Civilization 5 – Рецензия (Обзор, Review)

Civilization 5 – Рецензия (Обзор, Review)

Civilization 5 - Рецензия

 

 

Civilization 5 – безусловно, великая игра, которая без тени сомнения понравится каждому любителю стратегий, особенно тем, кому по душе одиночный режим. Однако сетевая часть проекта выглядит как фиаско Firaxis Games

Civilization 5 - обложка дискаПрофиль игры:

Полное название: Civilization 5

Разработчик: Firaxis Games

Издатель: 2K Games

Издатель и локализатор в СНГ: 1C-СофтКлаб

Жанр:  пошаговая стратегия

Дата выхода в СНГ:  22 октября 2010 года

 

Наше резюме:

Идея:  вдохнуть новую жизнь в очередную “Цивилизацию” 

Графика: шикарная, но есть мелкие глюки и артефакты

Звук: музыкальное сопровождение – отвечает духу эпох и народов, отличный русский дубляж

Игра: великая стратегия, которой  не хватает играбельного сетевого режима до звания абсолютного шедевра

 

Вердикт GameWay!

4,5/5 (Хит!)



Все вещи подвергаются воздействию со стороны времени… ибо время само по себе скорее причина уничтожения. – Аристотель

 

Третья «Цивилизация», вышедшая в 2001 году, позволила знаменитой стратегии войти в 21 век с гордо поднятой головой и не затеряться в пыли времени, как многие ее соратники из 90-х. Четвертая «Цива» со всеми ее дополнениями стала вершиной развития идей, заложенных в третьей части и данью новомодному 3D. Глубокая дипломатия, малые и большие чудеса света, шпионаж, религиозная и культурная экспансия, великие люди, лично присутствующие на карте – казалось, что придумать что-то новое для «Цивилизации» уже невозможно. 

 

Конечно же, можно было продолжать выпускать по сути одно и тоже. Просто добавлять очередную циферку к названию игры и, не прилагая особых усилий,  выжимать максимум из раскрученного бренда и устоявшейся игровой механики. Но это, к счастью, не про Сида Мейера и Firaxis Games.

 

Гениальный геймдизайнер понимал, что если и выпускать в народ Civilization 5, то следует в корне изменить геймплей. Но сделать это так, чтобы не навредить преемственности со всей серией.

Civilization 5 - скриншоты

Так, по велению создателя в Civilization 5 появились клетки-гексы родом из варгмеймов, а основной упор в битвах был сделан на тактику, а не количество войск. Помните, как в четвертой части при осаде города в размен шли десятки юнитов, умещающихся на одной клетке? В пятой части все это осталось в прошлом.

 

Теперь один юнит занимает ровно одну клетку, а города обороняются сами, обсыпая стрелами или ракетами тех, кто взял их в осаду. Границы же городов можно расширять с помощью покупки клеток. Количество фишек с войсками естественно значительно сократилось. В среднем на поздних стадиях под управлением игрока находится до 15-20 юнитов одновременно, не считая рабочих и великих людей. А в начале игры неосторожная потеря одной-двух фишек может вовсе привести к скоропостижному поражению.

 

Бусидо – путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. – Ямамото Цунетомо

 

На исход боя сильно влияет ландшафт, опыт и умения отряда, а также нахождение рядом великого генерала, удары во фланг. Построенный же в правильном месте форт позволит отбить превосходящую по количеству армию противника и подготовиться к решающей контратаке. Кроме того, расклад сил на полях сражений способны изменить чудеса света и общественные институты. Они заменили привычный выбор различных форм правления из прошлых частей. В Civilization 5 это напоминает выбор национальных идей в играх серии Europa Universalis.

 

Скажем, такое чудо как Великая Китайская стена добавляет юнитам очки обороны на родной территории, а разные уровни общественного строя «Честь» помогают воинам получать двойной уровень опыта и 15% прибавку к боевой мощи отряда, если рядом находится дружественный юнит.

Civilization 5 - скриншоты

10 общественных институтов по пять уровней в каждом позволяют кастомизировать внутреннюю и внешнюю политику, так как вашей душе правителя угодно. Делайте ставку на традиции и воинскую честь и орды Чингисхана огнем и мечем покорят все на своем пути. А всех угнетенных вашей дланью заставит смириться с действительностью и работать во благо империи.

 

Развивайте меценатство и свободу, и США под управлением Джорджа Вашингтона станет оплотом демократии во всем мире, объединяя под своим просвещенным лидерством города-государства. Эти анклавы в свою очередь обеспечат вас дополнительными войсками, ресурсами, очками исследований, культуры и даже великими людьми. Приняв любые 5 общественных институтов, вы обеспечите себе культурную победу в игре. Для каждой эпохи доступны свои ячейки с национальными идеями, многие из них вазимоисключающие, так что на культурный блицкриг рассчитывать не стоит.

 

Кстати, появление на карте таких независимых анклавов как Венеция, Тир, Ханой, Хельсинки и десятков других – здорово разнообразит политический ландшафт Civilization 5 и вносит в игру еще большее разнообразие.

 

Единственное, что спасает нас от бюрократии, это ее неэффективность. – Юджин Маккарти

 

Отношения с городами в Civilization 5 занимают отдельную роль. Покоряя их без разбору, вы быстро расширяете границы своей империи, не влезая в конфликт с большими нациями. Это с одной стороны хорошо, но учтите, что на переваривание новообращенных граждан уйдет немало времени и ресурсов. Увлекшись присвоением городов-государств, не успеешь оглянуться, как настроение в стране упадет до критического уровня и серьезно затормозит ее развитие на десятки лет.

 

Настроение влияет не только на темпы роста городов, но и на возможность войти в золотой век. Этот своеобразный джокер на 10-15 ходов позволяет в разы увеличить доходы и уровень производства державы. Собрав же вокруг себя внушительную  коалицию из независимых городов, вы обеспечите себе дипломатическую победу в игре. Ваши союзники с радостью отдадут за вас голоса на выборах главы ООН.

Civilization 5 - скриншоты

Покровительствуйте в науке, стройте библиотеки, университеты и такие чудеса света, как Великая Александрийская библиотека – и спустя столетия сможете приступить к освоению космоса, созданию атомной бомбы и наверняка добъетесь научной победы.

 

Впрочем, дипломатическая, культурная и научные победы в  Civilization 5 – это дело долгое и хлопотное. Достигнуть их можно лишь к концу отведенного на игру времени. Все это удел больших по размеру карт, с десятками наций и городов государств. На картах поменьше первую скрипку играет ее величество «война». Она позволяет отправить противников в нокаут, не дожидаясь удара гонга, сигнализирующего об окончании стандартных 500 раундов. Отнимите у врагов их столицы, и вы получите территориальную победу в игре.


К достиженю победы в Civilization 5 ведут много переплитающихся дорог. И не факт, что большая авторитарная империя с мощной армией в итоге, сможет добиться превосходства по очкам над маленьким, но научно и культурно развитым демократическим государством.

 

Зодчество было главной летописью человечества… Каждая общедоступная идея, как и каждый религиозный закон, имела свой памятник.  – Виктор Гюго

 

Следует отдать должное Сиду Мейеру. Он подошел к созданию Civilization 5, как опытнейший пластический хирург. Отсек все-то ненужное, что отнимало у нас игроков драгоценное время. Канул в лету микроменджмент с религией, настройкой налогов, поиском баланса между расходами на науку и строительство. От шпионажа тоже отказались, хотя вот он, в отличие от религии, прекрасно бы лег в новую игровую механику.

 

Простым, удобным и информативным получился интерфейс игры. Быстро освоится в ней смогут даже те неофиты, которые впервые в жизни узнали о существовании «Цивилизации». Помогут новичкам и различные советники, которые не только правильно поставят диагноз, например, в экономике, но и подскажут, что надо сделать для улучшения ситуации. Советники в «Циве», кстати, напомнили мне о таких в градостроительных симуляторах серии «Цезарь».

Civilization 5 - скриншоты

Поработав над лицом проекта, наш пластический хирург вывел его на новые графические высоты. Civilization 5 – одна из немногих игр новейшего времени, которой покорился DirectX11 со всеми его красотами и детализацией. Даже при максимальном зуме текстуры городов, юнитов и окружающего мира остаются четкими, мягкими и безумно красивыми, как и анимация в игре.

 

Застывшая музыка архитектуры различных цивилизаций радует глаз. Вот перед нами римские города из черепичных домиков. А вот блещут круглые башни Арабского халифата. А там, вдали видны синие домики восточных стран. Для каждой из цивилизационных групп играет своя музыка. Она ненавязчива, приятна и позволяет поверить, что ты действительно играешь за Монголию или, например, Ирокезов.

 

Конечно же, никуда не делись и особые воины и национальные умения каждой из наций.  Самое главное это то, что придав новые формы Civilization 5,  Firaxis Games сохранили дух великой «Цивилизации» и ее знаменитый эффект пропадания во времени. Игра настолько увлекает, что опомнится от нее в 4-5 часов утра это стандартное дело. Отдельной похвалы заслуживает локализация проекта от 1С. На русский качественно переведено и дублировано полностью все – даже вступительный ролик. Шрифт органичен, а голос, цитирующий великих людей, оптимально подходит игре такой тематики. 

 

Фактически любой из нас может по собственному желанию превратить мир во дворец или в темницу. – Джон Лаббок.

 

Теперь о плохом. Даже самый опытный пластический хирург не застрахован от ошибок и недоработок. И Сид Мейер, к сожалению, не стал исключением. Те, кто поспешил выставить игре максимальный балл, обращали свое внимание на различные мелкие недоработки. Это частые графические артефакты, внезапное исчезание текстур.

 

Я заметил еще и самовольную активацию отрисовки границ клеток-гексов и включение индикатора ресурсов на карте. Дипломатия в игре не работает на все 100%. В деле создания союзов ИИ пассивен и за все время игры я ни разу не смог заключить хоть с кем-то оборонительный союз. Самому меню дипломатии очень не хватает шкалы отношений с великими нациями, такой, которая отображается для городов-государств.

 

Совершенно справедливо обозреватели отмечали большую прожорливость Civilization 5. С этим мне также пришлось столкнуться. На позднем этапе игры, скроллинг карты начинает существенно притормаживать, а ход противников слишком долго просчитывается.

Civilization 5 - скриншоты

Все эти недоработки обещали поправить патчами, учитывая это, первые обзорщики проекта сделали поблажку в своих оценках. Однако прошло время, а патча, решающего эти проблемы, так и не вышло. К тому же в ранних обзорах почти ничего не было сказано о сетевой части Civilization 5. И это понятно. В условиях жестких дедлайнов большинство авторов сконцентрировались на сингле.

 

Я же имел достаточно времени, чтобы изучить игру в Civilization 5 по Интернету. И надо сказать, что именно в сетевом режиме кроется главный недостаток проекта, не позволяющий ему претендовать на звание абсолютного «шедевра». Откровенно говоря, этот режим выглядит как фиаско Firaxis Games. Он очень сырой и практически не играбален. При игре четырех-пяти живых людей с ИИ цивилизациями все виснет уже на 5-м ходу. ИИ просто-напросто забывает закончить ход. Хорошо, убираем ИИ – играем только с живыми людьми.

 

Если очень повезет, то игра заработает, но через пару десятков ходов может просто самовольно выкинуть игроков из сервера. Созданные одним игроком сервера могут не видеть другие, а на большинство практически нереально зайти. В итоге, если в первые дни релиза Civilization 5 в сетевом лобби было несколько десятков серверов, то сейчас там гуляет ветер. Стабильно поиграть по интернету можно лишь двумя живыми людьми с ИИ на маленькой карте.

 

Civilization 5 – безусловно, великая игра, которая без тени сомнения понравится каждому любителю стратегий, особенно тем, кому по душе одиночный режим и множество официальных и пользовательских сценариев, доступных для прохождения. Игра на первый взгляд выглядит простой, но даже опытнейший стратег не останется к ней равнодушным  и найдет свою глубину.


Например, устроит геополитическое противостояние сухопутной мощи хартленда и морского превосходства периферии. Правильная оценка ваших географических преимуществ и недостатков противника, а также сделання вовремя ставка, например, на авианосцы обеспечит легкую победу над врагом, основу империи которого составляют прибрежные города. И наборот.

 

Впрочем, откровенно сырая сетевая часть Civilization 5, до сих пор неисправленные графические и другие мелкие глюки, отсутствие хорошей оптимизации – не позволяют сказать, что перед нами творение легендарного архитектора игр, выполненное по всем канонам золотого сечения.


Купить лицензионную версию игры Civilization 5 от 1С всего за 100 грн. можно в интернет-магазине Якабу.



Теги:


Автор: Павло Кібурга Усі публікації:
Батько-засновник GameWay.com.ua, відомий, як Kiburga. Вірю у світле майбутнє геймінгу!
  • Lar

    С сетевой игрой действительно печально получилось, обидно, что там, где высококласная интернет-поддежка нужна больше всего, ее нет. Потому как это Старкрафту интеграция с фесбуком, напрмиер, нужна как козе паровоз, на самом деле, а вот Циве что-то такое, нормально организованное очень пригодилось бы.
    Чтоб было какое-то информационное пространство у игры, чтоб можно было играть по PBEM модели, чтоб тебе при этом сообщалось что противник вошел в игру, походил и написал сообщение о том, что предлагает продолжить в нон-стоп режиме сегодня в 18-30 по такому-то времени…
    Впрочем, о чем я… Они хотя бы заставили бы эту штуку работать по сети нормально… )
    З.Ы.
    И тем не менее – "Выбор редакции" я бы дал. smile

  • SlimBaron

    Не люблю такие замороченные игры:)

  • Lar

    Сам то понел ческазал?!
    Это "Цива" замороченная?!!! am
    Держите меня семеро!!!! am

    Эх, Слим, неисправимы ты человек! wink

  • Kiburga

    Цитата: Lar
    И тем не менее – "Выбор редакции" я бы дал.

    Выбора редакции совершенно справедливо удостоился Старкрафт 2, потому что там все было играбельно, и практически не было глюков, не считая простительного для мультика небольшого дисбаланса, который впрочем не был смертелен и который исправили. Я бы дал выбор редакции Цивилизации если бы сетевой режим был хотя-бы играбелен. Но он же мертворожденный, столько нервов трепает чтобы можно было нормально поиграть с друзьями при отсутствие режима хотсит, что сделать здесь поблажку при всем желании рука не поднимается. На мелкие глюки действительно можно закрыть глаза, но сетевой режим это явная недоработка Сида. Лучше бы они его выпустили позже отдельным патчем чем добавляли со старта в очень сыром виде.

    Цитата: SlimBaron
    Не люблю такие замороченные игры:)

    Я же написал что игра легкоусвояема даже для тех кто не любит такие замороченные игры wink

  • RAIDER

    Так некоторые не читают вовсе рецензии fellow

  • Zeratul

    ну и зря )

    я потихоньку в ней осваиваюсь. В последний раз играл в тест оф тайм.

    ну времени она очень много отбирает все равно (

  • RAIDER

    Поэтому, не люблю такие игры. Фоллаут даже не хочется брать, пушо как затянет, так до сессии и не вылезу.

  • SlimBaron

    Kiburga,
    так причём тут легкоусвояема, просто я не люблю следить сразу за всем в игре. Мне больше нравится как в Р.У.С.е. , где стоит волноваться только за тактику.
    RAIDER,
    не вижу смысла читать много рецензий на одну игру. Уже успел прочитать рецензию на ДПК и посмотреть видеообзор на канобу. Прочитал обзор 2 недели назад и больше возврощаться к проекту не хочу

  • GeraltNBF

    я ее сознательно забросил после того как вечером сел "посмотреть" и очнулся в 4 утра

  • Lurker

    GeraltNBF,

    я ее сознательно забросил после того как вечером сел "посмотреть" и очнулся в 4 утра


    игры – зло…
    Kiburga,
    Как всегда – лучший обзор! Всё чётко и доступно написано fellow

    только вот

    Застывшая музыка архитектуры различных цивилизаций радует глаз.


  • Kiburga

    Цитата: Lurker
    Застывшая музыка архитектуры различных цивилизаций радует глаз.

    Спасибо за отзыв и прочитанный обзор.

    Архитектура — застывшая музыка

    Из сочинения «Лекции по философии искусства» (1842) немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775—1854).

    Шеллингу принадлежит сама эта формула, ныне широко известная, но мысль уподобить архитектуру музыке встречается и раньше. Так, французская писательница Жермена де Сталь (мадам де Сталь) в своем романе «Коринна» (1807) пишет, что архитектура собора святого Петра в Риме подобна «непрерывкой и закрепившейся музыке». Схожая мысль есть и у И. В. Гете в его «Изречениях в прозе», где он говорит, что «архитектура — это онемевшая музыка».

    Видимо, афоризм Шеллинга есть парафраз двух последних, одинаковых по смыслу высказываний.

  • GamЭr

    Дякую за огляд! Треба буде якось зіграти Сіву 5. Четверта класна думаю що ця не гірша, а вот в Сіві 3 якось сів пограти так і не роздуплився.

  • Kiburga

    Пятая очень дружественная для новичков, легко разобраться поэтому давай налетай. Мы вот с Ларом уже который день играем по сети вдвоем против ИИ, занятная вещь. Вчера нас чуть не вынес комп, мы вдвоем в союзе еле его отбили, а потом погнали с наших границ и сейчас его жестоко наказываем:) Доходило до того что, я вынужден был насмерть держать оборону своего ключевого города в Европе, а Лар находившейся в Африке отдать мне все последние деньги на это. Когда же комп ломанулся на Лара уже я ему отдавал все свои деньги на спасительный апгрейд войск и слал на верную смерть свои фрегаты чтобы хоть как то удержать артиллерийский натиск врага. Только так вдвоем в оборонительном союзе нам удалось выстоять, выровнять технологии на один уровень с вражиной и пойти в контратаку.

  • Zeratul

    нехилые у вас там баталии ))))

  • GamЭr

    Цитата: Kiburga
    жестоко наказываем

    Десь я це чув?! wink
    Сподіваюсь ця частина так само затягує як і четверта, помню одну карту просто так з ботами 3 дні грав і не виграв.

  • GeraltNBF

    . Мы вот с Ларом уже который день играем по сети вдвоем против ИИ


    вот поэтому я на все предложения Кибурги поиграть в циву по сети отвечал героическим отказом :))

  • Kiburga

    Затягивает еще как:) Я ж не зря про это написал. Дух Цивы сохранен и живее всех живых в пятой части. И не только мультик затягивает если повезет его запустить. Сингл затягивает не меньше, а то и больше wink Особенно если немного ход смены эпох в настройках игры замедлить. Стандартная игра идет на 500 ходов, а чуть помедленней уже на 700.

  • blackcradle

    Kiburga, у меня вопрос: рецензии авторы пишут сами – не используются никакие цитаты и вырезки? На сколько эта статья – твой собственный труд (слова, мысли и т.д.), без использования дополнительных материалов?

  • Kiburga

    Конечно, этот обзор был написан мною от и до абсолютно самостоятельно и без использования дополнительных материалов. Цитаты великих людей из игры.

  • Razor228

    На новий рік обов"язково куплю!!!

  • Denver

    ребят подскажите как в нее можно по сетке погамать??