Последние годы статьи из Интернета мутируют в гибридный нарратив. Лучшие редакции ставят эксперименты, сшивая в рамках одного текста традиционные параграфы, анимированные картинки, видеозаписи и даже необычные скрипты. Например, вот как это делает редакция Polygon, освещая тему отношений между F2P и детской игровой аудиторией. Получается любопытно и очевидно, что за этим будущее, пишет известный игровой обозреватель и блоггер Дмитрий Веселов.
Стоит согласиться, что такая интерактивная форма подачи материала – может быть весьма информативной, потому что при его прочтении вы полностью углубляетесь в тему. Это происходит за счет того, что материал максимально задействует почти все органы чувств человека: вы одновременно читаете, смотрите видео, анимации, фото, слышите фоновые звуки и мелодии. Хотел бы я почитать обзор, скажем про S.T.A.L.K.E.R: Lost Alpha в таком виде, как это сделал “Коммерсант” в своем шикарном интерактивном репортаже с Чернобыля? Однозначно, да!
Однако, по словам Дмитрия Веселова, в прессе дальше умеренных экспериментов дело не заходит, и на то есть объективные причины, с которыми невозможно не согласиться. Реально, сколько я не читал таких статей, они зачастую выходят перегруженными и тормозят, словно игры. В зависимости от мощности вашего компьютера они могут либо закрашить браузер, либо вообще привести к необходимости перезагружать компьютер. Разные браузеры также по своему реагируют на такие тексты и без багов и косяков верстки также не обойтись.
Получается, эволюции текстов из интернета мешает сам интернет, вполне резонно констатирует Веселов.
Еще один минус подобных материалов: если при их верстке редактор нарушит тонкую грань между количеством текста и медиа в пользу последних, то, собственно, в текст уже не особо вчитываешься. Ты просто, как в детстве, “читаешь” книгу, листая картинки, не обращая внимания на сам текст и его меседж. Такие перегруженные медиа-контентом статьи уже становится просто интереснее смотреть, чем читать.
Но не все так плохо, отмечает Дмитрий Веселов. У нас уже появилось электронное гетто, где эти проблемы не играют никакой роли — формат электронных журналов. Тут не имеет значения скорость загрузки, совместимость браузеров и производительность отдельных машин. Ведь большинство планшетов похожи друг на друга.
Электронные журналы могут стать зоной нового медиа. Тем пространством, где скучные абзацы статей переживают свою сингулярность, прогнозирует автор.
Причина по которой именно электронные журналы могут получить второе дыхание, по мнению Веселова, кроется в скорости развития Интернета и передачи информации. С каждым годом Интернет становится все быстрее, и все меньше информации передается по новым каналам. Блоги, где можно было писать длинные и умные тексты, кажется, уже окончательно вытеснил шустрый твиттер. Форум с длинными тредами reddit, все больше оказывается под давлением imgur и instagram. Их пользователи уже даже не пишут, а обмениваются информацией, перебрасываясь картинками.
Скорость обновления информации в лентах такая, что статью, которую десять человек готовили три недели, через пять минут после публикации не видит никто.
Именно поэтому, по мнению Дмитрия Веселова, электронные журналы нужны нам как заповедники длинных текстов. Со временем, они могут превратиться в “хабы” по интересам, сборники больших тематических статей, которые обновляются раз-два в месяц и собирают аудиторию, не смешиваясь с шумом информационных лент.
Многим редакциям до сих пор кажется, что они новостные медиа. Тем не менее, понятно, что конкурировать по скорости с твиттером они не могут. И через пару лет выиграет тот, кто будет делать упор на уникальность текстов, а не на легкость чтения, уверен он.
Однако здесь есть и другая серьезная проблема, о которой не стоит забывать и которая ставит под сомнение жизнеспособность вышеупомянутых прогнозов. Пока что электронные журналы и газеты на планшетах не являются массовыми и уж, тем более, самоокупающимися. Для западного медиа-рынка это все еще эксперименты и порою не самые удачные. Показательная история – судьба iPad-издания The Daily, эксклюзивной планшетной газеты мощнейшей медиа-корпорации Руперта Мердока News Corp.
iPad-издание The Daily, запустили в феврале 2011 года, а закрыли уже в декабре 2012 г., уволив ни много не мало 170 сотрудников. И это несмотря на 100 000 подписчиков на iPad, iPhone и Galaxy Tab 10.1, при стоимости подписки в 1 долларов в неделю, или 40 долларов в год, что для среднего западного обывателя вообще не деньги. Тем не менее издание оказалось весьма убыточным, только на его запуск и продвижение было потрачено 10 млн. долларов, а общие убытки достигли 30 млн.
А теперь давайте спросим себя, есть ли у игровых сайтов и тем более журналов, которых осталось совсем немного на международном рынке – такие бюджеты и ресурсы? И стоит ли овчинка выделки?
Ведь требования по качеству продукта к электронным журналам такое же, если не выше, чем к печатным. Например, в свое время в Украине закрылся, пожалуй, лучший игровой журнал в нашей стране – Gameplay. Закрылся не в последнюю очередь потому, что он был слишком качественный для нашего рынка и не мог окупить соответствующие затраты и большой штат в условиях кризиса: начиная от крутых верстальщиков, фотографов, наличия студии для съемок, аренды помещения, и заканчивая необходимостью платить весьма высокие гонорары привлеченным топ-авторам.
Журнал, конечно, мог и дальше выходить, перейдя на более дешевую бумагу и в целом за счет снижения общего качества продукта и количества авторов. Но зачем, если это был бы уже не тот журнал и без видимых перспектив? Сегодня от журнала Gameplay остался только один сайт, которым по-сути занимается один человек, его главный редактор Дмитрий Курятник, а ранее это дистанционно делал тот же Дмитрий Веселов из Новой Зеландии. И этого для ITC, видимо, вполне достаточно – сайт дает трафик и живет за счет кросс-рекламы транслируемой в рамках проектов холдинга.
Еще один пример: над IGN Russia работают три человека и то, по словам руководителя проекта Константина Говоруна, русской версии довелось пережить времена, когда она оказалась на грани выживания. В целом, сейчас на рынке игровых СМИ, особенно в наших краях – довольно трудно вести дела. Руководитель gmbox.ru Илья Овчаренко справедливо указывает на общее падение трафика в игровых медиа.
Тот же IGN.ru был вынужден отказаться от масштабных видео-проектов – слишком затратное это дело. “У него слишком неэффективно соотношение затрат к привлекаемой аудитории”, – отмечает Говорун и ждет профи авторов, готовых писать большие, качественные и интересные тексты за бесплатно…
Еще один пример – Антон Логвинов, который из-за трудностей с поиском крупных рекламодателей и заказчиков на свой видео-контент (Mail.ru ушел) был вынужден объявить кампанию по сбору средств среди читателей. Одному из самых популярных блоггеров с посещаемостью 60 тыс. в день (1.8 млн. в месяц) – деньги пожертвовали всего… 1 тыс. человек на сумму 565 тыс. рублей. (около 16 тыс. долларов) на которые ему предстоит содержать целую студию и платить зарплату сотрудникам в Москве. Исключительно на эти деньги, честно говоря, долго не проработаешь.
А сколько из нас готовы пожертвовать денег на планшетный игровой журнал или оплачивать подписку на него? Хотя бы те же 40 кровных долларов в год, как у The Daily или EDGE?
Чтобы сделать качественную планшетную газету, в The Daily работали 170 человек. Понятно, что это была ежедневная газета и такое большое количество сотрудников необходимо. Но вряд ли даже трое самых крутых игровых журналистов на голом энтузиазме смогут выпускать качественный планшетный игровой журнал, напичканный шикарными репортажами, длинными текстами и интерактивным видео-элементами, как у планшетного Edge, где он является лишь продолжением печатной версии и популярного сайта. То есть, имеет за собой надежный тыл.
Для этого нужны не только пишущие люди, но и команда хороших дизайнеров-верстальщиков, видео-редакторов, программистов и большие деньги на зарплаты и продвижение, которые просто не окупятся, потому что профильных игровых рекламодателей в этой нише практически нет. Их сейчас не так уж и много даже на онлайн рынке. А вести Интернет-сайт на “вордпресе”, продавая потихоньку рекламу и собирая, при надобности, деньги путем краудфандинга, они смогут, легко.
«Нужно только понять, что будет работать на смартфонах, а что — нет», — отмечает директор по стратегическому развитию таблоида The Sun Дерек Браун, говоря о перспективах издания электронных газет и журналов. Пока что этого еще никто толком не понимает.
***
Собственно, именно по совокупности всех этих причин и факторов лично я не верю в будущее и успех игровых журналов на планшетах как отдельных элитарных проектов (а не заповедника маргинальных инди-изданий для 10-20 читателей в месяц), особенно на просторах СНГ. В интерактивные фичеры и лонгриды на игровых сайтах уровня Polygon, как сейчас, – да. И то, преимущественно там, на Западе, а не у нас. А вы верите?
Комментарий эксперта
Директор по продуктам Kanobu Алексей Горностаев считает, что выпуск игрового журнала исключительно на планшете – не оправдан. Причина здесь даже не столько в самом медиа и его контенте, сколько в специфике каналов его дистрибуции (см. схему) и возможности эффективно использовать их уникальные преимущества, пока они их сохраняют.
“AppStore, Google Play, Web – это каналы дистрибуции. У каждой свой набор плюсов и минусов. Я считаю, что дистрибутировать свой контент нужно через любые площадки, если там есть твоя аудитория и нет смысла дистрибутироваться и завязываться на одну площадку”, – отмечает Алексей Горностаев.
Другими словами, в случае с мобильными маркетами AppStore и Google Play их уникальными преимуществами являются push уведомления и покупки внутри приложений.


