Профиль игры
Полное название: Total War: Rome 2
Разработчик: Creative Assembly
Издатель: Sega/1С-Софтклаб в СНГ
Платформа: PC
Жанр: глобальная стратегия
Дата выхода: 3 сентября 2013 г.
Плюсы:
-
Зрелищные битвы | красивая и самая большая глобальная карта в серии | участие флота в штурме городов и наземных битвах
Минусы:
-
Сырой релиз, билд на уровне бета-версии | средняя даже по меркам Shogun 2 двухлетней давности – графика | вырезано практически все за что любили оригинал, взамен ничего равноценного не предложено | упрощения на каждом шагу, начиная с глобального режима, заканчивая примитивными боями стенка на стенку | отсутствие атмосферы, вызова для игрока и погружения в игру | жадность разработчиков, продающих DLC c греками вырезанное из основной игры
Вердикт GameWay: 7/10
——————————————————————————————————————————
По какой-то причине стратегию Total War: Rome 2 очень спешили выпустить (куда спешить!?, хотя догадки есть), игра вышла откровенно сырой, технически на уровне бета-версии. Не будем много говорить о багах, об ужасном, неудобном, неинформативном, раздражающем интерфейсе с гигантскими всплывающими окнами и сливающимися в глазах некрасивыми иконками юнитов да построек.
Все это многие для себя уже отметили и вполне справедливо отругали разработчиков за избыточный и не очень честный, но зато, такой дорогой… маркетинг, поднявший ожидания публики до небес. Например, нам обещали крутую графику, ради которой многие этим летом существенно потратились на апгрейды компьютеров, а в итоге получили среднюю и технологически хуже, чем в Shogun 2 тормозящую картинку (см. Карфаген, все поймете). Обещали, что Rome 2 будет лучше всего оптимизированной игрой в истории серии, но ход при этом занимает 4-5 минут, а стратегическая карта выдает фризы и 15-20 fps на самых мощных PC. Говорили, что это будет отполированный до блеска проект, только покупатели за свои же деньги сегодня работают бета-тестерами для Сreative Assembly на обещанные еженедельные патчи.
Однако это лишь верхушка айсберга, за которой кроются более глубокие, коренные «изменения». Точнее упрощения, вплоть до бездумного, варварского разрушения тех механик, которые придавали всей серии лоск, увлекательность и глубину погружения последние 13 лет, составляли несокрушимый фундамент ее игровой души.
По большому счету делать в этой стратегии на глобальной карте нечего, подвох в том, что это становиться ясно не сразу, но отчетливо после 10-15 часов игры, а на двадцатом, на вас нападает смертельная тоска. Какое либо стратегическое планирование сводится, лишь к разделению провинций по специализации с еще более уменьшенным по сравнению с Shogun 2 набором построек. Вот эта провинция будет сырьевым и хозяйственным придатком, в соседней организуем рекрутинговый центр, а в столице империи, куда ведут заморские караваны с товарами лучше и прибыльней развивать торговую инфраструктуру. На этом, собственно, вся глобальная часть заканчивается – никакой геополитики и реальной стратегии с просчетом на годы вперед.
Total War: Failure
Что дает в Rome 2, скажем контроль над стратегически важным проливом соединяющим Италию и Сицилию? Ровным счетом ничего, местное поселение Косентия, которое вполне отвечает роли потенциальной твердыни на пути возможного вторжения Карфагена в сердце Италии – стен… не имеет. Их многоуровневое возведение с различным дополнительным останавливающим вооружением осталось в далеком «хардкорном» прошлом. Слабенькие стены есть только у столиц провинций, которые в основном находятся в самых невыгодных местах. При таком казуальном раскладе устроить кому либо «Сталинград», как в былые времена, в принципе невозможно.
Вот честно по ходу игры вам даже осадной техники не надо, просто спокойно и легко поджигаем ворота солдатами под беззубыми стенами и вперед, а нелепые точки захвата вообще ставят в неравное положение защищающихся перед атакующими. Можно проиграть город даже врагу слабее вас в два раза. Он просто побежит сквозь ваши ряды в пробитых воротах к ближайшей контрольной точке, а дальше ваше жизненно важное подкрепление не успеет дойти к месту событий, как город будет буквально за минуту захвачен. Шок… и это господа разработчики – полная лажа, девальвирующая свободу действий игрока. Самое страшное, что такие точки захвата есть даже в боях на открытой местности.
Вообще ощущения целостности и владения собственной империей в игре напрочь отсутствует. Построить как раньше условные Траяновы валы из цепочки мелких, но крепких на стены поселений с гарнизонами на границах с варварскими государствами и жить в относительном спокойствии? Нет, не слышали. Ждите Греки – Скифов с другого конца карты под вашей столицей сквозь все буферные страны и зоны.

Зачем зажатой в самой крайне точке Балканского полуострова Спарте покорять сначала преграду в виде Афин, чтобы выйти на завоевание всей Греции? Мой спартанский генерал с огромной армией и с включенным читерским удлинителем хода просто прошел сквозь территорию Афин сразу к Эпиру и Македонии, за такую наглость игра начисляет лишь невинный штраф к отношениям. А ведь появление провинций по идее должно дать возможность пересекать их границы только по договору о праве прохода или при объявлении войны.
Зачем Ганнибалу сначала колонизировать Испанию, заключать союзы с недружественными Риму варварами Галлии, чтобы открыть наконец себе желанный путь в Италию через Альпы? Можно набрать 20 отрядов, указать им на любую точку в море, дальше они сами поплывут и корабли вполне себе боевые для них возьмутся из воздуха. Сразу можно плыть прямо к Риму на полных веслах гребцов, а хочешь и в Александрию! И это второе глупое решение, возможность войскам, не объединенным с флотом, самостоятельно плыть куда хочешь, и воевать с моря – нивелирует стратегическую ценность появления долгожданного боевого флота, как такого и интерес к его развитию и найму.

Может хотя бы агенты, на что-то реально влияют? На самом деле нет. В игре их три вида, но разницы между ними не ощущается, что шпион, что бывалый воин, что государственный деятель – все умеют убивать, просто делают это по-разному. Только глобального толку от убийства вражеского генерала нет, на следующий ход на его месте моментально (телепорт из другой страны) появится клон с вполне средними характеристиками. Помните времена, когда вы уровень за уровнем, годами выращивали искусного убийцу, тренируясь на мелочевке, чтобы, наконец, то добраться до доставшего вас главы вражеской фракции, убить его, или наследника, нанеся тем самым непоправимый урон соседней стране да и войску в целом под его началом? Забудьте!
Может быть как раньше, в ход можно пустить подкуп? Подкупить осаждающую ваш город часть огромного войска, переманить на свою сторону умелого вражеского генерала, подкупить бунтующий город? Или бояться, что вашего генерала с низким уровнем надежности переманит враг? Забудьте! Ведь генералы намертво привязаны к фракциям, а войска к генералу, расколоть армию не получится, как и подкупить город, припаянный к провинции, убрали даже возможность оставить гарнизон там где вам надо без участия генерала. И этого уже не изменит и не поправит ни один патч.

Остается не работающая как следует дипломатия… Трепещущий перед вами, завоеванный народец, которому вчера с барского плеча подарили статус протектората – наотрез отказывается торговать с повелителями даже за деньги. Аналогично с военными и оборонными союзами, договорами о ненападении в обмен на торговлю, заключить их почти не возможно, предлагая даже 13-15 тыс. золота и имея самые теплые отношения.
——————————————————————————————————————————
Если мы говорим про наличие в играх души сотканной из разных маленьких, но важных деталей, то душу второго Рима сдали в бордель…
——————————————————————————————————————————
А как же вся эта ЭПОХА ИНТРИГ, алчности и предательства о которой вещали разработчики с красивейших маркетинговых кино-роликов Rome 2? Нет, этой атмосферы в игре не осталось, вслед за убийством генеалогического древа со всеми его прелестями и условными, но все, же Играми в Престолы, вслед за пропажей исторических событий, реформ и открытий. Ну, серьезно в Shogun 2 хоть европейцы приплывали раз в пару лет и появлялся порох.
Сначала может показаться, что пришедшая на замену старой симуляции политической жизни новая система конкуренции фракций внутри страны с назначениями на должности и редкие случайные события, требующие вашего вмешательства, вроде обвинения одного из генералов в изнасиловании, чьей-то жены, на что-то серьезно влияет. Но, не обманывайте себя это просто мышиная возня (получить двадцатый по счету бафф +10% к торговле и т.д.). Ни на что оно глобально не влияет, не будет у вас во главе фракции своего Юлия Цезаря настоящей и глубокой, зрелой, умудренной ЛИЧНОСТИ с ворохом неотъемлемых плюсов и минусов, сильных и слабых сторон, лично, прямо позитивно или негативно оставляющего свой след на всей вашей империи.
Вся эта псевдо-система вообще рушится когда ты понимаешь, что напрямую управляешь в том числе и конкурентами по фракции!? (зачем своими руками набивать их генералам очки?). А ведь в оригинальной игре они управлялись ИИ, имели свои неподконтрольные тебе войска и провинции, источники доходов, не говоря уже о самом Риме, который еще предстояло завоевать в гражданской войне и он был отдельной сенатской фракцией с мощнейшим республиканским войском. В общем смело отправляем генерала-конкурента на край империи условно выращивать капусту, как император Диоклитеан, а то и просто сливаем его в битве да и все, сэкономив деньги на заказном убийстве.
Да и не будет у вас полководца с ИМЕНЕМ и РЕПУТАЦИЕЙ, десятками лет сражавшегося и верно служившего, которым реально дорожишь, того, кто вызывает шок и трепет у врага, за которым идет охота шпионов и убийц, и на котором держится вся ваша армия. Личное дело сильных мира сего превратилось в жалкий обрезок карточек с мелкими +3-5% бонусами к атрибутам армий. Со временем они превращаются в натуральный спам, который просто уже игнорируешь, тупо проматывая ход. Как назло, измененная скорость игры на 1 год в один ход делает жизнь любого подданного уделом парочки битв и свершений, а дальше они массово мрут, как мухи, не от чумы, а от старости. На их замену приходят такие же безликие но уже вполне умелые клоны, разработчики даже не удосужились начинать отсчет статов для новичков с 1 уровня, чтобы хоть как то было интересно их развивать. Древо технологий также заточено не под глобальные исторические открытия, а на очередные мелкие бонусы к атрибутам армий, в которых просто тонешь.
В общем, всей былой атмосферы влияние конкретной личности на местную историю на геймплей, на политику, на расклад сил на международной арене – Рим 2 просто не способен предложить. И если мы говорим про наличие в играх души сотканной из разных маленьких, но важных деталей, то душу этого Рима сдали в бордель.
Its a casual style
Что в итоге остается от Total War: Rome 2 ценителю исторических глобальных стратегий? Только неплохая боевая часть, но и здесь нашлось место дурацким дизайнерским решениям в угоду казуалам. Бои слишком упростили, убрав даже такие кнопки как держать позицию и рассеять строй, карты битв максимально уменьшили (почти все они равнинные даже в гористой Греции), скорость юнитов увеличили так, что коннице бывает сложно убежать от лучников с пращниками. Ваши гоплиты еще не успели выстроиться в боевой порядок, а вражеская армия тут как тут, пробежала от одного конца карты в другой за 20 секунд в полном обмундировании ничуть не устав. Естественно ни о какой разведке, засадах, заходе в тыл и прочих тактических ухищрениях при такой скорости событий не может быть и речи. Как впрочем, абсолютно не нужным оказался новый вид с высоты птичьего полета, на все это просто нет времени.
Сами битвы за редким исключением проходят по одному и тому же сценарию, армии молниеносно сходятся в одну большую кучу малу и здесь уже зачастую побеждает тот, у кого просто персонально сильней набор войск. Воевать умением, римским или греческим строем у вас не получится, войска не держат формации, которые рассыпаются при первом замеченном враге. Юниты часто становятся неуправляемы, вырываются из строя и вместо обороны несутся на врага (кнопки держать позицию, то нет). Лишь изредка появляется возможность и время провести хоть какой-либо маневр, скажем, ударить конницей во фланг. Но, бои в Риме 2 выглядят действительно по-голливудски зрелищно, эффектно, эпично, особенно в очень удачном для этого режиме кинокамеры, в котором еще и можно отдавать приказы отряду.
Однако все это лишь отдаленно напоминает исторические реалии и на порядок слабее тех увлекательных 20-30 минутных, многоэтапных и позиционных баталий, которые были в первой части: с построением удачной линии войска, с поиском оптимального места для размещения отрядов, с коварными ударами во фланги и тылы, с мнимым отступлениями и контратаками, с четким удержанием боевых порядков. С необходимостью, наконец, их разрушения на отдельной линии фронта, чтобы добиться прорыва и затем опрокинуть врага. Такое понятие как мораль, характеристики воинов отошли далеко на задний план по той просто причине, что стойкость даже самого опытного и бронированного отряда улетучивается в секунды.
Помните по первому Риму, то ощущение, когда одна самая храбрая и опытная фаланга гоплитов выстояла весь бой, решив его сход в решающей схватке, и отбила несколько волн врага. Вот она гордо держится, окруженная горами трупов! Нет здесь этого, все подчинено необходимости устроить быстрый, яркий бой и не утомлять неофитов. Ощущение того что именно вы контролируете ход поединка, что ваши решения вследствие напряжения мозгов и стратегических способностей влияют на его исход сведено к минимуму.
Смешно, но при этом ИИ врагов выглядит сродни тому, что был на ранних этапах релиза первого Рима (до культовой «Золотой версии»). Неужели искусственный интеллект взят прямиком оттуда? Ваши войска штурмуют город? Ждите вот сейчас, как 10 лет назад выйдет из-за ворот в чисто поле генерал и в гордом одиночестве в самоубийственной атаке кинется на ваши отряды. Аналогичное безумие творится на глобальной карте и касается также флотов.
***
Конечно, разработчики много всего исправят патчами, хотя и уйдет на это явно полгода, даже не надейтесь одной, двумя заплатками тут не обойдется. И естественно Total War: Rome 2 – это точно не провал, а неплохая игра, местами даже хорошая. Но взамен выброшенных любимых и проверенных годами элементов, Рим 2 не предлагает ровным счетом ничего интересного, кроме смешанных боев с участием кораблей, ничего действительно новаторского (только не надо про провинции, это, же чистой воды Empire: Total War). Вызов игроку стремится к нулю, происходящее не будоражит воображение стратега, ты не ощущаешь, что правишь конкретной уникальной империей с уникальными постройками и ее правителями, не проникаешься духом эпохи. В этом мире приходится жить и думать одним днем, на короткую дистанцию.
Единственное реальное достижение Сreative Assembly – появление огромной, красивой глобальной карты, где все время появляются новые фракции и эффектно анимированно строительство ну еще эмоции и разговорчики солдат в строю. Но этого так мало, жизнь в глобального исполина за два года разработки игры, почему-то так и не вдохнули, в итоге остается лишь методично двигать фишки генералов с войсками. Да и покромсанную, упрощенную до непристойности механику величайшей первой части и даже хотя бы последнего Shogun 2 – уже не вернуть и не прикрутить к этому билду никакими патчами, только любительскими модами в далекой перспективе.
Rome 2 – это откровенный шаг назад для всей серии и, пожалуй, одно из самых больших разочарований 2013 года, особенно для преданного комьюнити Total War с многолетним стажем. Порой не верится, что эту игру делали те же люди, что и шедевральный Shogun 2, который не обидел опытных фанатов серии, но и привлек новую аудиторию, соблюдая очень тонкий, поэтичный баланс между хардкорностью и казуальностью. А вот поколению Call of Duty, которое и является главной целевой аудиторией игры, не особо знакомо с оригиналом и жанром в целом – Rome 2, безусловно, понравится.







