…матрица напомнила ему протеины,
сцепляющиеся друг с другом, чтобы задать специализацию клетки.
Затем ты можешь броситься в головокружительный, акробатический полет,
отдаться ему целиком, ни на секунду не забывая о своей самостоятельности,
пока вокруг тебя бушует привычный танец чисел
и символов интерактивной деловой информации и ты видишь,
как базы данных оживают во плоти лабиринтов черного рынка…
Уильям Гибсон “Нейромант”
Фьюжн (fusion) – это не просто джаз. В нем музыкант может вволю экспериментировать с чем захочет: ритмом, тактом, скоростью и даже импровизировать по ходу исполнения. Из всех жанров джазовой музыки он самый сложный, и самый малоизвестный, поскольку в нем нет вокала, ибо все, что нужно сказать, слушателю скажет сама композиция.
Именно с музыки французского композитора Оливье Деривье, в котором сочетаются электронный стиль с симфонической оркестровкой, начинается знакомство игрока с Remember Me. Она буквально притягивает, заставляет браться за игру, даже после многочисленных неудачных попыток справиться с неповоротливой боевкой, ориентированной на геймпады. Но даже без этого драки здесь неимоверно трудны, потому что главная героиня, Нилин, по определению слабее всех своих врагов. Даже не потому что девушка, а потому, что олицетворяет собой того одиночку, который с перочинным ножиком выходит против всемогущей системы, и вместо грубой силы, должен побеждать, найдя ее слабые места.
Нужно сказать, что разработчики порядком обманули геймеров. Обещали комиксоидный стелс, в котором можно будет “подправлять” память врагов, делая их своими союзниками, а подсунули нечто совершенно другое, которое даже сложно записать в какой-то определенный жанр. Заданий по “подправлению” чужой памяти здесь всего четыре, и все они достаточно просты. Большую часть игры занимают следующие один за другим путешествия по разным районам Нео-Парижа, состоящие из чередующихся эскапад по стенам и крышам в стиле “Ямакаси”, и боев, в процессе которых Нилин фактически изобретает свое боевое искусство, комбинируя известные ей “приемы” (прессены).
Так что это, аркада? паркур-экшн? адвенчура? Все это, и еще многое другое, объединенное в единый неповторимый сплав, выводящий игрострой на совсем другой уровень. Сюжетно – это семейная сага в жанре “твердого киберпанка”, наполненная многочисленными отсылами к романам Уильяма Гибсона и Майкла Суэнвика. Визуально – это потрясающая работа дизайнеров, сумевших показать уже сейчас, каким будет выглядеть будущее. Концептуально – это глубокое социопсихологическое исследование общества, взявшее за основу не просто умение забывать, а принципиальное желание не помнить все, что кажется плохим, и молчаливо согласившееся на медленную утрату самой человечности.
Нилин – это мир, забывший себя, и пытающийся вернуть себе – себя саму, настоящую. Уже после того, как она обнаруживает свое родство с властелинами памяти, семьей Картье-Уэллс (хороший парафраз гибсоновских Тессье-Эшпулов), создавших на свою голову безумный искусственный интеллект, сотканный из выброшенной памяти, и стремящийся к самоуничтожению, у меня возникло безотчетное ощущение – а может, Нилин совсем не “переделывает” воспоминания, а наоборот, возвращает их людям. И точки выбора, которые она “микширует” – это рубцы, образовавшиеся на месте выброшенных воспоминаний.
С этой точки зрения, “ремикс” в игре только один – убийство Фрэнка Форлана, за которое Нилин расплатилась свободой и потерей памяти. Остальные – это возвращение реальных воспоминаний. Именно так: ибо все, чью память переделывает девушка, становятся лучше. В Ольге Седовой, безжалостной убийце, просыпается человечность. В Сцилле Картье-Уэллс – материнская любовь. Шарль Картье осознает, что именно натворил, и возвращается к реальной жизни.
Философии здесь вообще много. Это и трагедия доктора Джонни Гринтифа, и доктора Себастьяна Куэйда, в которых угадываются отсылы на “make us whole” из Dead Space, и на суэнвиковский Комбин из “Вакуумных цветов”, и даже на Софию Лэмб из “Биошока 2”. Если внимательно смотреть по сторонам, можно увидеть огромное количество историй, и даже как-то забывается, что игра имеет жесткий и ограниченный сюжет. Мир Remember Me вплавлен в саму Нилин, отождествляя их не только метафорически, но и по сути, именно поэтому мы видим его так, как видит она – как “дополненную” реальность, пусть и управляем ею от третьего лица.
Нету здесь ограниченности сюжета. Просто там, где в обычной игре рассказывают побочные квесты, здесь рассказывает музыка и сам видеоряд.
Надо лишь уметь услышать трагичную, гордую и исполненную надежды сагу о мире, сначала потерявшем, а потом обретшем себя.
Редакция GameWay может не разделять мнения авторов, высказанные в статьях рублики “Блоги”.