Конференциям главных платформодержателей на кёльнском Gamescom 2013 было уделено много внимания игровой прессы и геймеров, хотя после Е3 2013 ситуация была предельно понятна.
Обруганная даже самыми ленивыми геймерами Microsoft в спешке переделывает все то, что еще вчера переделать было “категорически невозможно”, попутно сокращая количество стран, которые смогут увидеть новый Xbox в день запуска. Sony практически празднуют победу и вообще чувствуют себя довольно раскрепощено. Главные игры для обеих платформ названы, ролики посмотрены, предзаказы сделаны.
Что хотели увидеть на Gamescom 2013 преданные фанаты Xbox, в принципе, понятно – любимая платформа поднимается с колен после провальной Е3 и ставит конкурентов на место. Поклонники же японской консоли, очевидно, ожидали продолжения разгрома и, наверное, кучи хороших эксклюзивов уровня Heavy Rain и The Last of Us. Или, хотя бы, новую игру SCE Santa Monica. И знаете что? Ничего этого не случилось.
Microsoft вообще решили в этот раз сделать презентацию “для своих” и видеотрансляцию не проводили. Чтобы в кадр случайно не попали ноутбуки с Forza 5, не иначе. Sony же бояться было нечего, так что их длинную и скучную конференцию мог посмотреть любой желающий.
Социальный Xbox
Давайте начнем с Microsoft. Во-первых, платформу обещают “осоциалить” – будут рекомендации друзей, популярные игры и editors pick, выкладывание видео и картинок в интернет, некие социальные достижения. Получается какая-то смесь из appstore и давно заявленных возможностей PS4.
Эксклюзивный контент для некоторой мультиплатформы. Ну, вы знаете, особый режим игры в FIFA, Xbox Live Cloud для Call Of Duty: Ghost (что, скорее всего, означает выделенные сервера), что-то особенное для The Division. Разработчики игры, кстати, такую информацию ранее опровергали. Видимо в последний момент все-таки решили делать, но пока еще не придумали что.
Выглядит это все неплохо, но вы, же понимаете – во все упомянутые игры с эксклюзивным контентом не играют как Хан, соло. Вы купите их на ту платформу, которая будет у ваших друзей. Редмондские маркетологи тоже это понимают, поэтому каждый геймер предзаказавший Xbox One получит FIFA 14 в довесок.
Было еще несколько весьма пресных анонсов вроде новостей о том, что в Ryse и Fable Legends будет мультиплеер (если это кого-то вообще интересует). Главной же новостью вечера стало, как ни странно, тесное сотрудничество Microsoft и инди-разработчиков. Компания разработала программу поддержки мелких студий и предлагает последним, кроме двух бесплатных девкитов, полный доступ ко всем возможностям платформы. То есть к облачным сервисам, тулсету Kinect и Xbox One, включающим в себя Smartglass, мультиплеер, достижения и gamerscore.
Все игры будут продаваться в нативном магазине Xbox, публиковать их будут сами разработчики, а вот окончательную цену устанавливать будет платформодержатель. Сертификация и, что еще важнее, последующие обновления для инди-игр – бесплатны. В Microsoft надеются, что в будущем каждый Xbox One превратится в девкит для такого вот инди самиздата.
Отличные новости для независимых разработчиков и, боюсь, не очень хорошие для всех остальных. Вся эта идея грозит превратить Marketplace в захламленный никому не нужным инди-мусором аналог Google Play или Steam Greenlight.
А что же Sony? Увы, компания явно расслабилась после победоносного Е3 и показала себя… никак она себя не показала.
Все будет инди
Вся презентация была разбита на три части, посвященные PlayStation 3, PlayStation Vita и PlayStation 4, причем последней, было уделено слишком мало внимания. Отдельно поговорили про преимущества PlayStation Plus.
С PlayStation 3 все весьма неплохо – Gran Turismo 6 выглядит примерно как Gran Turismo 5 и выходит шестого декабря. Голос Стивена Фрая рассказывает о преимуществах Little Big Planet Hub – бесплатного инструмента для создания (и продажи, мне не послышалось?) всего-всего-всего для франшизы. Снова GTA5. И даже бандл консоли с винчестером на 500 Gb и рокстаровским потенциальным хитом внутри. И 75% скидка на любую игру Rockstar при покупке. Хотя игру и так бы все купили. Демоверсию Beyond: Two Souls показывают за закрытыми дверями. Вообще Sony явно дают понять, что они не хоронят текущее поколение консолей.
В подтверждение достают уже слегка попахивающий трупик PlayStation Vita и начинают усердно и методично делать ему искусственное дыхание. Симулятор музыкальных фестивалей *что?* для Vita!? Жиденькие хлопки в зале. Непонятная мрачная инди задействующая тач-скрин! *А можно уже переходить к той части, где будет интересно?* Borderlands 2 на PlayStation Vita! Зал заметно оживляется, чуть ли не в первый раз с начала презентации. Прайскат до 199 долларов за консоль (12 Gb модель PlayStation 3 тоже подешевела до 199 у.е.) и сниженные цены на карты памяти окончательно расшевелили заскучавших было журналистов и подготовили к главному – дате выхода и подробностях релиза PlayStation 4.
А если быть честными, к откровенному троллингу Microsoft. Будут звучать фразы: “самая мощная консоль”, “МЫ всегда понимали важность Европы и европейского рынка”, “не у всех дома высокоскоростной интернет”.
А еще опять будет много инди. Чертовски много чертовски скучных инди игр. Скажите мне честно, вот вы купите консоль, чтобы поиграть в игру от “независимого разработчика”? Вообще, хоть кто-то здесь купит отдельное устройство ради Hotline Miami, Don’t Starve или The Binding of Isaac? Я так и думал. Для этой ерунды у нас есть планшеты, телефоны, компьютеры, наконец. Разбавили ситуацию несколько трейлеров игр без малейшего намека на геймплей и ролики приевшихся еще со времен Е3 ААА-тайтлов.
Анонсируют The Playroom, которая похожа на внебрачного отпрыска Nintendogs и Eye Pet (кстати, на PS Vita Nintendogs тоже успешно передрали). Она предустановленна на все консоли и не нужна ровным счетом никому. А вот Remote Play (возможность играть в игры с PlayStation 4 на PlayStation Vita через Wi-Fi) выглядит уже интересней, обещают поддержку практически всех игр с большой консоли. Показывают на примере Assassin’s Creed 4. Выглядит хорошо.
Традиционно хвалят PlayStation Plus и традиционно есть за что. Лишний раз напоминают, что в Plus отдают игры с рейтингом не ниже 80 на Metacritic. В сентябре в системе появится Assassin’s Creed 3, а все подписавшиеся на PlayStation Plus на год до выхода PS4 получат еще три месяца бесплатно.
Всем купившим PS3-версии COD Ghosts, BF4, Watch Dogs и Assassin’s Creed 4 Sony обещают значительные скидки на версии для PlayStation 4. И главная новость – консоль уже предзаказали более миллиона человек, а на прилавки она попадет 15 ноября в Северной Америке и 29 в Европе – шах и мат Xbox One.
Итоги
Обе презентации оставили очень неоднозначное впечатление. К действительно громким анонсам можно отнести разве что дату выхода PlayStation 4. Стартовые линейки обеих платформ не особо сильно вдохновляют бежать и прямо сейчас делать предзаказ.
На самом деле, как-то не очень даже хочется, ведь все крутое и громкое выйдет не раньше 2014. Вообще кажется, что своих тех самых пресловутых next-gen игр, простите, на консолях нового поколения в этом году как-то и нет, вот и затыкают дыры инди-проектами. Зачем еще? Поддержать начинающих разработчиков из-за резкого обострения филантропии?
К тому же консольные платформодержатели здесь выступают еще и в роли догоняющего.
Бум инди-игр всколыхнул компьютерное сообщество когда, года три назад? И что хорошего из этого получилось?
Несколько достойных вещей, безусловно, увидели свет и не в последнюю очередь благодаря Steam Greenlight но, ребята, вы посмотрите на основную массу независимых игр. Кто в это играет? Остается надеяться, что платформодержатели все-таки не забудут что значит словосочетание quality assurance и первый попавшийся Арджун не будет иметь возможности просто так загрузить свой шедевр в Marketplace/Store.