Какой-то совершенно неожиданный и скорей вынужденный из-за утечки анонс нового командного шутера Battlefield Hardline на самом деле вызывает больше вопросов, чем ответов. Лично мне кажется, что игра рискует просто не взлететь, даже несмотря на привязку к всемирно известному бренду Battlefield в названии. Давайте попробуем разобраться, что к чему и спрогнозировать судьбу игры исходя из аргументов, представленных ниже, и тех проблем, которые уже очевидны.
Ниша Battlefield Hardline уже занята
Начнем с того, что Hardline, как бы так мягко сказать, даже не скрывает, что хочет откусить кусок пирога, который успешно осваивает серия PAYDAY, особенно сверхпопулярная вторая часть. Кто-то еще увидел в анонсе Battlefield Hardline посягательство на Counter-Strike: GO и где-то даже на фри-ту-плейный Warface. Безусловно, и на часть этой аудитории также рассчитывают в ЕА при запуске своей игры.
В общем, ниша, в которую собирается вклиниться Battlefield Hardline, уже давно и прочно занята. PAYDAY 2 в играх про ограбления банков, по сути, монополист, а мы знаем, что новичку всегда очень сложно конкурировать с монополистом. Чтобы выйти на рынок в условиях монополии или дуополии/олигополии (когда его делят двое или несколько очень сильных игроков, яркий пример Nvidia и AMD), надо, во-первых, потратить огромные средства на маркетинг, во-вторых, предложить то, чего в этой нише еще нет у других. Или же не заходить сюда вовсе, а создавать и первым занимать свою нишу (как Apple и планшеты).
Неоднозначные конкурентные преимущества
У Battlefield Hardline в плане конкурентных преимуществ ситуация формально выглядит как 50/50. С одной стороны типичная игра про ограбление банков и террористы (грабители) VS полицейские. Это все уже есть у PAYDAY и “Контры” и давно налажено. С другой стороны, в этой нише авторы Hardline предлагают игрокам парочку новых фишек: гонки на автомобилях с преследованием и стрельбой, разрушения, и что-то похожее на сюжетную одиночную кампанию.
Из новенького, возможно, выстрелят только гонки. В плане одиночной кампании сомнений намного больше. Все, что носит название Battlefield, никогда не отличалось хорошим синглом, правда делают игру авторы Dead Space, они в сюжеты неплохо умеют. Но тут возникает один и самый главный вопрос – кому вообще нужен сингл в командном онлайн шутере, у которого на лице написано “Я PAYDAY!”. Ведь он не нужен даже абсолютному большинству игроков в Battlefield 3-4.
С разрушениями тоже не все так однозначно. С одной стороны, прикольно, наверное, было бы разнести банк к чертям. С другой, возникает вопрос о балансе, ну ок, мы снесли банк, а как теперь ограбить его? Ну, или представьте себе разрушаемость в контре, любая тактика уличного боя сразу же пропадает и соответственно некое подобие реализма в спецоперациях, фан и челендж от этого. Поэтому если разрушаемость в Battlefield Hardline и будет, то весьма ограничена и я бы не обольщался по этому поводу.
Странный маркетинг и выбор названия
Конечно же, надо учитывать, что Battlefield Hardline заводят на рынок не люди с улицы, а сильный игрок с большими деньгами и большой аудиторией за спиной. Но видимо в EA понимают, что перебирать аудиторию PAYDAY2 и “Контры” будет очень сложно. Это как с акционерами, которые не могут поделить компанию. У одного 50% и у второго 50%, в итоге выигрывает тот, кто умудрится размыть долю другого путем увеличения уставного капитала фирмы, часто это происходит за счет появления третьего игрока-союзника, который вступает в ООО.
Нечто похожее, очевидно, пытается сделать и EA, делая ставку на жесткую привязку Hardline через название к серии Battlefield (даже арт и обложка игры сделаны под стиль батлача). Таким образом, они хотят завести в новую для себя нишу, как можно больше преданных игроков, которые являются фанатами Battlefield и спокойно занять свою долю, путем увеличения общего количества аудитории в данном поджанре.
Но это, на самом деле, достаточно рискованная ставка. У эксплуатации приставки Battlefield в случае с Hardline есть обратная сторона медали. Конечно многие фаны серии купят раскрученный бренд и тем самым сделают на этом первые продажи игре, но что дальше? Как удержать эту аудиторию, как потом продавать DLC и возможно сиквел? Ведь есть риск, что фанаты Battlefield, которые побегут в Hardline в попытках найти там похожий на оригинал спин-офф серии, обнаружат совершенно другую игру и геймплей и поймут, что из общего у Battlefield и Hardline – только название.
С этим согласен игровой маркетолог Сергей Галенкин. Тот, кто думает, что если к любой игре привязать популярнейший бренд, то ей автоматически гарантирован успех и большая аудитория, тот ошибается. По словам Галенкина, потом «придется выгребать от тех, кто купил Баттлфилд, а получил по факту Payday. Это плохо для продаж и сиквелов».
Со старта проигранная конкуренция по цене игры
Ну и еще один, пожалуй, самый главный фактор – порог входа в игру в виде ее стоимости. У PAYDAY 2 и у Counter-Strike: GO достаточно низкая и доступная цена. На обе игры в Стиме постоянно устраиваются скидки от 50 до 75% и бесплатные выходные. В Америке PAYDAY 2 стоит 30 долларов без скидок, в Украине 18 у. е., в России еще дешевле – 15 у.е.
И что мы видим, в Origin уже стартовали предзаказы на Battlefield Hardline по цене 1500 рублей – 43 доллара. И это не считая обязательных DLC и не исключено, что премиума, как в Battlefield 3-4. Те, кто уже изрядно потратился на премиум и DLC к Battlefield 4, вряд ли будут гореть острым желанием потратить еще столько же на то, чтобы пострелять с друзьями по сети. Новая потенциальная аудитория скорее выберет более доступный вариант с PAYDAY 2 и Counter-Strike: GO, я вот точно собираюсь взять PAYDAY 2 на одной из ближайших распродаж. А Counter-Strike: GO у меня итак уже есть, да и там можно пофармить шмот и коллекционные карточки, продав их на Стим рынке, это еще и частично окупит стоимость самой игры.
***
Итак, с Battlefield Hardline мы имеем новый IP, который будет пытаться отобрать лавры у очень сильных и доступных по цене игроков в давно занятой нише, имея за спиной призрачную надежду на то, что в игру подтянется аудитория из Battlefield. Парочка новых фишек, которые предлагает Hardline, также не выглядят однозначно выигрышными, кроме гонок на машинах.
В итоге можно прогнозировать, что с выходом Hardline к игре будет некий всплеск интереса за счет раскрученного бренда, но затем ей будет все трудней и трудней конкурировать с соперниками и удерживать свою аудиторию. Собственно, учитывая, что ЕА делает ставку на завозных игроков из «батлача», исключительно своего ядра целевой аудитории Hardline может и не заиметь вовсе, а это плохо.
Я, конечно, не претендую на истину в своих прогнозах относительно игры, это чисто субъективное особое мнение. Если вы согласны, или не согласны, то буду рад услышать вашу точку зрения по поводу перспектив Battlefield Hardline в комментариях.