догадывающихся о чем речь…) и человечности в анекдот из серии «роботы плохия! ну дык мы их дээнкой своей заборем!» — «определенному кругу людей» больше и не надо.

    Да! Я счастлив, что не вхожу в этот круг.

    Также, поскольку другим мы как правило приписываем в первую очередь свои мотивации, такие заявления я воспринимаю только как желание выделиться. Мол, вот кому-то не понравилось, это от того, что далеки они от Сермяжной Правды народной, а мы, люди простые, решительные, суровые… ну или вариант «илита! поняли эту тонкую и мудрую концовку!».

    Prince

     

    Не сказать, что я был неприятно удивлен и с многим не согласен, читая рецензию — автор, все очень хорошо расписал и аргументировал свое недовольство некоторыми важными аспектами игры, но… свести весь обзор к тому, что ME3 по сути является неплохим таким шутером (и поставить общую оценку именно отталкиваясь от этого параметра)…. я немного в шоке.

     

    Ну и с какой стороны это не шутер «с сюжетом»? ) Прости, но в BioShock ролевого элемента больше ( в конце важно живы девочки или нет, а во втором так вообще твои действия влияют на «дочку», то, каким она видит мир… да и развитие персонажа побогаче).

    Я не спорю — может кому-то и этого достаточно… Дело вкуса… кто найдет в игре ролевой элемент (он там почти есть аж три раза — ха-ха, на трех сюжетных заданиях и с практически нулевыми последствиями, а выбор без последствий ничего не стоит), кому концовка покажется достаточной…

    Я же только вижу, что все, чем был славен МЕ, профукано в момент. И никто мне не вернет тех 150 часов жизни, которые свелись, в конце-концов к лопотанию звездного мальца, напоминающего по идейному уровню г-жи Блаватской сочинения, трем кнопкам в конце, и Шепарда, который почему-то принимает это за чистую монету…

    Редактировать

  • Lar

    Да там спойлерить нечего — не беспокойся…

     

  • Lar

    Только люди ничерта не понимают, что никаким волшебным DLC этого уже не изменить. Ну можно «вывести козла», позволить нам поговорить с чертовым ребенком, узнать о его мотивации… после игры о том, как мы повлияли на судьбу мира и персона… а, прости, концовка же специально сделана так, чтоб никакие твои решения не были значимыми. Помирил тех с теми… не помирил. жаль, что они друг друга никогда не увидят. Ух! Какие биовары умные! Сколько себе времени сэкономили — правда?  Никакое DLC не сделает битву за Землю значимой, так чтоб ход битвы зависел от твоих решений и количества военных очков, так, чтоб ты мог выбирать атакующие группы посылая, возможно, и друзей на смерть… Если, конечно, это не DLC на которое потрачен год-полтора работы. Так что — разговор тут окончен, я не думаю что что либо можно изменить и ничего не жду. Хотя, конечно, оставляю биоварам шанс меня переубедить… Людям понимающим все уже ясно, тем, кому и в Кол оф дьюти сюжет — ну им концовка понравится… тоже аудитория — даже пошире будет…

  • Ise

    Lar, спасибо! Оценка 1в1 совпадает с моей. С мнением полностью согласен.

  • BoVVeR

    Ты, наверное, и денег пожертвовал на смену концовки. Все вот эти претензии, расписанные на каждом углу — не стоят абсолютно ничего. Они не влияют на то, что игрок в результате реально получает и хочет получить. Это больше похоже на типичного урода-учителя в школе, который преподавая физику проверяет работу ещё и на грамматические ошибки. Здесь есть ЭПИК. Здесь есть РЕШЕНИЯ. Здесь есть ОТЛИЧНЫЙ финал. Отличный он потому, что нету банальщины. То, что Каталист как бы говорит бред…ну извините, а для меня вот ты тут бред говоришь и что? Мне писать Паше, чтобы он с тобой ПЕРЕДЕЛАЛ рецензию? Что это за идиотизм?

  • Kiburga

    Только вот из 7 ми проголосовавших людей 7 никто не поставил. Больше солидарны с моим мнение и ставят 8. Где же твой голос?

     

  • Ты ведь говорил, что мультиплеер «шлак еще тот». А тут ты «полностью согласен с мнением».

    Как это понимать?

  • Lar

    Я мог бы что-нибуль написать, но твой комментарий сам по себе настолько прекрасно все иллюстрирует, что в комментариях не нуждается.

    «Это больше похоже на типичного урода-учителя в школе, который преподавая физику проверяет работу ещё и на грамматические ошибки.» — вот это место, особенно понравилось.

  • BoVVeR

    Вот оно что хD

  • SkullFullMagots

    Игру еще не прошел, но уже могу сказать что это худшая часть из 3х! Но игра мне все таки нравится=) Оценку ставить тяжело…  наверное все таки 8. может когда пройду до конца оценка изменится.

  • Kiburga

    Никто не говорит, что она лучше. Я в своем мнении писал что да хуже чем вторая и первая но не настолько чтобы прямо уже заявлять о крахе всей серии. Вопрос в другом могла ли быть лучше, учитывая что разработчики решили делать третью часть фактически по одному финальному эпизоду всей саги а именно вторжению жнецов. Рад что твоя оценка совпала с моим мнением, поскольку с автором как вы поняли мы к единому мнению не пришли несмотря на несколько дней ярых и ожесточенных споров и в итоге я был вынужден написать альтернативный взгляд. Я все таки считаю, что концовка это еще не вся игра, и судить по ней категорично о всей игре это уже перегиб.

    Тем более что в самом геймплее появилось много новенького: кастомизация оружия, лучший экшн, новые гранаты и мины липучки, новые умения, перекаты, ближний бой, новые невиданные ранее враги. Да и сам бой стал намного сложнее и требовательней к тактике игрока, правильному подбору оружия и умений.

  • Lar

    Да… и вот еще важный момент — понимаешь, сюжет это нечто целое. Законченная и предельно ясно выраженая эстетическими средствами идея (вернее — комплекс идей, складывающийся в некую идеологию, картину мира, или какого-то аспекта нашей жизни). Вещь чего-то стоит только тогда, когда ее идея ясно выражена и доведена до логического конца, когда ты понимаеш «а вот оно что»… когда все части складываются в конце в одну картину… Это Настоящие Вещи… Плохие авторы знают, что такого им не добиться, и делают фальшифки — пишут 8 томов «героической фентезийной саги» загадывая Таинственные Загадки и развлекая нас Кровавыми Побоящами… но в целом это пусто и скучно, а когда приходишь к концу и понимаешь, что все эти загадки и намеки на некие серьезные ответы — просто пшик, ничего не стоят, на самом деле, нет там никакой идеи и никогда не было… Ну простейший пример вон Ник Перумов так пишет… Дж. Дж. Абрамс так делал свой Lost, 6 сезонов (это кстати- первейшее сравнение с МЕ!), и еще много кто.

    Так вот парадокс МЕ3 в том, что у серии есть очень четкая идеология. Это не пшик — она явно очень неплохо продумана… НО — в третьей части от нее, видимо, было сознательно решено отказаться. Просто потому, что так проще и дешевле, судя по всему. Чтоб проделать настоящую работу, ту, которая требуется чтоб дать нам НАСТОЯЩИЕ ответы на поставленные вопросы, и пример того, как один человек, своей верой и вовлеченностью влияет на судьбы Галактики… — это надо было еще год-полтора игру разрабатывать. Может и два. А ЕА такая компания… ей нужны результаты и тайтлы по принципу «раз в год новая часть» — это общеизвестно… Биовар вообще очень долго держалась, если что…

    В общем, поскольку продукт распиарен, вместо Ответов нам дали Отписку. Мол, космическая магия и чокнутый бог из машины рассуждающее в рамках закольцованной двухходовки… И из всего сквозит «делать что обещали ( и КАК обещали — не просто же в игре, пиар-отдел рук не покладал вешая лапшу…)  — дорого, + есть же аудитория, которая любой раскрученый проект схавает при красивых трелйлерах — «и так сойдет».

    У этой игры всегда сюжет был главным… Сказать, что это «все равно хорошая игра» — ну это если бы Толстого приперли издатели и он закончил «Войну и мир» трешем и угаром, перемешанным на бред сивой кобылы и чаяния не очень умной публики, с популярными сюжетами про разбойников, магическими ритуалами против Наполеона, явлением Антихриста, и дуэлью Царя с ним (ибо Патриотично!), … мол «и так сойдет» — как считаешь, это был бы великий роман тогда? Ведь завязка та же, развитие действия то же… Но это было бы Говно. Потому что идеология и структура повестования были бы полностью разрушены. Это было бы даже Вдвойне Говно, потому как сначала оно обещает… а потом кидает…

    Вот МЕ3 — это ровно тот случай… Приятные частности не спасают от того, что повествование разрушается, оказывается не тем, за что себя выдавало, все что было важно, все затронутые темы, оказываются пшиком…

    И говорить, что мол, «там же геймплей» — все равно, что после выхода из кинотеатра, где показывали Реально Дрянной Фильм («Конан-варвар» 2011 — первое что вспомнил!), сказать, что на экране же были люди… они двигались… спецэффекты опять же, и идет он положенные полтора часа экранного времени, ЭПИЧНО опять же — к чему же тут придираться, верно? К тому, что фильм говно, он рассказывает дурацкую и бессмысленную историю — вот к чему.

    Игры уже давно выросли из коротких штанишек, когда одного «там же геймплея» было достаточно… геймплей может быть идей игры — такие игры есть. Но МЕ — это не тот случай.

  • Lar

    Ну, так оно и есть — Дрю Карпишин, ведущий сценарист первых двух и создатель вселенной МЕ, в разработке третьей не участвовал… Работал над СВ ТОР и, как закончил, в феврале ушел из BioWare, мол, надоело лучше книжки буду писать… Сейчас это выглядит даже демонстративно… хотя, конечно, он как человек воспитанный, говорит, что ничего подобного…

  • Ise

    УЖАСНО ПОНИМАТЬ, НА КОЛ ПОСАДИТЬ И НЕ СНИМАТЬ ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ

    Мультиплеер — шлак полнейший. Проблемы?

  • Ise

    Ну значит сначала я поспал чутка. Потом, я покушал. Затем я посмотрел «Белого воротничка», а потом вот вспомнил, что можно оценки ставить и… поставил!

  • DarkPrince

    У меня как раз нет проблем.
    Просто хотел узнать твое видение фразы «С мнением полностью согласен».

  • Ise

    НИШТЯК

  • Guta

    Я еще игру не прошла, дошла до разборок кварианцев с гетами и на данном этапе сделала вывод, что игра как-то меня не впечатляет что-ли. Не спорю там есть очень забавные и эпичные ролики, но в целом это сплошной флешбек и судорожные попытки свести в кучу все решения предыдущих частей. Тоесть ты получаешь позитивные эмоции не от игры, а от созерцанря сопартийцев с которыми ты когда-то огогого что вытворял. А диалоги меня вообще опечалили до глубины души…и покк я не уверена, что мнение может кардинально измениться

  • Guta

    А!’забыла допрсать, что перестрелкр мне нравятся,)))

  • Kiburga

    Но в целом тебе же нравиться игра, жалеешь о покупке? Про сопартийцев да от созерцания и общения с ними куча позитивных эмоций, от некоторых квестов где есть все таки выбор как ни крути тоже. Перестрелки похоже оценили все.

    Мне еще понравилась в целом графика и дизайн отдельных локаций, в частности Цитадель хороша. Понравились мелкие такие приятные детали как например терминал Спектра в Цитадели.

  • FallenValeron

    Після всіх побачених відосів і рецензій в інеті всетаки погоджусь з авторською оцінкою (правда можна було і 8 поставити) , непоганий огляд вийшов ;), для мене серія МЕ ше полежить на полочкі після сірої першої частини((

  • Blade.Runner

    Хоть кто-то наконец написал, что МЕ3 сюжетный экшн с ролевым уклоном. Главное все по полочкам разложили, но нет «что за аценка, этаж 10 из 10ти!!!11». По-мойму фэйл Dragon Age II повторился — игру критикуют за халтуру, а фанаты срут кирпичами в защиту. геи-шлюшки из Биовар продолжают скатываться в убогий мейнстрим, а на любую критику махают кукишами с зажатыми пачками денег и обещают продолжение банкета.

  • Kiburga

    Тоже считаю, что 8 игра заслуживает. Ну не хуже она того же Амалура, не хуже

     

  • Kiburga

    Да навязчивый геизм огорчает, особенно когда твой оружейник начинает тебе парить про своего мужа а ты ему возразить и не можешь, мол мне это не интересно и я традиционной ориентации.

    Насчет сюжетного экшена с ролевыми элементами то таки есть 3 я часть именно такая. Но тут вопрос, а разве не этого требовали от Биоваров после выхода второй части, когда я возмущался что во второй стало на порядок меньше ролевой игры по сравнению с первой, толпа народу и в том числе автор статьи кстати требовал еще больше КИНА, еще больше ЭКШЕНА. Вот и получили то что хотели. Реальной РПГ был только первый МЕ. А третий это эволюция на ура воспринятого крена в сторону экшена во второй части. Чего ж тогда жаловаться? Получили что хотели

     

  • -=MuTaToR=-

    эх для меня как оставался так и остается тру mass effectом только 1 часть , думаю если бы они не торопились со 2 частью и выпустили ее примерно в 2011 то она бы может и была бы похожа на 1 , а так что 2 что 3 это не торт