Дэвид Брабен (David Braben) может войти в историю не только как великий геймдизайнер. Надо сказать, Elite: Dangerous – современная реинкарнация старой доброй “Элиты”, на которой я вырос еще со времен “Поисков” и CGA мониторов, получилась просто отличной. Дэвид Брабен рискует войти в историю как великий комбинатор (или просто лжец) от игровой индустрии. Один из тех людей, который в прямом смысле этого слова, дискредитирует краудфандинг.
2 апреля 2015 г. без предупреждения и каких-либо предварительных анонсов и рассылок. Реально внезапно, грубо говоря, втихаря – появилась Steam-версия Elite Dangerous.
Сказать, что это стало шоком для комьюнити игры – это ничего не сказать. В течение последних лет Дэвид Брабен и вся его команда клятвенно убеждали, что игра никогда выйдет в Steam. И, что владельцы PC могут приобрести ее лицензионную копию исключительно на сайте elitedangerous.com.
Например, в интервью «Еврогеймеру» от 26/09/2014 в ответ на прямой вопрос журналиста «Планируется ли выход Elite Dangerous в Steam», автор игры отвечает однозначно и бескомпромиссно: «Нет! Я не вижу никакой выгоды от этого шага…»
Жителям СНГ, вроде меня, пришлось купить игру за кровные 60 долларов – другой альтернативы не было. Я купил ее две недели назад… Сказать, что сейчас чувствую себя обманутым – это ничего не сказать. Но так же чувствуют себя обманутыми и тысячи бэйкеров, которые вложили свои деньги на разработку игры на Кикстартере, а потом и непосредственно на сайте.
Ни я, ни они, судя по всему, не получат бесплатного и вполне законного ключа Elite: Dangerous для Steam как обладатели цифровой версии игры. Steam ключа, который сейчас по-сути ничего не стоит для студии Frontier. Ведь разработка игры уже была ранее полностью оплачена комьюнити.
Конечно же, разгорелся нешуточный скандал. Пилоты завалили официальные форумы вполне справедливым требованием предоставить ключ для активации игры в Steam. Все, что смогли ответить разработчики, – это невнятное «мы, возможно, посмотрим, подумаем».
Спешно выпущенный пресс-релиз, в котором представители студии Frontier уверяют, что «разницы между версией Elite Dangerous в Steam и игрой с клиента на сайте – нет», еще больше обозлил фанатов серии.
Вы шутите или считаете всех идиотами? Разница колоссальная!
1) Во-первых, я как владелец игры, купленной на сайте, лишаюсь Steam ачивок и trading cards, которые понятное дело, рано или поздно, прикрутят к стимовской версии Elite: Dangerous. Для онлайн-песочницы без сюжета – такие ачивки крайне важны.
2) Во-вторых, из личного опыта скажу – родные сервера Elite: Dangerous весьма тормознуты и нестабильны. В некоторых локациях при более чем среднем скоплении живых игроков начинаются серьезные лаги и фризы.
3) Скорость скачивания клиента игры и его обновления с оригинальных серваков Elite: Dangerous также не блещет. Когда я купил игру, то установка проекта шла на скорости 600-800 кб./с. Я промучился около 4-х часов. Аналогичная ситуация с установкой патчей. В то же время закачка через Steam всегда идет на стабильной скорости 4-5 мб/с. Ведь у них есть отдельные сервера-зеркала в Украине и России.
4) Cамый главный минус игры на ванильных серваках. Там нет доступа к вашей библиотеке друзей из Steam, удобному текстовому чатику и удобной голосовой связи. Сетевые и социальные функции Steam на голову выше тех, которые могут предложить разработчики Elite: Dangerous. Плюс возможность делать онлайн-трансляции и публиковать скриншоты и видео через Steam, создавать локальные обсуждения, руководства, следить за своей статистикой.
5) Не забываем и про Steam распродажи. Не каждый может заплатить с нашим то курсом доллара 60 зеленых за игру. Да и европейские геймеры не гребуют экономией денег, покупая желаемые игры на именно на Гейбовских распродажах, которые легко отслеживать, в отличие от сайтов разработчиков.
В общем, если разработчики так и не дадут всем владельцам игры бесплатную Steam копию, то мы станем свидетелем наглого обмана в погоне за дополнительной прибылью.
Все это серьезно подорвет доверие миллионов игроков к такому инструменту независимого финансирования разработки игр как краудфандинг. Многие открыто говорят, что если бы знали, что игра выйдет в Steam, то не вкладывали бы в нее деньги, а дождались бы полноценного релиза на более удобной платформе.
Но их ведь убеждали в обратном! В том, что они вкладывают деньги не просто в игру, а в ее развитие и будущее на отдельной, независимой платформе и что другой альтернативы не будет. Кстати, ранее в студии Frontier нарушили еще одно свое обещание – сделать одиночную игру без DRM-защиты и необходимости постоянного подключения к интернету. Сейчас соло мод есть, но требует постоянного интернет-подключения, а это уже совершенно другая история. Такое “соло” никому не нужно.
Еще одним неприятным “сюрпризом” стало неожиданное появление микротранзакций. Хочешь красивые скины для кораблей? Никаких других вариантов их получить, кроме как купить на сайте за реальные деньги, а не заработанные в игре кредиты – нет.
Как после этого можно будет вообще доверять разработчикам, выходящим на краудфанндинг, если даже такие гранды, как Дэвид Брабен, не выполняют своих обещаний. Более того, принимают решения, которые откровенно предают ранее занятую принципиальную позицию.
Решения, о которых никто из комьюнити не был предупрежден заранее. И пока они совершенно не отвечает справедливым интересами и желаниям большинства людей, которые своими вложениями сделали появление и пострелизную поддержку Elite: Dangerous возможными… Надеюсь, у Дэвида Брабена и его команды хватит адекватности, чтобы все-таки предоставить владельцам игры Steam копию. Иначе – это будет серьезный удар по репутации студии.