Недавняя история со скандалом вокруг Company of Heroes 2, который закончился актом самоцензуры от 1С, обрела закономерное продолжение о котором предупреждал и автор, и отдельные сознательные игровые СМИ.
Как сообщает газета “Известия”, российское правительство решило, наконец-то, всерьез заняться компьютерными играми и “патриотическим воспитанием молодежи” с их помощью. Российское Министерство культуры, совместно с Минпромторгом и российскими мультипликаторами будет создавать патриотичные отечественные видеоигры, а также отсеивать иностранные игры, в которых будут “обнаружены дискредитация национальных образов и отсутствие исторической достоверности”. Куратором проекта патриотичных видеоигр станет Российское военно-историческое общество (РВИО), возглавляемое главой Минкультуры Владимиром Мединским.
“Главное, чего мы ждем от производителей игр, — это реалистично и с максимальной исторической достоверностью отражать события, не допуская создания негативного образа русского воина. Игра должна нести не только развлекательную, но и познавательную функцию, способствовать военно-патриотическому воспитанию” — рассказал помощник министра культуры Арсений Миронов.
Поддержка отечественных культурных проектов, конечно же, не является чем-то предосудительным, однако явные намеки на введение цензуры, с некой “фильтрацией” неугодных и “не правдивых”, с точки зрения чиновников, игр вызывает, хотелось бы сказать “опасения”, но, поскольку мы говорим о российских реалиях, то и серьезную обеспокоенность. Суть и форма этой “фильтрации” из статьи совершенно непонятна, и, похоже, сейчас не имеет никакой конкретной организационно-правовой структуры и прописанных рычагов давления на издателей.
Что, конечно же не значит, что беспокоиться не о чем. Как известно, в России формально отсутствует цензура, например, на телевидении, просто как-то так получается, что любая критика власти не может попасть на федеральные телеканалы никаким образом. Поэтому, надо полагать, что у правительства, даже при сохранении статус-кво, всегда найдутся аргументы для издателей, посмевших не последовать, скажем, “рекомендации” Российского военно-исторического общества. Общество это, таким образом, при самом неблагоприятном развитии событий, может стать реальным цензором, контролирующим часть культурной жизни СНГ (нужно напомнить, что собственных серьезных издателей и локализаторов Украина, например, не имеет) и экономическое развитие динамично развивающейся индустрии.
Как знать, возможно именно это является целью министра культуры и, по совместительству, главы Российского военно-исторического общества Владимира Мединского, который, к слову о “максимальной исторической достоверности отражения событий”, не так давно сказал буквально следующее: “Факты сами по себе значат не очень много. Скажу еще грубее: в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Все начинается не с фактов, а с интерпретаций. Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна.”
Боюсь, что судьба игр, оперирующих фактами, не укладывающимися в позитивную “патриотическую” интерпретацию событий, может быть в новой российской реальности незавидной.