Civilization 5 – безусловно, великая игра, которая без тени сомнения понравится каждому любителю стратегий, особенно тем, кому по душе одиночный режим. Однако сетевая часть проекта выглядит как фиаско Firaxis Games
Профиль игры:
Полное название: Civilization 5
Разработчик: Firaxis Games
Издатель: 2K Games
Издатель и локализатор в СНГ: 1C-СофтКлаб
Жанр: пошаговая стратегия
Дата выхода в СНГ: 22 октября 2010 года
Наше резюме:
Идея: вдохнуть новую жизнь в очередную “Цивилизацию”
Графика: шикарная, но есть мелкие глюки и артефакты
Звук: музыкальное сопровождение – отвечает духу эпох и народов, отличный русский дубляж
Игра: великая стратегия, которой не хватает играбельного сетевого режима до звания абсолютного шедевра
Вердикт GameWay!
4,5/5 (Хит!)
Все вещи подвергаются воздействию со стороны времени… ибо время само по себе скорее причина уничтожения. – Аристотель
Третья «Цивилизация», вышедшая в 2001 году, позволила знаменитой стратегии войти в 21 век с гордо поднятой головой и не затеряться в пыли времени, как многие ее соратники из 90-х. Четвертая «Цива» со всеми ее дополнениями стала вершиной развития идей, заложенных в третьей части и данью новомодному 3D. Глубокая дипломатия, малые и большие чудеса света, шпионаж, религиозная и культурная экспансия, великие люди, лично присутствующие на карте – казалось, что придумать что-то новое для «Цивилизации» уже невозможно.
Конечно же, можно было продолжать выпускать по сути одно и тоже. Просто добавлять очередную циферку к названию игры и, не прилагая особых усилий, выжимать максимум из раскрученного бренда и устоявшейся игровой механики. Но это, к счастью, не про Сида Мейера и Firaxis Games.
Гениальный геймдизайнер понимал, что если и выпускать в народ Civilization 5, то следует в корне изменить геймплей. Но сделать это так, чтобы не навредить преемственности со всей серией.
Так, по велению создателя в Civilization 5 появились клетки-гексы родом из варгмеймов, а основной упор в битвах был сделан на тактику, а не количество войск. Помните, как в четвертой части при осаде города в размен шли десятки юнитов, умещающихся на одной клетке? В пятой части все это осталось в прошлом.
Теперь один юнит занимает ровно одну клетку, а города обороняются сами, обсыпая стрелами или ракетами тех, кто взял их в осаду. Границы же городов можно расширять с помощью покупки клеток. Количество фишек с войсками естественно значительно сократилось. В среднем на поздних стадиях под управлением игрока находится до 15-20 юнитов одновременно, не считая рабочих и великих людей. А в начале игры неосторожная потеря одной-двух фишек может вовсе привести к скоропостижному поражению.
На исход боя сильно влияет ландшафт, опыт и умения отряда, а также нахождение рядом великого генерала, удары во фланг. Построенный же в правильном месте форт позволит отбить превосходящую по количеству армию противника и подготовиться к решающей контратаке. Кроме того, расклад сил на полях сражений способны изменить чудеса света и общественные институты. Они заменили привычный выбор различных форм правления из прошлых частей. В Civilization 5 это напоминает выбор национальных идей в играх серии Europa Universalis.
Скажем, такое чудо как Великая Китайская стена добавляет юнитам очки обороны на родной территории, а разные уровни общественного строя «Честь» помогают воинам получать двойной уровень опыта и 15% прибавку к боевой мощи отряда, если рядом находится дружественный юнит.
10 общественных институтов по пять уровней в каждом позволяют кастомизировать внутреннюю и внешнюю политику, так как вашей душе правителя угодно. Делайте ставку на традиции и воинскую честь и орды Чингисхана огнем и мечем покорят все на своем пути. А всех угнетенных вашей дланью заставит смириться с действительностью и работать во благо империи.
Развивайте меценатство и свободу, и США под управлением Джорджа Вашингтона станет оплотом демократии во всем мире, объединяя под своим просвещенным лидерством города-государства. Эти анклавы в свою очередь обеспечат вас дополнительными войсками, ресурсами, очками исследований, культуры и даже великими людьми. Приняв любые 5 общественных институтов, вы обеспечите себе культурную победу в игре. Для каждой эпохи доступны свои ячейки с национальными идеями, многие из них вазимоисключающие, так что на культурный блицкриг рассчитывать не стоит.
Кстати, появление на карте таких независимых анклавов как Венеция, Тир, Ханой, Хельсинки и десятков других – здорово разнообразит политический ландшафт Civilization 5 и вносит в игру еще большее разнообразие.
Отношения с городами в Civilization 5 занимают отдельную роль. Покоряя их без разбору, вы быстро расширяете границы своей империи, не влезая в конфликт с большими нациями. Это с одной стороны хорошо, но учтите, что на переваривание новообращенных граждан уйдет немало времени и ресурсов. Увлекшись присвоением городов-государств, не успеешь оглянуться, как настроение в стране упадет до критического уровня и серьезно затормозит ее развитие на десятки лет.
Настроение влияет не только на темпы роста городов, но и на возможность войти в золотой век. Этот своеобразный джокер на 10-15 ходов позволяет в разы увеличить доходы и уровень производства державы. Собрав же вокруг себя внушительную коалицию из независимых городов, вы обеспечите себе дипломатическую победу в игре. Ваши союзники с радостью отдадут за вас голоса на выборах главы ООН.
Покровительствуйте в науке, стройте библиотеки, университеты и такие чудеса света, как Великая Александрийская библиотека – и спустя столетия сможете приступить к освоению космоса, созданию атомной бомбы и наверняка добъетесь научной победы.
Впрочем, дипломатическая, культурная и научные победы в Civilization 5 – это дело долгое и хлопотное. Достигнуть их можно лишь к концу отведенного на игру времени. Все это удел больших по размеру карт, с десятками наций и городов государств. На картах поменьше первую скрипку играет ее величество «война». Она позволяет отправить противников в нокаут, не дожидаясь удара гонга, сигнализирующего об окончании стандартных 500 раундов. Отнимите у врагов их столицы, и вы получите территориальную победу в игре.
К достиженю победы в Civilization 5 ведут много переплитающихся дорог. И не факт, что большая авторитарная империя с мощной армией в итоге, сможет добиться превосходства по очкам над маленьким, но научно и культурно развитым демократическим государством.
Следует отдать должное Сиду Мейеру. Он подошел к созданию Civilization 5, как опытнейший пластический хирург. Отсек все-то ненужное, что отнимало у нас игроков драгоценное время. Канул в лету микроменджмент с религией, настройкой налогов, поиском баланса между расходами на науку и строительство. От шпионажа тоже отказались, хотя вот он, в отличие от религии, прекрасно бы лег в новую игровую механику.
Простым, удобным и информативным получился интерфейс игры. Быстро освоится в ней смогут даже те неофиты, которые впервые в жизни узнали о существовании «Цивилизации». Помогут новичкам и различные советники, которые не только правильно поставят диагноз, например, в экономике, но и подскажут, что надо сделать для улучшения ситуации. Советники в «Циве», кстати, напомнили мне о таких в градостроительных симуляторах серии «Цезарь».
Поработав над лицом проекта, наш пластический хирург вывел его на новые графические высоты. Civilization 5 – одна из немногих игр новейшего времени, которой покорился DirectX11 со всеми его красотами и детализацией. Даже при максимальном зуме текстуры городов, юнитов и окружающего мира остаются четкими, мягкими и безумно красивыми, как и анимация в игре.
Застывшая музыка архитектуры различных цивилизаций радует глаз. Вот перед нами римские города из черепичных домиков. А вот блещут круглые башни Арабского халифата. А там, вдали видны синие домики восточных стран. Для каждой из цивилизационных групп играет своя музыка. Она ненавязчива, приятна и позволяет поверить, что ты действительно играешь за Монголию или, например, Ирокезов.
Конечно же, никуда не делись и особые воины и национальные умения каждой из наций. Самое главное это то, что придав новые формы Civilization 5, Firaxis Games сохранили дух великой «Цивилизации» и ее знаменитый эффект пропадания во времени. Игра настолько увлекает, что опомнится от нее в 4-5 часов утра это стандартное дело. Отдельной похвалы заслуживает локализация проекта от 1С. На русский качественно переведено и дублировано полностью все – даже вступительный ролик. Шрифт органичен, а голос, цитирующий великих людей, оптимально подходит игре такой тематики.
Теперь о плохом. Даже самый опытный пластический хирург не застрахован от ошибок и недоработок. И Сид Мейер, к сожалению, не стал исключением. Те, кто поспешил выставить игре максимальный балл, обращали свое внимание на различные мелкие недоработки. Это частые графические артефакты, внезапное исчезание текстур.
Я заметил еще и самовольную активацию отрисовки границ клеток-гексов и включение индикатора ресурсов на карте. Дипломатия в игре не работает на все 100%. В деле создания союзов ИИ пассивен и за все время игры я ни разу не смог заключить хоть с кем-то оборонительный союз. Самому меню дипломатии очень не хватает шкалы отношений с великими нациями, такой, которая отображается для городов-государств.
Совершенно справедливо обозреватели отмечали большую прожорливость Civilization 5. С этим мне также пришлось столкнуться. На позднем этапе игры, скроллинг карты начинает существенно притормаживать, а ход противников слишком долго просчитывается.
Все эти недоработки обещали поправить патчами, учитывая это, первые обзорщики проекта сделали поблажку в своих оценках. Однако прошло время, а патча, решающего эти проблемы, так и не вышло. К тому же в ранних обзорах почти ничего не было сказано о сетевой части Civilization 5. И это понятно. В условиях жестких дедлайнов большинство авторов сконцентрировались на сингле.
Я же имел достаточно времени, чтобы изучить игру в Civilization 5 по Интернету. И надо сказать, что именно в сетевом режиме кроется главный недостаток проекта, не позволяющий ему претендовать на звание абсолютного «шедевра». Откровенно говоря, этот режим выглядит как фиаско Firaxis Games. Он очень сырой и практически не играбален. При игре четырех-пяти живых людей с ИИ цивилизациями все виснет уже на 5-м ходу. ИИ просто-напросто забывает закончить ход. Хорошо, убираем ИИ – играем только с живыми людьми.
Если очень повезет, то игра заработает, но через пару десятков ходов может просто самовольно выкинуть игроков из сервера. Созданные одним игроком сервера могут не видеть другие, а на большинство практически нереально зайти. В итоге, если в первые дни релиза Civilization 5 в сетевом лобби было несколько десятков серверов, то сейчас там гуляет ветер. Стабильно поиграть по интернету можно лишь двумя живыми людьми с ИИ на маленькой карте.
Civilization 5 – безусловно, великая игра, которая без тени сомнения понравится каждому любителю стратегий, особенно тем, кому по душе одиночный режим и множество официальных и пользовательских сценариев, доступных для прохождения. Игра на первый взгляд выглядит простой, но даже опытнейший стратег не останется к ней равнодушным и найдет свою глубину.
Например, устроит геополитическое противостояние сухопутной мощи хартленда и морского превосходства периферии. Правильная оценка ваших географических преимуществ и недостатков противника, а также сделання вовремя ставка, например, на авианосцы обеспечит легкую победу над врагом, основу империи которого составляют прибрежные города. И наборот.
Впрочем, откровенно сырая сетевая часть Civilization 5, до сих пор неисправленные графические и другие мелкие глюки, отсутствие хорошей оптимизации – не позволяют сказать, что перед нами творение легендарного архитектора игр, выполненное по всем канонам золотого сечения.
Купить лицензионную версию игры Civilization 5 от 1С всего за 100 грн. можно в интернет-магазине Якабу.