У нас, игроков, сейчас очередное время перемен. Смена режимов. И поэтому предстоящая Е3 должна быть интересной как никогда – ожидается, что она наконец-то прояснит подробности нового поколения консолей, слухи и обрывочная информация о которых постоянно обсасывается все последние месяцы. Но давайте подумаем, чего все ждут от этого самого пресловутого некст-гена?
Если взять во внимание мнение представителей игровой индустрии, например руководителя студии Ubisoft Toronto Джейд Реймонд (Jade Raymond), то ждут не крутой графики, а в первую очередь инноваций в геймплее.
Мол, хватит графона, тем более, что графон не спасает, как он скажем не помог бенчмарковому Crysis 3 стать хорошей и финансово успешной игрой. В таких ключевых маркетинговых регионах, как США, он продавался хуже Dead Space 3, не говоря уже об унизительной средней оценке игровой прессы в 76 балов на Metacritic, еще и для PC версии.
Как тут не вспомнить недавний самоуверенный комментарий главы Сrytek Джевата Йерли о том, что графика «делает» 60% успеха игры. Теперь уж точно этот тезис вызывает большие сомнения.
Особенно с учетом того, что делать красивый некст-ген графон – дорого. Вернее, не просто дорого, а еще дороже, чем делать его для текущего поколения. А ведь из-за стоимости разработки проекты-блокбастеры и так окупаются с большим натягом. Куда уж дальше расти бюджетам? Эти мысли ни разу не новые, хотя в них есть рациональное зерно. Но, кажется, все это совсем не в кассу.
Я очень хочу ошибаться, но инноваций от некст-гена ждать вряд ли стоит. И уж точно мы не избежим нового витка технологических войн за красоту обертки.
Проще всего показать разницу между старым поколением и новым, как раз свежей картинкой с увеличенным числом полигонов – это очевидно. Мы ведь большую часть информации пожираем глазами. Визуальную разницу заметят сразу. Геймплей? Тут еще надо разобраться и вникнуть…
Например, Wii U на старте вяло, но бесперебойно поругивали за качество картинки. Мол, что-то она не сильно-то шагнула вперед. Как-то, знаете, не блещет. Хотя все знают, что последние консоли Nintendo – они вообще не про графику. Но недовольство есть.
Вкладываться в графику некст-гена будут еще и вот по такой причине – “блокбастерность” стала одной из главных фишек любого большого мультиплатформенного проекта. Она выделяет его среди тьмы мобильных игр. То есть (внимание!) самых популярных игр на самых распространенных и доступных платформах – смартфонах и планшетах. На них сейчас играет большинство.
Я тут не хочу развивать тему о сегрегации аудитории на casual-midcore-hardcore. И не буду говорить о том, что тайм-киллеры – якобы не игры. Речь о другом – Bioshock и Uncharted на телефонах нет. Ради таких игр надо перебираться за телевизор.
То есть, консоли стали, в своем роде, заложниками вот этих мультиплатформенных блокбастеров. Нельзя просто взять и перестать выпускать их, потому что пропадет одна из главных причин покупать консольное железо.
Раз большегрузные проекты делать надо – а затраты на них неизбежно растут – то с инновациями тем более торопиться не будут. Обязаны же минимизировать риски (особенно в условиях переходного периода).
Вначале этой колонки уже упоминалось, как Джейд Реймонд говорит про инновации. Но на днях Ubisoft выпустила свежий трейлер Splinter Cell: Blacklist. Вы там видите инновации? Я – нет.
Как впрочем, никто не увидел особых инноваций в недавней геймплейной презентации сингла Battlefield 4, создаваемого на новом next-gen движке с цифрой 3 в названии.
Еще можно ждать новых попыток продать что-то старое в другой упаковке. Ремейки, перезапуски хитовых проектов кажутся вполне логичными и довольно безопасными для некст-гена.
Правда, у издателей перед глазами может возникнуть свежий негативный опыт Square Enix, которая по крупному вложилась в Hitman Absolution и перезагрузку Tomb Raider и серьезно прогорела, понеся убытки на сотню миллионов долларов. Так что, может, поостерегутся…
Они ведь тоже понимают, что самокопирование ни к чему хорошему в итоге не приведет. В общем, приток свежих решений для некст-гена необходим как воздух. Но фонтаны креатива никто включать не рискнет. Скорее предпочтут хорошо просчитанные взвешенные заимствования у конкурентов по жанру, у соседей из других жанров, идеи из инди-сцены.
Кстати, на счет инди-сцены. Она безусловно будет делать для некст-ген консолей инновационные, необычные игры.
PlayStation 4 отчасти продвигают через The Witness – новый проект Джонатана Блоу, автора Braid. Microsoft наверняка поддержит традицию выпускать хорошее инди в рамках весенней и летней компаний для XBLA (или как там она будет называться на новом Xbox). Но на первых ролях все равно будет оставаться, извините, “мыльное кинцо”.
Впрочем, поводов печалиться нет. Те, кто ноет и ждет перемен, наверное, давно не обращали внимание на сочные букеты, которыми цветет вечно умирающий РС.
Steam, Desura и Kickstarter упорно делают свое дело. Какая-нибудь Sir, You Are Being Hunted выглядит куда интереснее, чем фотореалистичный сингл Battlefield 4.
Качество независимой разработки неумолимо растет. Вот куда в первую очередь стоит смотреть, если вам наскучил продукт конвейерной сборки. А ждать инноваций от некст-гена – зря тратить время.