Один из известных украинских игровых обозревателей Дмитрий Курятник на днях высказал весьма контроверсионное мнение: “я не читаю превью, практически не смотрю тизеры, не захожу на официальные сайты готовящихся к выходу игр”.
Мол, таким образом он не хочет портить себе удовольствие от игры, поскольку издатели сейчас настолько активно продвигают свои игры, что эту самую информацию больше не нужно выискивать — вот она, совсем рядом.
“Вам, в лучших традициях голливудских трейлеров, с большим удовольствием и во всех подробностях расскажут что, где, как и почему. Причем информационный поток насыщен настолько, что ты успеваешь наиграться в игру задолго до ее выхода. Теряется главное — элемент неожиданности. Нет приятных открытий”, – считает автор.
Честно говоря – не могу с этим согласится. Во-первых, это весьма странная позиция для любого игрового обозревателя, который должен быть всегда в теме. Рядовой геймер конечно же может себе позволить вообще никуда не ходить и ничего не читать, ведь он не несет ни перед кем никакой ответственности – только перед своим кошельком.
Но должен ли человек пишущий обзоры игр наперед знать чего приблизительно от них ожидать, что обещали разработчики на этапе создания проекта, и что из этих обещаний было, выполнено в итоге, или нет?
По моему мнению – просто обязан! Ведь очень часто от игрового журналиста и его материалов зависит, решиться ли тот, или иной человек на покупку игры, откроет ли он для себя новый жанр или доселе неизвестный проект. А это уже совсем другой уровень ответственности.
В противном случае, если бы игровые журналисты не следили за пиар кампанией издателей, вовремя не сделали сравнительные видео и не написали первые разгромные отзывы, многие бы наверняка поспешили и купили Aliens: Colonial Marines, который изначально строился на большом обмане всех и вся. По логике Дмитрия Курятника – это известный бренд, и первые игры серии были весьма хороши, да и делают игру сами Gearbox, авторы культовых Borderlands, чего там думать – надо брать и ждать “приятных открытий”!
Если бы не первые впечатления самого Дмитрий Курятника по поводу Diablo 3, которые вышли за долго до релиза проекта, я бы наверняка купил игру не задумываясь. Еще бы, ведь Blizzard до этого никогда, никогда не выполняли своих обещаний и не подводили ожиданий фанатов! Но, почитав этот текст, и дополнительно изучив вопрос из других источников, я уже понимал, что изменения, внесенные в ролевую систему игры и заложенная в нее идеология настолько далеки от любимой Diablo 2, что это не для меня.
Это – совершенно не то, что мною ожидалось от третьей части. И это знание уберегло от неоправданной покупки разочарования года вместо опять таки “приятных открытий”. При чем, все опасения подтвердились, когда я сам поиграл в бету и в релизную версию игры по гостевому приглашению.
По первым совсем не впечатляющим трейлерам, отзывам и дневникам разработчиков складывалось впечатление, что Stronghold 3 получается какой-то совершенно мутный и к выходу этой игры надо относиться с большой осторожностью, и тем более не бежать сразу же в магазин как угорелый. В общем лучше дождаться первых обзоров, решил я, которые лишь подтвердили опасения.
Игра все-таки была куплена спустя год уже в золотой версии и по большой скидке (в противном случае не брал бы вообще). «Повелся» также на десятки выпущенных к тому времени патчей, надеялся, что довели проект до ума. Терпения хватило на первые миссий 5, затем игра была успешно выпилена, оказалось, что никакие патчи ее уже не спасут.
Если бы я относился к играм по принципу упомянутого автора, я бы попал на деньги по полной стоимости игры, а так я уже знал чего мне ожидать и совершенно сознательно шел на риск.
Да и вообще, я в отличие от Дмитрия Курятника и сторонников его подхода – регулярно интересуюсь различными играми. Во-первых, для собственной эрудиции, как редактора игрового сайта, во-вторых, мне ЭТО НРАВИТСЯ, особенно если речь идет о любимых игровых сериях.
Например, с удовольствием посещаю форумы Paradox Interactive и читаю и смотрю видео дневники ведущего программиста студии Йохана Андерсона (Johan Andersson) по поводу одной из самых ожидаемых лично для меня игр этого года – Europa Universalis 4. А таких дневников уже было выпущено 20 штук.
Чувствую УВАЖЕНИЕ к себе со стороны разработчиков, когда одним из первых в мире получаю доступ к эксклюзивным материалам и бета-патчам по различным играм на закрытых ветках этого форума. Потому, что доступ к ним предоставляется только тем, кто зарегистрировал определенное количество лицензионных копий проектов, выпущенных этой шведской студией.
Мне безумно ИНТЕРЕСНО узнать, как изменится система торговли в игре, какие новые советники появятся, какие новые национальные идеи и бонусы будут, скажем у Венеции, или Генуи. И поверьте, от этого знания я нисколько не пострадаю к моменту релиза стратегии, потому что большинство нововведений давно затребованы фанатами серии и Paradox Interactive очень четко реагирует на пожелания игроков.
Уверен, аналогичные эмоции испытывает каждый, кто реально интересуется любимой игровой серией, независимо от жанра.
Справедливости ради следует отметить что Дмитрий Курятник не призывает нас полностью отказаться от просмотра трейлеров или бойкотировать публикации о грядущих хитах. Он лишь сетует на то, что иногда получается так, что чем меньше ты вдаешься в детали, тем больше удовольствия получаешь в итоге, и каждый раз открываешь для себя что-то новое.
Но пусть каждый из нас задумается над тем, сколько раз игровая пресса, блоггеры и просто ваши знакомые, которые пристально следили за той, или иной игрой, читали дневники разработчиков, анализировали, сопоставляли обещания с реальностью их выполнения – спасали именно вас от покупки провальных игр?
Тех игр, которые вместо удовольствия и нового опыта, подсунули бы вам за красивым названием, и, казалось бы, авторитетным именем разработчика – сплошное разочарование и выкинутые на ветер деньги. Уверен, у каждого найдется по такой игре, мимо которой вас к счастью вовремя пронесло, хотя вы уже потирали руки, готовясь к покупке, или предзаказу.
Перефразируя известную фразу, хочется сказать – мы не настолько богаты, чтобы покупать все игры подряд, каждый раз надеясь выиграть в лотерею или русскую рулетку, как кому угодно, хотя это в принципе невозможно.

