Часть 1.«Ну, удачной охоты, сталкер»
Последняя часть S.T.A.L.K.E.R. от GSC Game World, получившая незатейливое наименование «Зов Припяти», вышла в 2009 году. 5 лет. Долгих 5 лет я терпел, ждал продолжения игры, хотя знал, что оно не скоро будет (все мы эту историю о «заморозке» S.T.A.L.K.E.R. 2 знаем, поэтому не буду углубляться). И вот буквально весной этого года узнал о любительском моде S.T.A.L.K.E.R. Lost Alpha, разрабатываемый неким dez0wave, который обещал стать в некотором смысле тем самым продолжением.
Немного предыстории: Lost Alpha с самого своего начала позиционировался как «расширенная версия» S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. Люди, интересующиеся миром Зоны, знают, что GSC обещали очень много всего в своем проекте, но в 2007 году мир увидел игру, намного урезанной в сравнении с обещанной. Но, к счастью, в Сети сохранились build’ы ранних версий игры, в которых было немало контента, не попавшего в ТЧ, и вот в 2007 dez0wave решили воссоздать именно тот полноценный S.T.A.L.K.E.R..
И, пожалуй, в этих ребят все же получилось уделать GSC в очень многих аспектах. Очень символично, что, как и оригинал, этот любительский мод уж ооочень долго ждали, и нет ничего странного, что оба проекта удались, несмотря на ряд нескольких технических ошибок.
Итак, главной фишкой Lost Alpha есть обильное количество ранее неопубликованных/вырезанных локаций, монстров, персонажей, аномалий, артефактов и просто возможностей, которые ранее были обещаны GSC при разработке ТЧ.
В первую очередь, это все тот же S.T.A.L.K.E.R., все та же Зона, зов которой невозможно игнорировать, если раньше уже (не)повезло ее посетить. Как и раньше это грустное и очень опасное место, где срываются маски в людей, и каждый выживает в истинном облике своем без лицемерия. Даже не смотря на царящее там лето, Зону все равно часто сковывают свинцовые тяжелые тучи, готовые сразу затмить тепленькое солнышко и навеять сталкерам необыденную грусть. Все так же в Зоне нет постоянного направления ветра – он всегда несется со всех сторон одновременно, обескураживая любого живущего там человека. Все та же опасная в Зоне ночь, когда не видно ничего вокруг, кроме неба и слышно одинокий агонический собачий вой, предупреждающий раззяв смотреть в оба, даже путешествуя по, казалось бы, безопасном участке дороги.
Все так же сталкеры в редких лагерях играют на акустической гитаре или губной гармошке известные только им песни, шутят несмешные шутки, а на радио играют все те же треки. Все так же Долг сухо встречают одиночек, а свободовцы – шутя. Все так же по полям и лугам бегают своры псов или стада кабанов, с которых иногда несколько невнимательных особей попадают в аномальные ловушки, где выживают немногие из них – Зона чтит баланс. В общем, грустное и покинутое это место, где людей все так же убивают люди.
Команда dez0wave полностью чтит все эти законы и правила, созданные GSC, и в тоже время они привнесли в игру, чего не хватало раньше.
В первую очередь игра впечатляет локациями. 28 полноценных самобытных красивейших громадных локаций и, что главное, оригинальных, а не придуманных горячими головами «от фонаря», с которых почти треть созданных с ноля, например: «Завод «Росток», «Лес», «Темная Лощина», «Деревня», «Янтарь», «Стройплощадка», «Окрестности Припяти» (она же Чернобыль-1), «Генераторы», «Мертвый город» и пару новых лабораторий. Следует отметить, что та локация «Янтарь» из ТЧ перекочевала в новое место на карте, и теперь носит наименование «Цементный завод», а от старого «Янтаря» остался только Сахаров. Кроме этого с Чистого Неба добавлена локация «Болота», только очень переработана.
Среди старых только локация с баром «100 рентген» кардинальных изменений не потерпела, кроме названия в «Бар-Росток», а остальные стали неузнаваемы. Каждая из них «обросла» новыми видами ландшафтов, постройками и зданиями и их комплексами, элементами инфраструктуры и привязанными к ним типов монстров и аномалий. Например, на озерах или болотах царит гегемония полтергейстов ну и кабаны разные с плотью там иногда забредают, но не суть важно, зато глупой ночью (она всегда такая) красотища какая, когда стоишь себе отдыхаешь по колени в радиоактивной воде и смотришь на порхание горящих огоньков и электрических сфер под вибрирующий гул возле расположенных «трамплинов» и назойливое пиликанье детектора аномалий. И так можно на пару минут зависнуть, глядя в монитор, пока один из них (в лучшем случае) тебя не заметит – лучше бежать. Что касается остальных монстров, то в постройках и лабораториях нас будут ждать снорки, кровососы, бюреры, зомби, зеленные карлики и контроллеры, на открытых территориях кабаны, плоти, изгои, слепые псы и дикие кошки, а также изгои. Следует понимать, что новые, казалось бы, монстры не такие и новые. Их попросту вернули.
Что касается опасности, то, пожалуй, контроллеры именно здесь, в Lost Alpha, являются самыми опасными даже в одиночку. Еще за несколько сотен метров от сталкера они проводят мощные пси-атаки на его сознание, которые сопровождаются реалистичными галлюцинациями и потерей нормальной координации движений, и при длительной пси-атаке жертва попросту умирает. Благо, есть средства активной и пассивной защиты, но сталкера в этом случае спасет как можно быстрое уничтожения контроллера – действительно самого опасного порождения Зоны. В чем прикол карликов и изгоев, к счастью, увидеть не удалось, т.к. их весело убивать еще с дистанции. Мало ли…
Так-с, отошел я от темы, пожалуй-с.. Как уже говорилось, что Зона выросла в масштабах в сравнении с предыдущими проектами. Главное, что все эти нововведения выполнены настолько скрупулезно и предельно близко к истокам, что забываешь, что играешь всего лишь в любительский мод. Огорчает только, что некоторые постройки полностью заброшены: ни монстров, ни сталкеров, ни тайников, но узнаешь об этом только на выходе, испытав при этом неоднозначные эмоции, ведь сердце билось в бешенном темпе, ожидая внезапных атак в спину тех же снорков или кровососов. А их нет.
Некоторые локации, например «Темная лощина» и «Деревня» созданы (воссозданы) для того, чтобы прокатиться на машине. Ура! Наконец можно порулить баранку уазика, изворачиваясь от «трамплинов» или «холодцов», правда, если менять локацию на машине, игра может вылететь, а когда машину уничтожить (для этого хватит пару раз наехать на ловушку, и повезет, если сами выживите) или у нее кончится бензин, придется почти 10-15 минут передвигаться на «автоногах» (на любителя). К счастью, и бензин, и машину можно купить у торговца, а если насобираете несколько сотен «тищ» рублей, можно купить БТР (но он ужасно много жрет соляры).
Кстати, именно в «Темной Лощине» имеем возможность познакомиться с воссозданной группировкой «Грех», к которым отношение вроде и «Враг», но по ходу дела, они такими не являются, даже несколько квестов дадут. Довольно мрачная группировка с печальной историей. Кстати_2, в этом моде имеем возможность вести диалог и содействовать с представителями и бандитов, и военных, но преимущественно диалог с ними всегда ведется с помощью оружия. С монолитом и наемниками разговор короткий.
От собственных впечатлений добавлю, что самая адская локация, это «Подземелья Припяти». Она с первого раза кажется очень запутанной, слишком темная, много аномалий, а для нормального прохождения нужно иметь почти с десяток антирадиационных препаратов или спиртного, ибо долго протянуть не получится. Но если повезло пробраться в этой кромешной фонящей тьме к выходу, нам повезет увидеть чудо машиностроения – многоковшовой экскаватор. Хоть и бесполезная элемент дизайна, но впечатления такие же, как и от чертового колеса в Припяти – дух захватывает делать скриншот за скриншотом.
Cкачать мод Lost Alpha можно здесь: http://www.moddb.com/mods/lost-alpha