Contrast - отзывы геймеров (via Alexander Loginov)

Contrast — отзывы геймеров (via Alexander Loginov)

contrast logo

Работа опубликована в рамках постоянно действующего конкурса отзывов на GameWay. Авторская стилистика сохранена.

Искажённый, символичный, визоинерский мир, где среди теней пляшут обрывки воспоминаний и мимолётных мыслеобразов ребёнка; где взрослые — не более, чем тёмные движущиеся пятна на стенах; где играет джаз, а мелодичный голос неторопливо напевает старые чувственные песни; мир волшебный, яркий, немного аляповатый и, безусловно, красивый – такова основная концепция игры Contrast.

Знакомство и первое впечатление

Уже через секунду после запуска игра встречает вас приятной и таинственной музыкой джаза, переходящей в демонстрацию городского пейзажа-открытки в главном меню. Именно из этих двух составляющих и состоит игра Contrast – из музыки, что некогда звучала в популярных кабаре эпохи сухого закона в Америке, и живописных улиц карнавального города-фантазии, в какой превратился бы Бродвей, пропущенный через сюрреалистичную призму детского подсознания. Как раз в такое место и переносит нас игра. В город, словно существующий только в восприятии маленькой девочки по имени Диди, которая очень хочет узнать, чем так занят её отец и почему него нет времени даже на её дни рождения.

Мы видим мир глазами воображаемого друга маленькой девочки Диди. И в странном мире Зари (так её зовут), телесной оболочкой наделены лишь она и ребёнок – единственный, кто может её видеть. Все прочие люди – лишь тени. Для Диди же мир – это площадка для игр, одна большая песочница, где все трудности, выпадающие на её долю – лишь новые вызовы судьбы, загадки, которые надо решить. И вот этим-то как раз и предстоит заниматься её воображаемой подруге Заре (Dawn) на протяжении всей игры. Она будет помогать Диди справляться с трудностями, прокладывать ей путь через многочисленные преграды и находить ответы на не дающие покоя вопросы. И делать это она будет при помощи своей способности преображаться в тень и проникать в таком виде почти куда угодно – лишь бы хватало света.

Заря наряжена в костюм то ли цирковой гимнастки, то ли клоуна, а её макияж даёт наглядное представление о детском мнении касательно того, как должна выглядеть дерзкая и самостоятельная женщина. Её внешний облик мог бы стать ещё одним контрастным элементом в общей эстетике игры. Тем не менее, этому образу не хватает той самой идеи, что стала ключевой для произведения. Контраста между миром детских грёз и суровой безжалостностью реального мира. То есть вместо того, чтобы при яркой внешности певицы кабаре или фокусника, проявить хоть какие-то черты характера и, желательно, пару-тройку его граней – она пуста и бессловесна – под стать картиночной внешности. А ведь, по законам жанра, чем ярче и беззаботней внешняя атрибутика персонажа, тем более глубоким или даже трагичным он должен вскоре стать, но это скорее подразумевается, нежели реализуется на практике.

Впрочем, это не относится к самой игре. При общем лёгком привкусе бессилия и близящегося краха, ей хватает и ярчайшего, по-детски наивного очарования, и чувственных, напряжённых моментов, напоминающих о том, что стилистика игры имеет много общего с нуаром. Тут и гангстеры, угрожающие отцу Диди (кстати, говорящего бесподобным голосом Элиаса Туфексиса, подарившего голос главному герою Deus Еx: Human Revolution), и трогательная детская уверенность в том, что можно всё спасти, просто починив сломанное (несколько цирковых аттракционов отца, к примеру; вот только с разваливающейся семьёй придётся повозиться), и весёлые покатушки на карусели, и многое иное, интересное, красивое, милое. Где-то игре этого хватает, ну а где-то — нет.

Театр теней

Сюжет подбирает нас на полном скаку и не тратит слов на объяснения. Местами можно почувствовать себя маленьким ребёнком, подглядывающим в замочную скважину за жизнью родителей. Мы застаём лишь фрагментарные эпизоды истории, разыгрывающиеся в театре теней на стенах города. Выступление матери Диди тёмным силуэтом на занавесе сцены кабаре; двое гангстеров, выбивающих дух из её отца; ссоры; примирения; случайно выхваченные эпизоды из разных времён. На одни мы ещё можем повлиять, на другие — уже нет, и их не вернуть. Другого рода кусочки истории попадаются в различных закоулках родного города Диди, подсвеченные роем серебристых светлячков. Обычно это фотографии, письма или документы, проливающие дополнительный свет на происходящее.

Благодаря этим находкам сюжет перестаёт быть похожим на подсмотренный обрывок кинофильма и обретает некоторую цельность. И всё же их не хватает для полной гармонии между содержанием и подачей: потенциал, заложенный в историю Contrast, попросту нельзя подавать так небрежно и наскоро. То, что получилось в итоге, с трудом может удержать интерес дольше, чем потребуется на прохождение первой главы. Ограничься разработчики одной только ей, большая часть нареканий отпала бы сама собой, но, замахнувшись на большее, Compulsion Games плохо справились с поставленной задачей.

Взгляд за кулисы

Ознакомиться с Contrast поближе становится не так-то просто и приятно из-за неудобного и немного невменяемого управления. Вероятно, это можно объяснить кукольно длинными ногами Зари, позволяющими ей совершать супершаги и суперпрыжки, вместо аккуратных шажочков там, где они необходимы. Зачастую Заря сама решает, где ей выйти из тени, что временами приводит к дальнейшему её падению в бездну; самостоятельно выбирает момент и направление прыжка (иногда откровенно мимо намеченной траектории). Всё это может усложнить жизнь, поскольку на этих самых скачках с тени на тень строится основная часть геймплея. В итоге, когда героиня вновь пролетает мимо очередного выступа, балкона или тени на стене, всякий раз приходится начинать сложное восхождение по теням снова и снова, и снова, и снова… без права сохраниться по желанию.  Будь повторение наказанием игрока за ошибку, всё воспринималось бы иначе, но такое следствие кривого управления  здорово портит нервы.

Сами головоломки достаточно просты и для их решения достаточно окинуть мимолётным взглядом игру света и тени, затем передвинуть один-два источника света или пару массивных предметов, затеняющих кусок стены, и можно смело прыгать ещё одним тёмным пятнышком на высвеченный участок – дальше всё становится ясно само собой. Стоит отметить, что в облике тени Заря скачет очень даже резво и в двух измерениях управлять ей становится намного легче. По крайней мере, тогда, когда она не застревает в текстурах или не выпадает за пределы карты, где и находит свою гибель.

А такого рода досадные коллизии происходят хоть и не на каждом шагу, но с удручающей регулярностью. Заря может намертво прилипнуть к дымоходу на крыше, взобраться на которую стоило немалых усилий – она периодически попросту сбрасывалась вниз, неведомым образом минуя спасительные тени или балкончики. Позднее она сама собой роняет крайне важный для дальнейшего прохождения ящик, который, пребывая вместе с ней в форме тени, незамедлительно теряется среди таких же теней безо всякой возможности получить его обратно. И всякий раз, разумеется, приходится перезагружаться, а сохранения происходят не так уж и часто, вынуждая повторять значительную часть пройденного пути и снова вступать в жестокую борьбу с непослушным управлением.

Грим

Визуально игра весьма приятна, но несколько грешит низким уровнем детализации и излишним размытием. А при столь важной роли света и тени, им уделено меньше внимания, нежели они заслуживают. Разумеется, для игры ранга Contrast это вполне естественно, но история знает случаи, когда за меньшие деньги и при более простых технологиях визуализации мы получали картинку не хуже, а иногда и лучше, чем здесь. Впрочем, симпатично-сепийный фильтр всё же радует глаз и не начинает приедаться раньше самого игрового процесса.

Итог:

The Contrast получился то ли платформером, мечтающим стать приключенческой игрой с трогательным и эмоциональным сюжетом, то ли наоборот. Временами ему удается создать впечатление вполне жизнеспособного представителя то первого, то второго жанра, впрочем, впечатление это обманчиво и быстро проходит. Из-за того самого кризиса самоидентификации, на пике которого мы и застали Contrast, исследуемый мир безграничного детского воображения становится по большей части пустым и безжизненным, что тут же убивает львиную долю его очарования. Даже героиня фантазий малышки Диди – её верная подруга и источник мужества – выглядит в нём несколько более кукольной, чем должна бы.

Если не брать во внимание неудобное управление и не такую щедрую подачу сюжета, как хотелось бы, The Contrast — игра с высоким художественным потенциалом, вниманием к мелочам и  достаточно интересным и необычным игровым процессом. И, конечно же, она остаётся несомненно красивой историей о храброй, деятельной девочке и её воображаемом друге, с которым, впрочем, не всё так просто, как кажется.



Теги:


Павел Кибурга
Автор: Павел Кибурга Все публикации:
Основатель, идеолог и главный редактор сайта GameWay.com.ua, широко-известный в широких кругах как Kiburga. Верю в светлое будущее PC-гейминга!
  • Иван Троловский

    Я,кстати, тоже от игры ждал большего… трейлеры такие энергичные были. А она красивая, но весьма бестолковая… Причем, кажись, чуть ли не лонч-тайтл для ПС4… Печально там у них все с играми сейчас, видимо…

  • Mantus

    Ну игра не очень.
    Трейлер правда энергичный, но сама игра скучная такая.
    Я бы поставил баллов так 6.0