Андрей Прохоров из 4A Games интервью об успехах и критике Metro: Last Light, новых играх, Сталкере и Тарковском

“В детстве я пропустил американский фильм. Это главная причина появления S.T.A.L.K.E.R и Metro” – интервью с Андреем Прохоровым, руководителем 4A Games

Киевский офис 4A Games, конечно, не похож на темную пещеру, о которой рассказывал Джеймс Рубин. Вполне обычный и даже симпатичный украинский офис. Впрочем, окружающая его полузаброшенная (разве у нас бывают другие?) промзона местами заставляет задуматься о небольшом таком постапокалипсисе.

Неподготовленному глазу иностранца такое окружение одной из самых известных в Европе студий по разработке игр действительно должно, наверное, казаться странным и неподобающим. Мне же – нормально. Примелькалось.

Раздолбанный асфальт, слегка облупленные стены, поверх них выцветшее лаконичное рекламное объявление: «Цемент, склотара», на проходной живет огромный выводок упитанных и дружелюбных котов независимого и диковатого вида – мы дома. В гостях у лучшей, наверное, украинской студии-разработчика.

«Вот так мы живем, и тринадцать лет делаем игры про постапокалипсис», – посмеивается Андрей Прохоров, основатель и креативный директор 4A Games. Он вообще производит впечатление человека очень позитивного, а когда говорит о своем деле, то делает это с жаром и увлеченностью. Еще одно яркое впечатление – это человек, который всегда трезво, без пафоса и достаточно самокритично оценивает свои проекты и не стесняется признавать ошибки и недоработки.

Сейчас, когда скоро будет уже полгода с момента входа Metro: Last Light, как вы относитесь к этому проекту? Какие эмоции вызывают воспоминания о проделанной работе?

 – Очень хорошо относимся. Наше детище. Эмоции усталостно положительные. Работы было проделано очень много, как для команды нашего размера, но результат хороший. Не идеальный, но, тем не менее, ругать себя не за что. Сделали то, что можем на сегодняшнем этапе нашего развития.

Оглядываясь назад, не хочется что-то переделать, дополнить, изменить?

 – Много мелочей, до которых просто не дошли руки. Из более крупного – не успели, как следует дотюнить бленды анимаций – это то, что бросается в глаза. При этом сами анимашки неплохие, но момент бленда во многих местах корявый. Программеры сделали супер бленд к концу проекта, но времени на дотюнить уже не хватило.

Ну и если вспомнить о поговорке «если бы знал, где упал – соломки бы подстелили» было бы клево включить в игру хардкор уровень сложности «а-ля Metro 2033» с более медленными анимациями оружия, с меньшим количеством доступних игроку ресурсов.

——————————————————————————————————————————

Почему после выхода Last Light для критиков первой части она стала культовой… где же вы раньше то были?

——————————————————————————————————————————

Довольны тем, как игру приняли игроки и игровая пресса?

 – Нет! (смеется) Хотя, в общем-то, все замечания были справедливы, хоть и не всегда логичны. Люди, которые ругали нас в первой части за медленность и корявость оружия и стрельбы, во второй вдруг стали ругать, что «вот раньше таки было клево». И тогда и сейчас при этом понижали нам оценки.

Мне понравился комментарий одного из фанов по этому поводу: «Почему после выхода Last Light для критиков первой части она стала культовой… где же вы раньше то были?». При этой нелогичности, тем не менее, критика справедлива. Улучшения второй части сделали игру действительно проще, и чуток ушло вот то чувство выживания в страшном и опасном мире.

Три кита студии 4A – Евгений Федорец, Андрей Прохоров, Вячеслав Аристов

А коммерческие успехи вашего детища порадовали, или надеялись на большее?

 – И опять нет. PC версия продалась лучше почти в два раза, чем первая часть, а вот консоли  остались на прежнем уровне. Нам объяснили, что продажи игр на консоли предыдущего (фактически уже) поколения у всех разработчиков и издателей ниже ожиданий – люди просто замерли в ожидании Next gen-а. Так что, увы, кардинального скачка не произошло. Немного лучше, чем первая часть…

Многие  критиковали Metro: Last Light за то, что режим рейнджера был доступен только по предзаказу, или для купивших специальное DLC. С чем было связано такое решение?

 – Это вопрос к издателю. Мы не принимаем, к сожалению, такие решения. Нам оно тоже не нравится если что. Теоретически мы могли на это повлиять, но важно понимать – мы в конце проекта продохнуть не могли и думать о чем-то, что не относилось непосредственно к разработке, у нас просто уже не было сил и времени.

После банкротства THQ права на Metro: Last Light купили Deep Silver. Как все тогда прошло?

 – Тяжко было, как нам, так и издателю. Много организационной волокиты было…

Многопользовательский режим для Last Light был сначала заявлен, и описывался вами с немалым энтузиазмом, а потом его отменили. Какова его судьба?

 – Скажу честно, мы не успевали с мультиплеером к выходу игры. А продлить разработку на полгода THQ уже не могло себе позволить с финансовой точки зрения. Поэтому мультик пока отодвигается в будущее.

Гендиректор Koch Media (медиагруппы-владельца издательства Deep Silver) недавно вполне определенно высказался о поддержке дальнейшего развития игровой вселенной Metro. 4А Games будет участвовать в работе над новыми играми серии?

 – Вероятней всего да. Теоретически это может сделать кто-то еще, но тема ведь весьма и весьма специфическая.

Игры от украинских разработчиков часто обращаются к теме разрушенного мира – вспоминают You Are Emty, “Анабиоз”, “S.T.A.L.K.E.R”, и, конечно же, ваше “Метро”. Это уже наша национальная визитка и многие говорят, что корни такой тяги к постапокалипсису лежат в специфичном переосмыслении постсоветского опыта. Думаете это верно? Что эта тема значит лично для вас?

 – Окай – открою тайну великую. Это потому, что в один из дней лета 1977 года мы с отцом не взяли билеты на американский фильм «Козерог-1» и пошли на фильм Тарковского – «Сталкер». Это причина. И она – Главная… И это меня реально очень веселит.

Кадр из того самого культового фильма Тарковского – “Сталкер”

Можно было бы конечно, говоря о «почему апокалипсис сегодня так популярен в командах Украины» растекаться мыслию по древу: «Чернобыль, развал СССР, депрессивные 90-е годы, необычно-странное общество, рожденное из всего этого и, как следствие, необычный менталитет и психология украинского разработчика компьютерных игр». И все это частично – тоже, правда.

Но основное – отсутствие билетов в кинотеатр на «Козерог-1» летом 77-го... Спасибо отцу, которого, к сожалению уже нет, что он меня на «Сталкер» фильм затянул… мне было 7 лет.

Явно не детское кино же…

 – “Сталкер” Тарковского – это 100% фильм не для 7-летнего ребенка. После просмотра отец сказал маме, что «фильм – шедевр». Я сильно возражал. Возражал еще лет 10-12 (смеется)… Ок, фильм инди-шедевр, это правда. Кто не видел – посмотрите… если вам больше 7 лет. Я согласен с папой сейчас, а тогда это была трехчасовая мука.

Мы знаем, что «все идет из детства» и видимо я был так сильно поврежден фильмом, что повзрослев решил его воплотить в жизнь в виде компьютерной игры. Плюс в 13 лет прочитал основу фильма – повесть Стругацких «Пикник на обочине», кстати она гораздо «дружелюбней» фильма Тарковского.

——————————————————————————————————————————

Когда некоторые молодые люди, играющие в «Метро», говорят нам: «Плохо, нет свободы, поучитесь у людей, которые сделали S.T.A.L.K.E.R. – мы ржем…

——————————————————————————————————————————

А теперь ближе к сути ответа, к сожалению нет большого количества украинских команд работающих в жанре апокалиптики, есть ОДНА – это команда, начавшая свое формирование с Олеся Шишковцова, Александра Максимчука, Сергея Кармальского, и вашего покорного слуги в далеком 2001 году…

Потом к ней присоединились еще примерно 30 человек, и эта команда сделала S.T.A.L.K.E.R. Позже практически эта же команда сделала «Метро». Да, несколько людей остались на GSC и делали аддоны с вновь набранной командой. Поэтому когда некоторые молодые люди, играющие в «Метро», говорят нам: «Плохо, нет свободы,  поучитесь у людей, которые сделали  S.T.A.L.K.E.R. – мы ржем. Хотя конечно раньше мы были лучше – моложе, красивей… (смеется)

Да, но есть и другой пример того же “Анабиоза”…

– Вот «Анабиоз» действительно делали люди, которые никогда не работали над «Сталкером» – команда Action Forms. Это вообще Первая Украинская Команда Разработчиков Компьютерных Игр, под руководством Игоря Карева. И это была по настоящему самобытная и хорошая игра. И я искренне жду, когда Action Forms вернутся в большой спорт.

Вы не устали от разрушенных безрадостных и мрачных миров в играх, где мрачные суровые мужики сражаются за безрадостное выживание?

 – Да. Теперь хочется, чтобы светлые и милые девчонки сражались в радостном и ярком мире!

Не скажете пару слов о вашем новом проекте? О том, который вы характеризуете как STALKER в космосе, и о котором Сергей Климов писал восторженные слова, что это «поэзия игровой индустрии»?

 – Будет очень круто! Но, пока это все что я могу сказать.

Фото: galyonkin.com


					 


				


Теги: , , ,


Автор: Николай Ильченко Усі публікації:
Меня зовут Николай Ильченко, и вот уже лет 20 я играю в компьютерные и видеоигры. Ну и пишу о них лет шесть, конечно. Наверное стоило бы давно перейти в какую-нибудь тему "повзрослее", но... игры это интересно. И о них стоит думать и говорить, хотя бы потому, что они - один из важнейших факторов формирующих мироощущение нового поколения. Да и нашего - чего таить...
  • Hellblazer

    Отличное интервью, интересный человек и команд 4A Games в целом.
    К слову, их Metro: LL получилась отличной, для меня лично – это игра года.
    Ну, вообщем, спасибо.

  • ArdenDanmer

    Интервью это круто. Хотеть больше.

  • Taras Malanchuk

    Дуже сильне інтервю. Живе та цікаве. Хлопцям величезний респект! А ще я у захваті спостерігав як буржуї росказували про Метро, із неймовірним захопленням.

  • Kirill Dnepropetrovets-Ts

    GW, а ещё планируются интервью? Просто вот это интервью, например, получилось отличным и весёлым. И не “роботизированным”, что немаловажно. Вопросы получились нестандартными, ответы – тоже. Повторюсь, но интервью отличное. 🙂

    Ведь я как раз люблю, когда человек начинает рассуждать о чём-то более высоком, нежели игры. В данном случае, сейчас речь пошла о впечатлениях после фильма, которые повлияли здорово на человека. Интересно было почитать об этом.

  • Guest

    “усталостно положительное”?
    Господи, помоги это развидеть.

  • Coole

    Обычно, когда Разработчики не хотят о чём-то говорить -это значит что они что-то уже затеяли…

  • ArtGlu

    Для меня основные недостатки ЛЛ заключаются в:
    -музыка хуже 2033, так же как музыка в ЧН и ЗП хуже ТЧ – нет “того самого” эмбиента
    -сюжет слишком милитаристический и тема с черными во многом повторяется, хотя вселенная метро имела гораздо больше возможностей и направлений для сиквела, тот же сюжет 2034 можно было сделать натурально как Ласт оф Ас, а выбрали боевичек про коммуняк(извините).
    Есть ещё куда недостатков типа множества старых ассетов, озвучки, но это всё бытовое, можно простить

  • oleg

    Сколько интересно было получено денег за тщательное перемешивание фашисткого образа и “красных”. Шито белыми нитками. Тошнит от таких нелепых декораций. Игра в этих местах походит на дурдом, и смешно и грустно.. Интересно, сам г-дин Прохоров думал ли о том, что было бы, если бы не те самые красные в 40 ых? Существовал бы он вообще?!.. этот Прохоров. Хорошо бы ему почитать Мединского “Война” или хотя б посомтреть you tube “гоблин о сталине”..

  • mofovik

    Претензии не по адресу, это тебе к Дмитрию Глуховскому – сценаристу игры

  • Иван Троловский

    “Сколько интересно было получено денег за тщательное перемешивание фашисткого образа и “красных”. ” – хорошо отработал, прямо по методичке, еще и Мединского приплел, начальство все ж таки, хорош, хорош, премию дадут ))

  • Иван Троловский

    Претензии к реальности – лево-фашисты и право-фашисты тупо одинаковые через пять минут после полного захвата власти.

  • oleg

    Хотите сказать, что мнение Пучкова про Сталина “тож шлак”? ) Хорошо, убираем мединского – читаем самого Жукова (Жуков, Георгий Константинович
    Воспоминания и размышления) или буквов много? Или кто-то хочет сказать что Жуков может фашист? И в девяностые года на территории евроазиатского континента пал фашистский режим и родилась демократия? Когда мне племянник, который постояянно во что-то играет, заявляет мне про то, что красные это хуже фашистов, то мне становится как-то не по себе. Вы то сами что-то читали? Суворова может быть? ))

  • oleg

    Глуховского “Сумерки” мне лично больше понравились чем “Метро”. У самого автора в его произведении показана как раз та самая психоневрологическая больница. При давлении внешних факторов (радиация, нехватка продуктов, оружия, нападения каких-то тварей) люди успевают стать ортодоксальными фашистами или коммунистами и заниматься какой-то фигней.. Ну он автор произведения, что хочу то пишу. Игра тоже относится к художественному произведению.. Только вот “читают” его неокрепшие мозги, взахлеб без разбора. А потом получаются всякие опусы. Посмотрим, и вы и я, что будет черз 7 – 10 лет, когда поколение это подрастет. Все познается в сравнении.

  • Иван Троловский

    Жуков – фашист, как и все большевики. Я его читал, ты не поверишь, сколько я всего читал, судя по твоим утверждениям, вы и десятой доли того, что я читал, не видели. Если человек мне на голубом глазу пишет байки про то, что у немцев всего-всего было в 41-м больше, и дивизии у них больше и вообще, что вы хотите с нашей технической отсталостью от них? – то у меня нет ему веры. И как ему не рассказывать байки, если он, начальник Генштаба перед войной, непосредственно несет ответственность за случившееся, и будет себя и своих боссов выгораживать? Чем, собственно, и занимался всю кнингу, или это неочевидно?
    В 90-е годы на территории евразийского континента советско-номенклатурные фашисты переоделись в другую одежку и стали называть себя “демократы”, пока народ не стало тошнить от этого слова, тогда они переоделись в другую одежку и стали звать себя “патриоты” – россияне, что характерно, что тогда велись, что сейчас ведутся на их брехню как дети малые.
    Пучков – типичный их интернет-политрук на зарплате… вернее, как раз насчет его не уверен за зарплату. С мусарилы, который сначала из пацанчиков-безотцовщин выбивал черенком от лопаты признания на ментовской пресс-хате, а потом их в интернетике окучил и стал жизни учить о том, какой Сталин хороший был, полушутя им тем самым черенком угрожая, с подонка, сначала рассказавшего (в лихие 90-е, конечно) как он в Чернобыль не поехал, потому как не дурак – здоровье дороже (я сам ту газету тогда в руках держал – ага) – станется, а теперь в морализм “патриотический” ударился – так вот с такого дерьма станется и за бесплатно фашистом быть. Продавая свою бездумную публику всяким рекламодателям он и так подымает нормально. Впрочем, кето же откажется от лишних деньжат?
    Суворов же, несмотря на многие свои серьезные ошибки (в 80-е 90-е многие факты просто еще не были известны, для начала), принципиально куда более прав, всей этой насквозь лживой “патриотической” сказки, которую тебе вбивают в голову по заданию олигархии…
    Да что, впрочем, говорить…
    Если вы на голубом глазу пишете: “Сколько интересно было получено денег за тщательное перемешивание фашисткого образа и “красных”” – (юный пионерчский огонь такой, че )) ) – то что с вами говорить? Если вы до сих пор не поняли, кто в нашем интернете (российская и приравненная к ней олигархия) и за что (Сталина надо, робяты, чтоб порядок… демократий не надо! демократия зло! кстати, у нас для вас нет другого сталина, кроме Пу… так что живите тихонько) деньги платит – то что с вами говорить? Это же наивность детсадовца, который при этом думает, что жизнь уже понял, потому что ему дядя-политрук рассказал. Вот и шли бы к Пучкову читать, какой Сталин хороший…

  • mofovik

    Жду откровений про Антаолия Вассермана, зажгите еще!

  • Иван Троловский

    Онотоле? )) “Почта Потупчик – почта России” же. И он там есть. Так что, мне интересно только: ему Потупчик гонорар так отдает, или страпонит эту бородатую фашистскую проститутку перед этим?…

    Впрочем, вы же не знаете кто такая Потупчик… И про историю с её почтой тоже не слышали 100%… Вы же, заи пушистые, вообще не понимаете где живете, и что вокруг происходит, но Мнение имеете. Живите дальше в своем фентезийном мире, сформированном Гоблином и Калофдутием… “Страна эльфов” блеадь…

  • Иван Троловский

    P.S. А насчет Гоблина вы вот как-нибудь попробуйте его спросить за то интервью и фразу про Чернобыль – ну говорил же, не помню где – то ли “Бульвар”, то ли “Факты” – такого типа газетенка, и 100% было… А вот спросите его сейчас, спросите. Понаблюдайте что будет – может что-то поймете о том, как мир устроен, наконец-то…

    …Начать за Прохорова и закончить Пучковым, это по ощущениям как – мы им за балет и керамику, а они нам: “Это все херня, вот мы вчера видели таких жирных зеленых мух над кучей говна – вот то была тема!!! А это – тьху!!!” – Геймеры-дрочеры, что сказать…

  • mofovik

    Еще! Еще! Больше ненависти ко всем! Кругом марионетки Кремля! А фамилия у тебя замечательная:)

  • Иван Троловский

    То есть ты считаешь, что платных кремлевских интернет-пропагандистов не существует? Няша, я хочу жить на твоей планете детства )))

  • Taras Malanchuk

    Иван Троловский – типовий “дослідник калу” . Такі люди живуть спогадами, як жінки, вони не можуть нічого створити. В основному “дослідники калу” або не реалізовані чуваки, бо дослідження фікалій то не прибуткова справа (: Або злиті, як потенційно не цікавий матеріал своїми ж у певний важливий час. Або добряче опрокинуті батьками і т.д. “вихователями”. Або просто розчаровані, бо у свій час очаровувались калом, як чимось зоряно-прекрасним. Так, вони можуть бути доволі підкованими книжковими червяками, але якщо їх просіяти через індукцію та дедукцію, то такі тролі сипляться не розуміючи неформальної логіки та не витримуючи причинно-наслідкових звязків безструктурного рівня управління увагою. Простими словами, це не дурні, проте не чисті помислами жовті карлики. Тому раджу давати їм кал – порціонально, а то вони як починають в ньому копатись і вигадувати “сказки Венского леса”, то вже потім їх складно стримати на простому такті, треба постійно давати ляща, аби примат-дослідник калу бачив де гарно пофарбований біленький тин людини, а де його хлів-лабораторія (: Але що тут ще сказати, якби не ці фекально-опальні науковці, ми б меньше знали про людську фізіологію та вади і розлади психіки. Одним словом – казково-феєричний дятел!

  • Иван Троловский

    “Националист” поддерживащий почитателей кремлевских политруков Онотоле (ну там знаешь, Голодомора не было, а если и был, то так и надо этим хохлам тупым, Сталин хороший был итд) и Гоблина? – боже, какой же ты лох ))

  • Taras Malanchuk

    Взагалі я Ксеноморф, Сталініст, Трансгрессор, Інсайдер та Українець. І ще багато хто, але то пусте. В цю дискусію я не хочу вступати – не мій інтерес. А про Сталіна раджу почитати хороші книжки, а не ту ту ту ла ла ла пропаганду. Аналітику читайте, як наприклад ”
    Форд и Сталин: о том, как жить по-человечески”.
    Мєняйлова почитайте http://www.vairgin.ru/ Почніть хоча з відео-аналітики. А якщо цікавить пропаганда, то починати потрібно з http://read24.ru/fb2/edvard-berneys-propaganda/ а не Гебельса, теж мені політрук. І Ви маєте дуже недалекоглядне припущення про мої судження, знання та світогляд. Чому така реакція? Бо з Вашої сторони немає конструктиву – лише одні токсини та жовч. Де приклади? Де просвітницький стиль наставника? Де аналітика? Де література, яка дасть хлопцям щось суттєве та навчить мислити сильніше? Ви що босяк чи шпана якась? Мабуть з віком має в першу чергу постукати у двері відповідальність.

  • mofovik

    Какой интересный пациент. Я своего мнения не высказывал, так что за меня придумывать не нужно. Это насколько надо быть невменяемым человеком, чтобы придти на игровой портал обсуждать политику и сыпать разоблачениями?

  • mofovik

    У человека наболело, смотри, как страдает! Пусть выговорится, правда, здесь место не подходящее

  • Taras Malanchuk

    Ох, mofovik, mofovik. Твоя сердешність колись тебе погубить (:

  • mofovik

    Я еще за дурачков из интернета не переживал:)

  • oleg

    Ну “советско-номенклатурные фашисты переоделись в другую одежку”, тогда во что периоделась основная масса народа? Люди, которые вчера жили в стабильном “фашистском” режиме вдруг почувствовали свободу демократии – стали друг друга переезжать, взрывать, менять товар на товар чтоб не опухнуть.., это наверно от счастья.
    Откуда это выражение “на голубом глазу”? какая этимология?.. “байки про то, что у немцев всего-всего было в 41-м больше, и дивизии у них больше и вообще, что вы хотите с нашей технической отсталостью от них? – то у меня нет ему веры.” – тут я так и не понял, что вы хотели сказать. Из предложения не получилось сделать прямой вывод. Кол-во техники у нашей страны в годы начала войны было не шибко великое. Так тыл не спал и работал без остановок за зря по-вашему? Прабабка моя успела кое-что рассказть, бабка еще жива. Сладко тогда никому не было, и к Сталину у них у обех не шибко теплые чувства. Но и кирпичами никто не гадит: “Да было вот так, тяжело было…” Не читаю газет. Выводы получается делать самостоятельно. Внимательно надо следить за происходящим.
    История это факт. Это случившееся. Разное только отношение к этому. Человек созидающий, решивший на своем участке расширить хозяйство, не будет рушить до основания существующие постройки. Он приладит новый сарай к старому, подопрет новыми оглоблями.. И выглядеть может будет это не эстетично, не по-европейски, но затевается это для пользы дела. А не чтобы срач разводить. А с подрастающим поколением просто заниматься надо. Племяш играл ведь и в сталкера, спросил что он знает о месте, где это произошло. Он не знал, что это Чернобыльская АЭС ))

  • Иван Троловский

    “Взагалі я Ксеноморф, Сталініст, Трансгрессор, Інсайдер та Українець.”



    Тарас, а ви не пробували Хармса читати? Скажімо: “Четыре иллюстрации того, как новая идея огорошивает человека, к ней не подготовленного”.

  • Taras Malanchuk

    Хармса, Ви серйозно? Казкотерапія, це найменше, що мені потрібно. Пффф просто Лоу…

  • Ребята если вы еще не поняли главный месседж Глуховского, а потому и Метро Ласт Лайт то он очень прост и понятен тем людям, которые объективно воспринимают историю (не пропаганду с обеих сторон) и выносят из нее уроки. А посыл элементарен – разницы между нацистами и сталинистами/коммунистами – нет. Все это одного поля ягоды, тоталитарные режимы где просто форма и оправдания преступлениям против человечности разные. В одном случае за Фюррера, за чистоту расы, в другом за Сталина за трудовой и безликий народ, где якобы все должны быть равны. А суть остается одна – геноцид, убийства своих же граждан ради “высшей цели”, поиски врагов народа, этнические чистки и т.д. Вот и все. И лично я в этом позицию Глуховского и игры поддерживаю.

  • Taras Malanchuk

    А посыл элементарен – разницы между нацистами и сталинистами/коммунистами – нет.

    Ох…

  • mofovik

    А мне почему-то смешно

  • Kirill Dnepropetrovets-Ts

    Конечно, существует – политические технологии Интернет не могут оставить в стороне. 🙂

    Но я бы не стал говорить, что тут прям все проплаченные. Сколько людей – столько и мнений. 😉

  • mofovik

    Ты – марионетка Шпеля! Сколько тебе Принц платит? 😀

  • Taras Malanchuk

    Дмитрий Глуховский про украинцев.

  • Kirill Dnepropetrovets-Ts

    Очень-очень много. 🙂

  • SlimBaron

    А есть?

  • mofovik

    Ты не поверишь, но есть:) А еще демократия им не уступает в жестокости

  • Taras Malanchuk

    Кіба показує поверхневий рівень, а сам як С.Гайдай не дає йти далі, бо маніпулює. Між Червоним командиром, який розстрілює та німецьким офіцером, який розстрілює – різниці немає. 2 перепрошитих функціонери системи, які еволюційно не здатні проявити себе на кращому полі, але між тим, на що опирались ці 2 системи – є велика різниця. Німці свого добились – розссекретили технології, які в рази сильніші атомної енергії, а США та Сталіну кинули для притравки фуфло, яке досі не дає ніякого результату у фундаменльних дослідженнях науки (згадуємо Теслу та плачемо). Паша каже про – політичні конструкції, але є надполітичні та наддержавні. І тут дивись, арійський воїн, як Кіба маніпулюю. Він поєднує 2 абсолютно різні сфери – сферу політичну та сферу духовну. З політичної бере підтекст установок – нац.соц. vs ком. і притягує до цього людські цінності. В полі нац.соц. vs ком. – людина має лише ціну, а на місце духовних цінностей вводить штучну балванку – “свобода-не свобода”. Духовні цінності людині може дати лише “духовное сословие”, це закритий клуб, наддержавна та надрелігійна організація. І так як Кіба не знає про справжні духовні цінності, бо вони йому не доступні, як і тобі, маленький екстріміст, як і мені, тому і виводить судження операючись лише на ті поняття, процеси, моделі, конструкції, схеми та теорії, які йому доступні, які вивчав та практикував. Маленький Сковорда, вивчай краще “теорію соціальною еволюції” замість сурогату 3-го Рейху, який вони кинули на затравку.