Консоли – это дорого! На консолях нет игр! Управление отстой! Все мы частенько слышали эти выражение, может быть, даже сами говорили их. Откуда взялась такая нелюбовь к консолям, как формировались эти и другие мифы, а, может быть, это никакие и не мифы на самом деле? Давайте попробуем разобраться. И, простите, если иногда я слишком углублюсь в воспоминания. Другого способа понять, как формировались взгляды на игровые платформы и почему сегодня ты без ума от консоли, а завтра смотришь на нее со снисхождением – я не знаю.
Этот родной, постсоветский ПК
Очень долгое время центром игровых развлечений для многих из нас оставался персональный компьютер. Одна из причин довольно банальна – непростые 90-е запомнились всем финансовой нестабильностью. И, если в условиях тотального дефицита приобретение какого-то китайского клона NES или Sega Mega Drive (которая более-менее официально была представлена на рынке бывших республик великого и могучего) родители еще с горем пополам могли себе позволить, то более мощные, и ощутимо более дорогие игровые приставки пятого поколения, вроде Sega Saturn, Panasonic 3DO и, конечно же, Sony PlayStation, были доступны только детям из довольно обеспеченных семей.
В то же время компьютеры всегда были рядом – в школьном компьютерном классе, на работе у родителей, у друга или же, при большой удаче, у тебя самого. Причем “персоналка” оказывалась дома чаще всего в качестве поощрения или подарка на день рождения (за исключением тех случаев, когда он нужен был родителям для работы), ведь аргументы, вроде “для учебы”, тогда не работали – рефераты, контрольные и прочая макулатура в те времена писалась исключительно от руки.
Обычно пересаживались, а правильнее будет сказать, возвращались на ПК как раз с тех самых NES (в наших краях были распространены фамиклоны “Денди” и “Сюбор”) и Mega Drive, попутно осознавая, что на свете существуют и другие игры кроме аркад, файтингов и гонок. Тут стоит сделать небольшую историческую ремарку и напомнить, что фамиклон Dendy привезла в республики бывшего СССР компания Steepler в 1992 году. До этого мы играли в основном на персональных компьютерах от простеньких Atari, ZX Spectrum и Commodore 64 до 286 и 386 “пней”. По сути единственными “консолями” были клоны линейки Game&Watch от компании Nintendo. Те самые “Ну погоди”, ”Веселый повар”, “Автослалом”, выпускаемые под маркой Электроника ИМ.
На консолях тех лет, конечно, были и стратегии и FPS, но к нам они в силу разных причин не доходили. Естественно, те, кто садился за ПК, открывали для себя и сверхреалистичную по тем временам графику.
Многие даже во второй половине 90-х упорно считали, что консольные или “приставочные”, как тогда говорили, игры выдают картинку уровня Super Mario Bros. или Contra, не понимая, что этим играм пошел уже второй десяток.
Наличие ПК в 9 случаях из 10 исключало возможность появления дома приставки – вон у тебя есть компьютер, на нем и играй, покупать еще один девайс исключительно для развлечения никто не будет. Аргумент весомый, против него не попрешь.
Собственно как раз здесь начал закладываться стереотип: мощная консоль дома – признак роскоши.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что ситуация обстояла только таким образом. У кого-то была консоль и он мечтал о Wing Commander, кто-то имел в своем распоряжении ПК и ему ночами снилась Final Fantasy или Comix Zone. Везунчики имели в своем распоряжении и то и другое, но таких были единицы.
Первая PlayStation, как Новый мир
Мне, наверное, повезло. Если какой-то платформы не было у меня, она всегда находилась у кого-то из друзей, так что получалось оставаться в курсе большинства игровых новинок не упираясь в какую-то отдельную платформу. Мы толпой заваливались к единственному из всей нашей кампании владельцу PlayStation и часами играли во все подряд. И, что интересно, консоль создавала ту атмосферу, которой никогда не было при игре на ПК.
Можно было играть вчетвером, причем не в режиме hot-seat, долго дожидаясь возможности сделать ход, а одновременно. Не нужно было толпиться вокруг 14” монитора и играть на одной клавиатуре, не поддерживающей одновременного нажатия многих кнопок (помните этот отвратительный писк спикера, когда в Mortal Kombat оба игрока пытались провести серию ударов?).
Был большой телевизор и места в гостинной хватало на всех. А еще были сюжетные игры. С роликами. В 3D. Это было нечто, и когда ты, возвращаясь домой, садился за очередную стратегию она уже воспринималась несколько иначе. Хочу напомнить что ни о каких домашних сетях или, тем более, интернете в то время и речи быть не могло. За окном – 1996 год.
Онлайн реванш ПК
Но время шло, компьютеры наращивали вычислительные мощности, в то время как PlayStation постепенно достигала максимума своих возможностей. Ее игры просто стали выглядеть “старыми”. Да и произошла некоторая переоценка ценностей. Собираться вокруг телевизора за очередной сессией в Mortal Kombat или проходить только что вышедший Dino Crisis было, конечно, весело, но мы открыли для себя онлайн.
Лично мое мировоззрение поменяли не столько сетевые замесы в Quake в 1997, сколько Ultima Online и оригинальная Diablo с игрой через BattleNet. Это был прорыв. Термин “многопользовательская игра” вдруг приобрел другое значение. Гостинная с диваном и телевизором внезапно увеличилась до размеров планеты. Ты можешь играть с людьми с противоположного конца нашего голубого шарика.
Мы заболели онлайном, а консоли дать его нам не могли. На консолях были ролевые игры, рассчитанные на сотни часов игрового времени, но что ты получал в итоге? Финальный ролик? Та же Ultima Online позволяла не просто обзавестись собственным домом, можно было взять под контроль целый регион, построить замок, заниматься бизнесом и напрямую влиять на экономику игрового мира. Все это вместе с сотнями и тысячами других людей. После такого все эти случайные энкаунтеры в Final Fantasy выглядели просто смешно.
Еще оказалось, что играть в шутеры, тем более по сети, гораздо удобнее на ПК с мышком, чем при помощи геймпада. И этот миф/аргумент/стереотип жив до сих пор в спорах между поклонниками консолей и персональных компьютеров.
Старые-то шутеры игрались чаще всего исключительно с клавиатуры, как в Doom. Таких игроков еще называли “трактористами”. Первым шутером который я прошел с мышкой был Duke Nukem 3D в 1996.
А еще вышел Voodoo Rush, который через два года сменила RIVA TNT2. Кроме того, мои любимые стратегии стали гораздо сложнее и красивее. Появилась Total Annihilation с юнитами в 3D, появился StarCraft, а вместе с ним и правильный мультиплеер.
Конечно, какой-то онлайн был и на консолях, но он либо не был доступен в нашем регионе, либо требовал наличия специфических аксессуаров, либо эти консоли в наших краях было просто невозможно достать.
Синдром “самоделкина”
На какое-то время консольные игры стали просто неинтересны. Времена расцвета PlayStation 2 и Xbox прошли мимо. Играми для этих платформ мы, конечно, немного интересовались, но особого внимания на них не обращали.
Мы играли в сетевые шутеры вроде Quake 3, который на консолях был, очевидно, только для галочки. Под RPG мы подразумевали ставшие уже на тот момент классикой игры от BioWare и Black Isle, а на консолях царствовали jRPG. В подавляющем большинстве своем яркие, мультяшные, и на первый взгляд ничем не отличающиеся от тех, в которые ты играл 5-6 лет назад. Мультиплатформы было очень много и ты не совсем понимал зачем тебе тратить огромные деньги на консоль, если вот оно все есть на ПК. С онлайном, мышкой и прочими прелестями.
От недостатка информации казалось что приставки, со всеми своими Kingdom Hearts и прочими Katamari Damacy – это развлечение для детей.
Были там, конечно, и всевозможные God of War, Gran Turismo и любимая “Финалочка”, но брать приставку ради трех-четрыех игр? Пфффффф. В то же время ПК выглядел солидной “взрослой” платформой. Еще и железо можно подбирать. Собственно, в одно время я понял что больше играю в “собери компьютер”, чем в сами игры.
Правда, спустя какое-то время стало очевидно, что играю в самоделкина я не по своей инициативе. Не потому что мне так нравится. Потому что люди хотят продавать мне новое железо. Каждый второй проект требовал – давай больше. Больше оперативки, новую видеокарту, новейший процессор, больше места на жестком диске.
При этом нельзя было сказать, что эти самые новые игры выглядели намного лучше старых. В марте 2006 я потратил больше времени на копание в конфигах The Elder Scrolls IV: Oblivion, чем на саму игру. Все закончилось апгрейдом, стоимость которого была сравнима со стоимостью PlayStation 2. Надолго ли его хватило? До ноября 2007, именно тогда вышел Crysis, обошедшийся мне в 1020 долларов. Причем только 20 я потратил на саму игру, остальные деньги ушли на новый ПК.
В то же время PlayStation 3 можно было взять примерно за 600. Консоль, у которой все-еще не было игр. Там был удивительной красоты MotorStorm и должны были выйти продолжения любимых серий – Gran Turismo, Tekken, Final Fantasy. Но, опять таки, в силу недостатка информации казалось что больше там ничего и не будет.
Пользователи ПК и Xbox 360 подшучивали над владельцами PS3 – да у вас же игр нет. И были правы. Шутка про мыльное кинцо появится намного позже.
Пока что консоли выдают картинку не хуже топовых ПК. А владеют топовыми компьютерами далеко не все. Crytek обещают что полностью свой потенциал самая красивая игра для персональных компьютеров раскроет только спустя несколько лет. Геймеры кусают локти и играют на средних. Я пишу в журнал Gameplay и всерьез задумываюсь о покупке PlayStation 3.
Продолжение следует…
Pingback: Свежая порция текстов | A little Bit of all()