Создатели таких MMO игр, как World of Tanks, World of Warplanes и World of Warships из белорусской компании Wargaming.net эксклюзивно для GW ответили на вопросы читателей и редакции, которые мы собирали для этого коллективного интервью некоторое время назад.
Из материала вы узнаете много интересной и новой информации о теперешних и будущих проектах известных разработчиков. На вопросы GameWay от лица Wargaming.net отвечал менеджер проекта World of Warplanes Александр Зезюлин.
Как родилась идея и почему вы решили создать «Мир танков», самолетов и кораблей, а не какую-то фентезийную ММОРПГ?
Сначала и в самом деле подумывали о фэнтези, подготовили тестовую локацию, несколько моделек орков и эльфов, но вовремя остановились. Хотелось предложить игрокам нечто новое и интересное. Фентезийных ММОRPG не счесть, а много вы знаете стоящих милитари MMO-экшенов. У компании на тот момент уже был опыт разработки военных стратегий (Order of War, «Операция «Багратион»), поэтому было решено посвятить игру военной технике. Ставка была на то, что оригинальный сеттинг привлечет внимание онлайн аудитории, пресыщенной цветастыми Корейскими MMO по мотивам Толкиеновской мифологии. Не говоря уже о том, что тематика Второй мировой войны никогда не утратит актуальности на Постсоветском пространстве и понятна игрокам во всем мире.
Почему вторыми стали именно самолеты? Очень просто: мы любим не только танки. Авиасимуляторы – еще одна страсть большинства разработчиков, и предложения делать проект «про самолеты» высказывались еще на ранних этапах работы над World of Tanks. Поэтому, когда, отшлифовав нашу смесь аркады и симулятора на наземных боях, мы стали задумываться о расширении перечня техники, выбор лег на авиацию. Неохваченным оставалось только море – здесь выбор был очевиден.
Есть ли в планах еще какие-то проекты, кроме World of Warplanes и World of Warships. Возможно, что-то с классической одиночной кампанией?
В рамках Gamescom 2012 мы поделились подробности браузерного проекта компании – коллекционной карточной игры World of Tanks Generals, которая перенесет лучшие элементы World of Tanks на карточную доску, позволяя под новым ракурсом взглянуть на многопользовательские танковые баталии. Что касается сингплеера, некоторые его элементы будут в World of Warplanes (в частности, в рамках обучающих миссий). Однако полноценного игрового проекта с одиночными компаниями мы не планируем.
Как вам работается с украинской “Первой студией”? Почему вы решили объединить свои усилия именно с этой компанией, а не с любой российской, коих намного больше на рынке. Над чем именно работают в «Первой Студии»? Будете ли вы и дальше продолжать сотрудничество?
С компанией Persha Studia мы работали еще над World of Tanks. Сначала Wargaming заказывал в Киеве 3D-модели и игровые ассеты, со временем было принято решение расширить сотрудничество. Сейчас в Persha Studia передана практически вся разработка нашей самолетной ММО, а также часть работ над новым чатом, который войдет во все проекты компании.
Мы очень довольны результатами сотрудничества. Опыт киевлян и качество выполнения ими проектных задач позволили нам существенно усилить Wargaming в целом.
Чем вы вдохновляетесь?
Непросто ответить на этот вопрос за все те сотни людей, что работают над нашими проектами. В компании собралось много увлеченных военной историей сотрудников, так что хроники и архивы – однозначный источник вдохновения. Многие увлечены военной техникой и техникой вообще, мы часто обсуждаем какие-то вещи связанные с прогрессом теоретической и прикладной науки в этой сфере человеческих знаний. Большим подспорьем являются и пользовательские отзывы, особенно услышанные вживую на киберспортивных мероприятиях, выставках. Очень важно видеть, как в твою игру играют не только коллеги, но и просто незнакомые геймеры. Наблюдать, как это происходит, какие эмоции вызывает бой.
Я не фанат танков и самолетов. Я люблю машинки. Сделаете World of Cars? Что-то на подобие Twisted Metal, только круче и для PC.
Сейчас компания работает над серией MMO проектов, посвященных легендарной военной технике середины XX века: World of Tanks, World of Warplanes и World of Warships. Рано говорить о новых проектах, пока не исчерпан потенциал текущих. Впрочем, ведущий продюсер компании – большой поклонник автомобилей. Так что, все может быть.
Вы ориентируетесь на СНГ-аудиторию, как на ключевую, или как на плацдарм для наступления на западных игроков?
Мы предпочитаем не вешать подобные ярлыки ни на один из регионов. Действительно, на территории СНГ проект стартовал раньше, чем на Западе. Убедившись, что игра успешна на Постсоветском пространстве, на свой риск запустили бета тестирование на Западе. Мы предлагали игру многим крупнейшим мировым издательствам. Они смотрели на наше «неэльфийское» ММО с большой долей скептицизма. Но лишь до тех пор, пока не появились результаты открытого бета-тестирования западной версии World of Tanks. Вот тут-то мы и вздохнули с облегчением – цифры свидетельствовали о том, что на Западе игре обеспечен такой же взрывной старт, как и в России. Теперь издатели сами жаждали заполучить проект, но было поздно – к тому времени компания Wargaming сама стала паблишером.
Успех World of Tanks явно увлек Wargaming в сторону создания ММО-экшн-симуляторов. Несомненно, это очень перспективное направление, однако многие игроки помнят Wargaming в первую очередь как создателей отличных стратегий. Стоит ли ждать игр этого жанра от компании Wargaming в будущем?
Сейчас можно с уверенностью говорить о нескольких тенденциях развития индустрии компьютерных игр. Во-первых, онлайн игры стали самым быстрорастущим сегментом рынка во всех с развитой структурой интернета. Во-вторых, мультиплеер вытесняет однопользовательскую составляющую из большинства проектов. Ну и, безусловно, не стоит забывать про растущую популярность free-to-play модели.
Мы предпочитаем быть в авангарде, поэтому не видим смысла делать cинглплейер или ограничиваться рамками одного жанра (будь то TBS, RTS или FPS). World of Tanks воплотил в себе элементы RPG, экшена, стратегии и шутера. Жанровое многообразие сохранится и в World of Warplanes. В этой игре, однако, будет сильнее выражена RPG-составляющая. Дело в том, что численность экипажа в самолете обычно ниже, чем в танке, а значит у игрока больше возможностей для того, чтобы уделять внимание развитию каждого члена. Геймплей World of Warships тяготеет в сторону RTS, но в то же время сохранит и элементы других жанров.
Вопросы по World of Tanks
Вокруг игры сложился определенный миф по поводу того, что без премиума играть и развиваться в World of Tanks невозможно. Мол, наступает такой момент, что бесплатно играть нельзя уже, или продавай прокачанную технику или вливай деньги. Игра хороша, аналогов нет, и вряд ли скоро появится, но все больше заметно как разработчики концентрируют внимание на своем заработке, а не на игре в целом. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
Вы очень точно определили подобное представление об игре: это не более чем «миф». Именно в тех случаях, когда игроки с донатом всегда побеждают, люди разочаровываются и уходят из игры. Нам не нужна ситуация, когда кто-то заходит в World of Tanks, покупает абсолютное оружие и становится победителем всех и вся. В этом отношении мы непреклонны.
Платные услуги в World of Tanks направлены на ускорение прокачки и кастомизацию техники (что не сделает победу легче). Играть успешно и приносить пользу команде можно и без доната. Ни премиум-аккаунты, ни «золотые» снаряды, ни покупаемые за золото танки, ни другие «покупаемые» возможности, никоим образом не влияют на баланс, и если вы хорошо знаете игру – вы сможете сделать решающий выстрел, даже против того, кто заплатил.
Когда наконец-то начнете нормально распределять игроков в лобби? Играть с оппонентами-донатами на 2-3 уровня выше не доставляет удовольствия.
Актуальный балансировщик настроен таким образом, чтобы игроки получали максимум удовольствия от игры. Игровой баланс в боях World of Tanks на данный момент нас полностью устраивает.
Когда в игре появится реализм? Как я могу не видеть врага в чистом поле? Ну и что, что он за пару сот метров. Это же танк! Его невозможно не заметить…
Это не танковый симулятор, а аркадная игра с элементами симулятора. Полного реализма мы никогда не обещали.
Когда допилите графическую составляющую? У меня ПК тянет “танчики” на максимальных, но это максимальное качество графики меня не устраивает. Слишком много мыла.
Оптимизация графики – одна из ключевых составляющих ближайшего обновления. С выходом версии 8.0 на всех картах заметно изменится освещение, начнется работа над визуальным улучшением игровых локаций.
Вопросы по World of Warplanes
Многие геймеры жалуются, что ждут инвайтов на бета-тест игры даже по пол года, от чего зависит скорость и порядок получения приглашения? Сколько еще будет длиться закрытый бета-тест?
Активация заявок на бета-тест зависит от потребностей проекта. Бета-тест в его закрытой стадии – это скорее труд, чем удовольствие. Пользователи сталкиваются с большим количеством проблем и ошибок игры. Запустить на тест всех желающих означает заранее распугать их сырым продуктом. По мере того, как основные огрехи игры будут исправляться, а новые фичи и контент внедряться, мы будем запускать все больше ожидающих теста игроков. До старта ОБТ на закрытую бету попадут практически все подавшие заявки. Сроков запуска мы традиционно не сообщаем.
В одном из интервью с Wargaming говорили, что World of Warplanes не конкурент War Thunder. Получив доступ к первому и посмотрев видео о втором, у меня сложилось впечатление, что игры очень похожи. Не боитесь, что War Thunder обскачет вас?
Это неверное впечатление. Игры очень разные, и подходом к организации игры, и ощущениями от собственно боя. Мы желаем российским коллегам успехов в непростом деле ММО-строения и будем рады сразиться с ними за пользовательское внимание. Однако всерьез конкурировать мы собираемся не с другими самолетными симуляторами, а с чемпионатом по футболу, олимпиадой, летними каникулами и прочими массовыми явлениями.
Несмотря на то, что в новом патче для World of Warplanes появились тонкие настройки штурвалов, летать на них все равно все еще неудобно. Выходит странный парадокс в ависимуляторе: управлять самолетом и особенно вести прицельный огонь сейчас удобней связкой мышка+клавиатура, чем джойстиком-штурвалом. Будет ли исправлена эта ситуация и каким образом?
Не очень понимаю, о каких тонких настройках идет речь. Всерьез джойстиками и геймпадами мы еще не занимались. Сейчас проделана работа по их подключению к игре и возможности их использовать в принципе. Доводка и полировка этих типов управления начнется, когда мы будем абсолютно довольны тем, как работают общеупотребимые мышь и клавиатура.
С недавних пор вы развиваете World of Tanks в том числе как кибердисциплину, можно ли ожидать, что World of Warplanes тоже станет киберспортивной и по нему будут проводиться любительские и профессиональные турниры?
Да, мы уже получили запросы от нашего e-Sports отдела и готовимся внедрять в игру специальные камеры, настройки, режимы для обеспечения удобства киберспортсменов и организаторов турниров.
Когда выйдет World Of Warplanes и появятся ли в нем новые линейки самолетов других наций?
Закрытый бета тест начался в июне. Осенью 2012-го стартует открытое бета тестирование, в котором могут принять участие все желающие. Его цель – проверить игровой баланс, корректную работу введенного функционала и нагрузку на серверы; найти и устранить ошибки и «донастроить» игру под нагрузкой. В релизную версию World of Warplanes войдут самолеты 5 наций: США, Германии, СССР, Великобритании и Японии.
Вопросы по World of Warships
Нет ли планов на создание MMORTS? Поговаривают, что World of Warships будет уже больше стратегией, чем экшном. Если это так, то расскажите, в каких аспектах геймплея это будет проявляться.
Это так лишь отчасти. В игре World of Warships только один класс кораблей будет играть в большей степени в RTS, чем в экшн – этот класс называется авианосцы. Игроки на этих кораблях будут поднимать в небо эскадрильи самолетов в десятки машин, и потом, как в классических RTS с “видом сверху”, отправлять эти эскадрильи кликами мышки в атаку.
Будут ли в World of Warships подводные лодки?
Вспомните историю: подводные лодки – это стелс-юниты с достаточно низкой скоростью. которые никогда не были эффективны в линейных сражениях и не несли никакой пользы флоту, несмотря на многочисленные попытки множества наций. Линейные сражения – ярко игрового процесса в World of Warships, и субмарины попросту не вписываются в такой геймплей.
Можно ли будет в World of Warships летать на палубных самолетах и нет ли планов объединить ее с World of Warplanes?
Нет, управление самолетами не предусмотрено и планов слияния проектов нет, поскольку один топовый авианосец США типа «Мидуэй» нес на себе около 100 самолетов, а это во много раз больше, чем вмещает одна боевая комната World of Warplanes.