Профиль игры
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ: Wargame: Еuropean Escalation/ в СНГ Wargame: Европа в огне
РАЗРАБОТЧИК: Eugen Systems
ИЗДАТЕЛЬ: Focus Home Interactive/ 1С-Софтклаб
ПЛАТФОРМА: PC
ЖАНР: RTS
ДАТА ВЫХОДА: 13 апреля 2012
Признаюсь, Wargame: «Европа в огне» (Wargame: Еuropean Escalation) – новую игру от Eugen Systems я ждал с большим интересом.
Во-первых, мне очень понравилась масштабная RTS R.U.S.E. от этой французской студии, а Wargame обещала развить и преумножить идеи упомянутой оригинальной стратегии. Во-вторых, заявленная тема – перерастание Холодной войны в полномасштабную «горячую» в антураже 70-х 80-х годов – выглядела весьма интересно.
Можно сказать, что все обещанное французы выполнили, и игра получилась одной из самых интересных стратегий за последнее время. В первую очередь впечатляет масштаб – карты тут часто занимают десятки квадратных километров, а боевые столкновения проходят на дистанциях два километра и более. Во вторую очередь по настоящему потрясает количество представленной в игре боевой техники и юнитов.
Их в Wargame: «Европа в огне» больше трехста, и за парой редчайших исключений (в игре представлены некоторые прототипы «в железе» существовавшие, но на вооружение не принятые) все это – реальная техника, служившая в армиях стран НАТО и ОВД в тот период. С этой стороны игра – настоящий клад для любителя военной техники 60-х 80-х годов.
Wargame: «Европа в огне» – это также тот редкий случай, когда название игры прямо соответствует ее содержанию. Новый проект Eugen Systems это именно wargame – тактическая стратегия, где танкостроительные заводы не работают прямо на поле боя, подразделения расходуют в бою топливо и боеприпасы, а победа достигается не числом, а умением.
При этом игра не уходит в пучины нишевого и сверххардкорного геймплея с пошаговым режимом, поделенным на гексы полем боя, сложной в освоении механикой игры и интерфейсом в котором черт ногу сломит. При впечатляющей тактической глубине сражений, массе игровых возможностей и высоком реализме Wargame очень проста в освоении и управлении. Игра легко будет понятна любому, кто хоть немного интересуется жанром RTS, управляется буквально двумя кнопками мыши и совершенно не требует навыков безумного микроконтроля.
Для победы в Wargame: «Европа в огне», как и в жизни, нужен не выученный «на зубок» шаблон развертывания «раша», или быстрой экономики, а четкое и вдумчивое тактическое планирование. Победу, как и в реальности, приносит умение использовать свойства местности, разумно распоряжаться возможностями своих войск и результатами разведки.
Использование особенностей местности вообще важнейшее условие для достижение успеха. Та же пехота или легкобронированные машины крайне уязвимы в открытом поле, но стоит им укрыться в лесу, за живой изгородью, лесополосой, в городе и их эффективность значительно возрастает. Фактически в Wargame мы постоянно готовим тактический капкан на врага, или подбираем наиболее оптимальные средства для того, чтобы преодолеть вражеское противодействие.
Например, укрыв небольшое количество пехоты и легкобронированных БРДМ с ПТУР на борту в ближайшем леске, можно устроить засаду. И если враг попробует атаковать тяжелой техникой, не разведав хорошенько предварительно путь, то дорогущие, прекрасно защищенные и вооруженные машины будут просто расстреляны на дальних подступах. С другой стороны вертолетный налет, артиллерийский обстрел или умелая пехотная атака с фланга заставят такую засаду отступить в панике.
После боя, кстати, всегда целесообразно отправить к уцелевшим войскам грузовик снабжения. Машина быстро пополнит боезапас, отремонтирует и дозаправит боевую технику на определенную сумму ресурсов, а после ее можно будет вернуть к одной из передовых баз и там дозагрузить нужными материалами.
Стратегическое противостояние в Wargame: «Европа в огне» происходит из необходимости контролировать ключевые сектора на карте. Для того, чтобы сектор перешел под наш контроль и стал приносить доход нужно развернуть на его территории дорогую и очень уязвимую штабную машину.
После того, как это будет сделано, сектор переходит под власть игрока, и начинает приносить постоянный доход. При этом сектор, находящийся в центре приносит обычно дохода больше, что весьма важно, учитывая, что призыв мощной техники последних модификаций стоит изрядно. Поэтому хочешь получить экономическое превосходство над противником – захватывай центральные сектора. Однако надо всегда помнить, что враг тоже попытается сделать это.
Сектора, прилегающие к краю карты, как правило, особой экономической ценности не имеют, но зато, многие из них позволяют открыть новую дорогу для подхода подкреплений. Таким образом, быстро захватив вертолетным десантом сектор близкий к вражеской зоне развертывания, можно тут же нанести ему сильный удар с фланга.
Из недостатков Wargame можно отметить некоторую сухость подачи материала. Сюжета как такового почти нет – нам просто и по военному объясняют, как один из реальных кризисов времен поздней Холодной войны перерос в вооруженное столкновение и что нам нужно по этому поводу сделать. Впрочем, лично я такой суровый и реалистичный подход вовсе не считаю серьезным недостатком конкретно для жанра варгейма.
Куда обиднее некоторая бедность сетевых режимов игры. Дело в том, что сейчас в Wargame: “Европа в огне” есть только два вида сетевой игры – уничтожение техники на определенную сумму очков и на время (побеждает тот, кто уничтожил к окончанию таймера войск врага на большую сумму очков).
Все это сводит сетевой бой к осторожной игре почти исключительно от обороны, где стороны стараются нанести друг другу хоть какой-то ущерб, но без большого риска для себя. Не то, чтоб это было так уж плохо, и вовсе не портит игру. Но делает тактику довольно своеобразной и специфичной. В общем, дополнительные режимы Wargame не помешали бы.
Но в целом, несмотря на некоторые недостатки, Wargame: “Европа в огне” – очень интересная и самобытная стратегия с реалистичной тактикой, правилами боя и интересным сеттингом. Любители умных тактических игр, где противника нужно побеждать именно глубиной замысла, а не скоростью мышки – оценят игру по достоинству.